С тех пор как в Новосибирске был построен мусороперерабатывающий завод № 2, прошло уже восемь лет. За это время заводу не раз приходилось останавливать свою деятельность. И если ранее предприятию выйти на свою полную мощность не позволяла величина тарифа, то с текущего года такой тариф специально для НМПЗ № 2 установлен, впрочем, ситуацию это не изменило. Что мешает заводу полноценно работать? В причинах разбирался корреспондент «КС».
В Новосибирской области, по данным департамента ЖКХ региона, с 2012 года построено и введено пять полигонов для утилизации и захоронения ТБО, также до конца первого полугодия текущего года ожидается ввод полигона в Черепанове. В самом Новосибирске в год утилизируется порядка 3,5 млн кубометров мусора. Отходы размещаются на четырех полигонах: Гусинобродском, «Дорожно-эксплуатационного управления № 3» (ДЭУ № 3), полигоне в Пашине — «Новосибирсквторресурсе» и в Академгородке. По словам депутата Законодательного собрания Новосибирской области, члена комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Ивана Сидоренко, полигон Советского района находится довольно далеко и, соответственно, даже из соседнего Первомайского района ТБО вывозить туда невыгодно. Что же касается «Новосибирсквторресурса», то его ресурсы также ограничены. «Продолжительность работы полигона — от силы год, отходов он привлекает на себя уже очень мало», — знает Иван Сидоренко.
При этом, как известно, в городе с 2006 года работает мусороперерабатывающий завод — НМПЗ № 2. Загрузка его на данный момент минимальна, и работать ему приходится по тарифу значительно меньшему, чем того требуется для полноценной деятельности. За всю время своей работы предприятие не выходило даже на половину проектной мощности в 425 тысяч кубометров в год и дважды останавливало свою деятельность.
Попытки городской власти посодействовать загрузке предприятия оказались неэффективными. В свое время мэрия обязала двух из пяти городских перевозчиков мусора — МУП «Спецавтохозяйство» и ДЭУ № 3 — свозить на завод отходы, а затем муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство» (МУП «САХ») арендовало завод. В 2012 году договор был расторгнут. Как пояснил корреспонденту «КС» на тот момент заместитель начальника департамента энергетики и ЖКХ мэрии города Николай Малай, причиной остановки аренды НМПЗ № 2 явилось отсутствие потребителей вторичных ресурсов. Когда НПМЗ № 2 арендовало МУП «САХ», надбавка к тарифу муниципального предприятия составляла 1,5 рубля на 1 кубометр ТБО.
Впрочем, как выяснил тогда корреспондент «КС», побеседовав с рядом экспертов, бизнесменов, чиновников и владельцами успешных проектов в сфере мусоропереработки, причина нерентабельности завода — в недостаточной величине тарифа.
Поэтому для того, чтобы оптимизировать систему обращения ТБО и реализовать генеральную схему очистки города, на совещаниях депутатами и экспертами регулярно предлагалось объединить полигоны по захоронению ТБО. Эта мера позволила бы уравнять тариф на полигонах. Власти к этой идее прислушались недавно, но результатом уже оказались довольны.
В конце 2013 года приказом департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска в ведение МУП «САХ» передан полигон ТБО, ранее эксплуатировавшийся ДЭУ № 3. «Целью решения о передаче полигона является улучшение системы управления утилизацией и захоронением ТБО в городе, а также оптимизация затрат по данному виду деятельности», — пояснили корреспонденту «КС» в мэрии, отметив, что по итогам деятельности по утилизации ТБО за девять месяцев текущего года достигнут положительный финансовый результат.
Таким образом, департамент по тарифам Новосибирской области в 2014 году утвердил тариф на перевозку и утилизацию ТБО в размере 79,7 рубля на кубический метр для НМПЗ № 2. «Раньше на завод, который находился рядом с полигоном ДЭУ № 3, отходы интенсивно не свозили, так как на полигоне был установлен тариф в 25 рублей, а на заводе он составлял 88 рублей. И только с 2014 года предприятие стало получать тариф самостоятельно, без полигона. Таким образом, МПЗ может работать без сдачи в аренду», — подчеркивает Иван Сидоренко.
Кроме того, депутат ЗС как бывший член комиссии по городскому хозяйству утверждает, что необходима дальнейшая оптимизация хозяйственных процессов отрасли, а именно — ликвидация функции перевозчика ТБО у МУП «САХ». Рынок перевозчиков на сегодняшний день в Новосибирске сформирован. Перевозкой отходов в городе занимается не менее 20 компаний. В комитете охраны окружающей среды и природных ресурсов мэрии подсчитали, что в 2013 году пятью организациями, такими как МУП «САХ», ООО «Сороежка–Новосибирск», ООО «МАГ Груп Новосибирск», ЗАО «УК «СПАС-Дом» и ООО «Чистый двор», было вывезено около 50% всех размещаемых на полигонах отходов.
«Считаю, что функцию перевозчика ТБО МУП «САХ» следует ликвидировать. За последние пять лет у него значительно сократился объем перевозки. В то время как затраты на налоги, технику, содержание базы постоянны. Но если убрать перевозку, то это будет действующее предприятие, которое вполне сможет работать и получать прибыль», — уверен Иван Сидоренко. По его данным, объем перевозки МУП «САХ» сократился с 1,5 млн кубометров отходов до 565 тыс. «кубов», транспортированных в 2013 году.
Тем не менее в мэрии анонсируют только возможность реализации проекта совместно с московской компанией «Экология» по строительству двух полигонов и двух мусоросортировочных комплексов. При этом, напомним, два года назад с этой же компанией обсуждалась и перспектива строительства МПЗ. Но на данный момент между мэрией, правительством региона и инвестором заключено только соглашение, согласно которому первая очередь предполагает строительство объектов мощностью до 600 т мусора в год. Ожидаемые частные инвестиции — около 3 млрд рублей.
В Новосибирском городском комитете охраны окружающей среды и природных ресурсов подтвердили, что на данный момент с «Экологией» как с потенциальным инвестором осуществляется взаимодействие по реализации инвестиционного проекта по строительству двух мусороперерабатывающих комплексов. По предварительному плану–графику по реализации инвестиционного проекта пуск объектов запланирован в 2016 году.
Впрочем, еще Владимир Городецкий в бытность мэром признавал, что проектов по мусоропереработке каждый год рассматривается великое множество. Только в 2012 году их количество составило около 40. Остается непонятным только одно: для чего приглашать инвесторов, затем сетовать на их нежелание развивать свой бизнес в Новосибирске, когда в городе уже есть один практически бездействующий мусороперерабатывающий завод. Сами власти включать предприятие в систему обращения ТБО не торопятся. «Не хватает политической воли», — говорит источник «КС», знающий ситуацию изнутри.
На прямой вопрос, планирует ли городская администрация включение мусороперерабатывающего завода № 2 в производственную цепочку по вывозу и утилизации мусора, в мэрии ответили уклончиво, сославшись на экономические обоснования. Получается, что приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 23 января 2014 года согласована производственная программа и установлены тарифы на услуги по утилизации для НПМЗ № 2, величина которых в 2014 году составляет для бюджетных и прочих потребителей 79,77 руб./куб. м, для населения — 94,13 руб./куб. м.
При этом тарифы на утилизацию отходов на полигонах составляют от 32,20 до 41,67 для бюджетных потребителей и от 38,00 до 43,72 руб./куб. м для населения. «Поэтому основной объем отходов направляется на полигоны», — отметили в мэрии, далее подчеркнув, что в настоящее время законодательно не определены методы экономического стимулирования и регулирования деятельности по переработке и использованию вторичных материальных ресурсов, развитию инфраструктуры по раздельному сбору отходов.
Резюмируя все сказанное, стоит также отметить, что львиную доля тарифа на перевозку и утилизацию ТБО занимает именно перевозка, которая обходится в год в 166 руб., в то время как утилизация составляет в среднем 40 руб. Поэтому проекты, предусматривающие вынос полигонов далеко за пределы города (что предлагает «Экология»), выглядят весьма сомнительно, так как это приводит к увеличению расходной части на перевозку. В то время как запуск на полную мощность мусороперерабатывающего завода, несмотря на увеличение платы за утилизацию для МУП «САХ» в 10,9 рубля, приведет к значительной экономии на транспортировке. В то же время для конечного потребителя — жителя стандартной «двушки», если брать во внимание среднюю норму накопления на одного человека в размере 2 кубометров ТБО в год, такое увеличение и вовсе обойдется прибавкой к ежемесячному платежу за вывоз и утилизацию в размере 10 копеек за 1 кв. метр, приводит подсчеты Иван Сидоренко.
Но при этом в городе заработает предприятие, что в будущем поможет привлечь новых инвесторов на строительство подобных объектов, так как согласно генеральной схеме очистки города в Новосибирске должно появиться в общей сложности пять таких предприятий, что увеличит оплату для населения с 1 кв. метра на 50 копеек. Поэтому остается непонятным, каким образом городские власти надеются построить новые эффективно действующие мусороперерабатывающие предприятия при наличии в Новосибирске простаивающих мощностей.