Сколько стоят социальные ярмарки?

30 октября мэрия Новосибирска объявила тендер на предоставление помещения для социальной сельскохозяйственной ярмарки. Исходя из условий закупки, речь идет о продолжении работы площадки, размещенной в торговом центре «Гиперон». Альтернативное размещение, по мнению экспертов, в этом случае вряд ли возможно. Дело в том, что требования сформулированы очень жестко, в частности, указано конкретное расположение здания и точная площадь помещения. Также некоторые участники полагают, что цена заявки завышена.

Ранее «КС» уже писал о том, что в сентябре на сессии горсовета Новосибирска между депутатами разгорелся спор о том, насколько эффективно расходовать бюджетные деньги на организацию социальных продовольственных ярмарок. Тогда говорилось, что в Новосибирске работает две таких площадки: на ул. Большевистской и ул. Петухова. Каждая ярмарка обходится городу в 1,5 млн руб. за месяц.

30 октября был объявлен электронный аукцион на оказание услуг по организации городской социальной продовольственной ярмарки в капитальном помещении. В качестве заказчика выступил департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска. Финансирование будет осуществляться из бюджета города.

Начальная цена контракта обозначена в 39,6 млн руб. Площадка должна находиться в Октябрьском районе между остановками «Гостиница «Обь» и «Мелькомбинат», площадь помещения — от 850 до 900 кв. м. Помещение, в котором организуется ярмарка, должно находиться на первом этаже отдельно стоящего здания недалеко от остановки общественного транспорта и соответствовать еще ряду требований. В частности, должна присутствовать возможность размещения 38 торговых мест, а в здании не должно находиться других продовольственных магазинов.

Участники рынка и эксперты обращают внимание, что выиграть данный тендер может крайне ограниченное количество площадок, поскольку и место размещения, и указанная площадь, и другие требования сформулированы таким образом, что им удовлетворяет по сути лишь одна площадка.

В управлении потребительского рынка мэрии города Новосибирска, которое отвечает за размещение данной закупки, на запрос «КС» ответили, что географическое место расположения ярмарки обусловлено хорошей пешеходной и транспортной доступностью как общественным пассажирским, так и личным автомобильным транспортом. Кроме того, немаловажной являлась оценка рыночной стоимости аренды помещения в месте расположения социальной ярмарки, от которой в том числе зависит сумма муниципального контракта. Также там отметили, что сумма контракта включает содержание персонала ярмарки в количестве 10 человек, коммунальные платежи, содержание здания и инженерного оборудования, текущий ремонт и охрану помещения.

Также «КС» удалось узнать позицию руководителя департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александра Люлько, который хотя напрямую и не занимался формированием данной заявки, согласился прокомментировать общую ситуацию с социальными ярмарками.

В частности, он отметил, что социальные ярмарки признаны достаточно эффективными и жителями Новосибирска, и депутатами, и руководством города. По его словам, данное направление хотелось бы усилить, поскольку цены на таких ярмарках на 20% ниже, чем в среднем по городу. Также он рассказал, что планировалось открыть новую ярмарку в Заельцовском районе, и даже уже было подобрано подходящее помещение, но в последний момент хозяева отказались, поскольку их не устроили предложенные условия. «У нас есть задание от мэра найти помещение для еще одной ярмарки, но с этим есть сложности. Поэтому если кто-то еще захочет предоставить помещение для организации социальной ярмарки, то мы с радостью рассмотрим это предложение и обсудим условия сотрудничества (как правило, это чуть больше миллиона рублей в месяц). У нас не было желания кого-то «отшить». Наоборот, у нас есть желание кого-нибудь привлечь», — добавил Александр Люлько.

Напомним, что при обсуждении темы социальных ярмарок на сессии городского Совета Новосибирска были высказаны две противоположные позиции. В частности, депутат Александр Манцуров поставил вопрос о целесообразности расходования бюджетных средств на ярмарки, которые могут посещать только жители ближайшего к ним микрорайона. С такой позицией не согласился председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству Игорь Салов, который был уверен в том, что рассматриваемый формат позволяет регулировать цены на продуктовом рынке. «КС» вновь обратился к депутатам, чтобы узнать их мнение по данному тендеру, а также уточнить позицию по поводу дальнейшего существования социальных ярмарок в Новосибирске.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Манцуров, депутат Совета депутатов Новосибирска:

— Я видел в Интернете заявку на проведение электронных торгов по подбору помещения для социальной ярмарки. И про объективные торги тут говорить не приходится, потому что описание потенциально необходимого помещения полностью соответствует только одному помещению в городе Новосибирске. Подобрать второе такое помещение невозможно. Следовательно, эти торги — просто профанация с целью формально выполнить законодательные требования. А на самом деле заявка написана под одно конкретное помещение, которое с точки зрения проведения социальной ярмарки — не идеальное.

Почему не идеальное? В первую очередь это касается транспортной доступности. От ближайшей станции метро туда надо ехать несколько остановок на общественном транспорте. Улица Большевистская, как правило, перегружена машинами, да и автобусный транспорт там не очень хорошо представлен. Мы же делаем ярмарку для социально незащищенных слоев людей, у которых нет личного транспорта. Соответственно, она должна находиться в разумной удаленности от станций метро. В пешей доступности. Чтобы человек мог приехать из любой точки города, дойти до ярмарки, купить продукты и потом вернуться домой.

Во-вторых, площадь ярмарки: чем она больше, тем лучше. Поэтому ограничивать аукцион при поиске помещения максимальной границей нецелесообразно. Если найдется кто-то, кто готов предложить большую площадь за ту же цену, это же будет хорошо. Мы тогда сможем принять больше товаропроизводителей. А чем больше будет разных продавцов, тем более социально интересные цены будут на этой ярмарке.

Что касается цены тендера, то если я правильно понимаю, и там будет только один участник, значит, это и будет итоговая цена. И если мы 39 миллионов 600 тысяч рублей, которые предлагаются за три года, поделим на 900 квадратных метров, то мы получим ставку аренды за квадратный метр за месяц около 1200 рублей. По такой-то ставке можно найти помещение в аренду на Красном проспекте. Моя экспертная оценка той площади, где сейчас находится ярмарка, это от 300 до 500 рублей за квадратный метр.

Общая же моя позиция по социальным ярмаркам уже неоднократно озвучивалась. На мой взгляд, они должны проводиться на каких-то пустых городских площадях, а не на арендованных у кого-то. И участвовать в ней должны все желающие. А при том формате, который действует сейчас на ул. Большевистской, только несколько производителей могут продавать там свои товары. Причем в основном это крупные компании (птицефабрики и пр.), а малые участники, фермеры и частные производители, там торговать не могут. Правильная же социальная ярмарка должна быть такой, чтобы на ней все желающие могли выложить свой товар. Ведь только если там будет реальная конкуренция, можно будет говорить о том, что будут действительно низкие цены. При этом город никаких убытков нести не будет, потому что это будет на его площади.

По этому аукциону я уже обратился к мэру Новосибирска. И вроде бы у Анатолия Евгеньевича Локтя есть понимание того, что так проводить тендер нельзя. Будем надеяться, что моя позиция будет услышана и условия тендера будут скорректированы.

Игорь Салов, депутат Совета депутатов Новосибирска:

— Проведение тендеров не относится к полномочиям Совета депутатов. Но я могу высказать свое мнение по поводу социальных ярмарок и как депутат, и как потенциальный потребитель.

Ярмарка на Большевистской, которая находится в ТЦ «Гиперон», на мой взгляд, работает успешно: и по товарообороту, и по посещаемости. Единственная ее проблема — это транспортная доступность. Туда сложно добраться даже жителям Октябрьского района, не говоря уже о жителях других районов города. Поэтому если бы это было возможно по закону, то стоило бы просто продлить работу этой ярмарки, без проведения тендера.

Что касается поиска площадок под социальные ярмарки, то тут есть одна большая проблема: в тендерах на их предоставление мало кто хочет участвовать. Главное условие тендера — это предложение меньшей цены за аренду помещения, находящегося в частных руках. В условиях экономического кризиса владельцы торговых помещений предполагают получить максимальную прибыль от сдачи в аренду своего имущества. Поэтому не проявляют интереса к тендерам объявляемым мэрией города Новосибирска. Также в условиях бюджетного дефицита (имеется в виду в первую очередь — после принятия закона об уменьшении отчислений по НДФЛ в муниципалитеты. — «КС») мы вынуждены задуматься о наших возможностях по развитию подобной формы торговли. Значительные средства мэрия вынуждена тратить на ремонт, содержание помещения и оплату работы персонала (грузчики, контролеры). Так что, хотя дело это и благое, но, как сейчас говорят, коммерчески малоэффективное. И поэтому, возможно, городу придется даже приостановить данный проект.

Сейчас разрабатывается новая концепция: ведется поиск муниципальных помещений, которые в данный момент используются неэффективно, чтобы разместить продовольственные ярмарки на этих площадях. Но это тоже непросто, ведь надо найти помещение площадью не менее 1000 «квадратов» на первом этаже, отвечающее требованиям по транспортной доступности.

Сами социальные ярмарки достаточно востребованы. Жители города здесь голосуют ножками и рублем. А местные сельхозтоваропроизводители выстраиваются в очередь, желая торговать на такой ярмарке.

При этом журналисты и общественники ставят этот вопрос так: эффективно или неэффективно расходуются бюджетные средства? Но когда мы принимали решение об открытии социальных продовольственных ярмарок, то в расчет брали еще одно важное обстоятельство. Жители города часто предлагают вернуть муниципальную торговлю (как было раньше), и тогда были специальные магазины для ветеранов и других льготных категорий граждан, но с принятием 131 ФЗ города потеряли полномочия по организации торговли. Сегодня местные власти имеют право создавать условия. Поэтому это было единственным возможным решением, не нарушающим действующее законодательство. Нам удалось соблюсти баланс интересов.

Но в итоге если количество проблем перевесит количество плюсов, городу придется отказаться от этого проекта. Да, нам повезло с «Гипероном» и с ярмаркой на ул. Петухова, но не факт, что получится найти такую площадку еще раз. Раньше мы планировали открыть такие ярмарки в каждом районе города. Но в ближайшее время вряд ли получится это осуществить.

Если Вы уже задавались вопросом — как выписать человека из квартиры, и не смогли найти на него квалифицированный ответ, советуем обратить внимание на ресурс По закону.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ