Точка сборки

Руководители субъектов СФО на встрече в рамках Дней Беларуси 22 октября с полпредом Николаем Рогожкиным и первым заместителем премьер-министра Республики Беларусь Владимиром Семашко озвучили перспективы развития экономических отношений с республикой. О том, как именно главы регионов планируют взаимодействовать с «братской» страной, — в материале «КС».

Встреча полпреда Николая Рогожкина, заместителя премьер-министра республики Беларусь и глав субъектов Сибирского федерального округа состоялась 22 октября в «Новосибирск Экспоцентре» в рамках Дней Беларуси, где проходила национальная выставка белорусской техники и промышленных товаров.

Полномочный представитель президента РФ в СФО Николай Рогожкин отметил, что президент России неоднократно подчеркивал важность межрегионального сотрудничества и углубления интеграции, в первую очередь со странами, с которыми развиты кооперационные отношения. Первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко напомнил, говоря о перспективах сотрудничества в сфере промышленности, что в советское время республика называлась «сборочным цехом Советского Союза». Также Семашко отметил, что продовольствие является одной из основных статей экспорта: в этом году объемы оцениваются в $6 млрд, в планах — увеличить этот показатель до $6–7 млрд в год.

По словам губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого,регион и Беларусь не один год связывает тесное сотрудничество в разных сферах, и не только в экономике, но и в науке, образовании, культуре. Городецкий озвучил показатели экономического сотрудничества с республикой: доля товарооборота между территориями три года назад составляла 15%, на данный момент он достиг 40%. В 2013 году в Новосибирскую область из Беларуси было поставлено товаров на $218 млн, экспорт составил более $70 млн. Губернатор в качестве примера долголетнего сотрудничества привел примеры взаимодействия области с белорусскими предприятиями «БелАЗ», «Могилевлифтмаш», Минским тракторным заводом. «Мы видим перспективным создание в нашем регионе совместного производства сельскохозяйственной техники и считаем, что необходимо развивать те направления, которые уже есть», — подчеркнул Владимир Городецкий.

Товарооборот между Беларусью и Кузбассом с 1998 года, когда впервые было подписано соглашение о сотрудничестве, вырос в четыре раза и составляет $330 млн, рассказал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. «Здесь мы стабильно занимаем первое место в СФО. В первую очередь мы завозим горную технику, в основном БелАЗы. Из Кузбасса в Беларусь идет в основном уголь, металл, удобрения», — перечислил Тулеев. По словам губернатора Кузбасса, каждый день на угольных разрезах региона работает около 3 тыс. единиц белорусской техники. В рамках сотрудничества в Кемеровской области стали производить кузова для БелАЗов, благодаря чему стоимость каждого самосвала уменьшилась на 1 млн рублей; осваивается полное производство из белорусских деталей 130-тонных самосвалов. Как пример необходимых региону товаров Тулеев назвал 750 лифтов, которыми надо заменять изношенные на сегодняшний день устройства. Также губернатору понравились автобусы Минского автомобильного завода, которые ездят в регионе, — он предложил сразу отправить их в Кузбасс.

«В Красноярском крае используют большегрузную карьерную технику, сельскохозяйственную технику, автобусы, троллейбусы. Объем экспорта из Беларуси достаточно большой по номенклатуре. Мы готовы увеличивать объемы закупок, хотя здесь требуется более эффективная система кредитования. Опираться только на субсидирование процентной ставки за счет средств бюджета не очень продуктивно, потому что значительную часть этой субсидии забирают банки», — высказал свое мнение губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. Он рассказал, что есть намерение создать в крае производство коммунальной и дорожной техники, есть готовность собирать БелАЗы. Важной задачей для регионов Сибири Толоконский назвал понимание, что импорт белорусской техники будет напрямую связан с собственной государственной поддержкой субъектов: «Придется где-то субсидировать, где-то вводить дополнительные налоговые льготы. У органов власти будет больше мотивации, если мы будем производить больше экспорта, который на данный момент ограничен, хотя есть огромный промышленный потенциал. Мы должны предлагать собственные модели по насыщению рынка «братской» страны».

В свою очередь мэр Новосибирска Анатолий Локоть резюмировал высказывания по поводу возможности собирать технику из белорусских комплектующих в Сибири. «Какой бы сильной ни была господдержка, этот путь туда-обратно, почти 9,5 тыс. км, неизменно будет накладывать отпечаток на стоимость продукции и сроки доставки. Новосибирск готов предоставить условия для сборки машин здесь. В городе развивается электроника, но мы испытываем трудности с комплектацией».

По итогам встречи с представителями Республики Беларусь был подписан ряд соглашений, в частности, о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Алтайским краем, меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с министерством образования и науки, протокол о сотрудничестве в сфере реализации информационной политики, о сотрудничестве с торгово-промышленной палатой Новосибирской области.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ