В теплые края не летят

Новосибирск не избежал общероссийской тенденции по спаду спроса на путевки за границу. По сведениям различных региональных туроператоров, турагентств и представителей данного рынка, спрос снизился на 20–50%, в том числе на бронирование новогодних праздников. В данной ситуации представители туристического рынка предпочитают не расширять полетные программы, но, впрочем, и не сокращать существующую маршрутную сеть. Какова средняя стоимость новогодней путевки, почему внутреннему туризму сложно конкурировать с выездным и когда кончится «сезон банкротств» туроператоров — в материале «КС».

«Туристы переходят на более дешевые варианты поездок»

Нынешний осенне-зимний сезон ознаменовался для новосибирских туроператоров и турагентств падением спроса на заграничные путевки. Как отмечает руководитель правовой службы ассоциации туроператоров России (АТОР) Надежда Ефремова, спрос в среднем по рынку на сегодняшний день упал не менее чем на 50%, гораздо хуже, чем в прошлом году, бронируются новогодние праздники.

«Действительно, мы отмечаем падение спроса, — рассказывает директор фирменного агентства «Натали турс» в Новосибирске Елена Хлебова. — Новогодние туры 2–3 года назад продавались активнее. Была мода «раннего бронирования». В силу резкого падения курса рубля и снижения потребительской способности населения бронирований меньше, в том числе и новогодних. Есть тенденция бронирования за две недели и меньше до начала тура. Стоимость путевок в валюте осталась неизменной, но вырос курс».

Соглашается с мнением госпожи Хлебовой и директор филиала «Карлсон Туризм» в Новосибирске Михаил Зайцев. «Новый год продается хуже, чем в прошлом году. Туристы явно переходят на более дешевые варианты поездок или вообще откладывают их. Безусловно, кризис ударил не только по туристической отрасли, а по всем секторам экономики, что и ведет к снижению спроса. Однако мы отмечаем снижение спроса меньше, чем в среднем по рынку. В частности, глубина продаж в «Карлсон Туризм» достигает на сегодня уже июля 2015 года», — подчеркивает Михаил Зайцев.

По данным Ростуризма, за первое полугодие 2014 года общее количество выехавших за рубеж российских граждан снизилось на 9%, из них выехавших с целью туризма — на 3%.

«Несмотря на то что снижение незначительно, динамика очень негативна, так как в предыдущие годы количество выезжавших за границу росло значительными темпами. В частности, за первое полугодие 2013 года общее количество выехавших выросло на 20%, а туристов — увеличилось на 32%, — делится цифрами аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко. — Основной причиной такой динамики является снижение темпов роста экономики и ослабление рубля, что существенно увеличивает стоимость заграничного отдыха».

По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, вполне вероятно, что у отдельных операторов падение было выше в несколько раз ввиду специализации на отдельных направлениях, просадка по которым была выше, чем по рынку в целом, скажем, на уровне 20–30%. «Но все-таки даже такое падение продаж при наличии достаточных ресурсов теоретически не должно приводить к фатальным кассовым разрывам», — считает эксперт.

Налаженными путями

Новых направлений полетных программ в этом году туроператоры не заявляют. «В текущей ситуации ставить новые направления бессмысленно, — считает директор представительства компании Tez Tour в Новосибирске Галина Машухова. —На Новый год традиционно мы предлагаем Таиланд, Вьетнам, ОАЭ, Египет, Индию. Цены держатся на уровне 2013 года».

Так, на текущий момент стоимость путевки в Таиланд из Новосибирска на двоих взрослых в пятизвездочный отель на Пхукете с продолжительностью отдыха в 13 ночей составляет на сайте Tez Tour от 250 тысяч рублей, в ОАЭ — от 150 тысяч. Во Вьетнам, согласно данным «Пегас Туристик — Новосибирск», по аналогичным критериям можно улететь за 220 тысяч рублей, на Бали — от 200 тысяч рублей, в Египет — от 100 тысяч.

«Основными направлениями для нас, как и каждый год уже на протяжении последних пяти лет, также становятся страны Европы с отдельными включениями эксклюзивных туров в Австралию. Кроме того, с 2013 года пользуются спросом новогодние круизы — встреча праздника в море плюс калейдоскоп впечатлений до и после него», — добавляет Михаил Зайцев.

В департаменте выездного туризма туроператора «АКРИС» в этом сезоне пик новогодних продаж ожидают в ноябре. «В данный момент из-за уменьшения глубины продаж новогодний период продается не так активно, как в прошлом году, но, тем не менее, заявки идут постоянно и с нарастанием. На новогодний период больше бронируют Чехию, Таиланд, отдых на островах», — говорит руководитель департамента выездного туризма туроператора «АКРИС» Светлана Коурова.

По мнению Галины Машуховой, происходящие в текущий момент события в политической и экономической жизни страны привели к некоторой стагнации на рынке выездного туризма. «Однако считаю, что данная особенность носит временный характер. Говоря о развитии внутреннего туризма, считаю, что его активному развитию препятствует прежде всего стоимость путевок. Так, отдых выходного дня в Новосибирской области сопоставим сегодня по ценовой категории со стоимостью путевок в Турцию. Когда появится продукт, который действительно можно предлагать потребителю, желающие им воспользоваться найдутся», — отмечает госпожа Машухова, а также добавляет, что конкретно в случае с Новосибирской областью может быть актуальным событийный и фестивальный туризм.

«Сезон банкротств» закончился?

По прогнозам аналитиков, «сезон банкротств» в туристической сфере закончился, и в краткосрочной перспективе новых громких новостей по этому поводу не предвидится. «Основной причиной возникновения неплатежеспособных туроператоров является то, что в этой отрасли многие компании используют средства, уплаченные клиентом, для бронирования билетов и отелей для дальнейшей их продажи, но спрос упал. С завершением же туристического сезона турфирмы существенно сокращают такую активность, что снижает риск банкротства», — считает Роман Гринченко.

Более того, в ближайшее время планируется разработать новые механизмы для регулирования туристического рынка и соответствующие обеспечительные меры.

«На мой взгляд, требования к операторам рынка в отношении собственного капитала и наличия финансового обеспечения рисков могут значительно возрасти. С точки зрения защиты прав потребителей это оправданные решения. Но это одновременно обернется и дополнительными издержками для игроков рынка, значительная часть которых по-прежнему будет смещаться на потребителей, а часть (в худшем сценарии) — компенсироваться за счет различных вариантов оптимизации, что продолжит ставить под угрозу устойчивость таких компаний. Нужны дополнительные механизмы, которые позволят повысить гарантии и распределить издержки по всем участникам бизнес-процессов», — заключает Максим Клягин.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ