«Страхование грузов как отдельное направление бизнеса получило дополнительное развитие»

Страхование грузов не входит в разряд популярных видов корпоративного страхования. Несмотря на очевидные возможности сокращения риска, уровень которого в отдельных случаях можно снизить до нуля, владельцы грузов и перевозчики неохотно приобретают полисы, возлагая основные надежды на традиционный русский «авось». Как развивается данный сегмент в Сибирском регионе и как работают в нем страховщики, рассказал директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Новосибирской области ДМИТРИЙ ШЕВЧЕНКО.

— Дмитрий, какова сейчас ситуация на рынке страхования грузов в Сибирском регионе? Как давно сформировался этот рынок? Каковы основные тенденции?

— Рынок Сибири имеет значительный потенциал, поскольку большая часть местных грузоперевозок на сегодняшний день не страхуется. Объем премий, собранных страховщиками в СФО на данному виду за шесть месяцев 2014 года, равен 177,3 млн рублей, что составляет 1,8% от суммы сборов всего рынка и 0,6% от общего объема страховых премий по добровольному и обязательному страхованию (кроме обязательного медицинского страхования) в регионе. За тот же период страховщики выплатили 23,4 млн рублей, это составляет 0,18% от общего объема страховых премий в СФО и 1,6% всех выплат по рынку. Мы наблюдаем уменьшение объема грузоперевозок, а также частые случаи отказа клиентов от страхования в условиях развивающегося экономического кризиса. По данным представителей лизинговых компаний, объемы их продаж в настоящее время упали на 15–20% по сравнению с 2013 годом. И 2015 год, по их прогнозам, не станет лучше.

Однако положение дел у разных игроков рынка неодинаково. На фоне снижения оборотов бизнеса лизингодателей и негативных тенденций рынка грузоперевозок добиться результата увеличения оборота страховщика возможно за счет системной работы команды страховой компании. Страхование грузов как отдельное направление стартовало в Новосибирском филиале «Ингосстраха» в 2000 году и за прошедшие 14 лет приобрело значительное развитие.

— С чем вы связываете причины активного развития страхования грузов?

— Связываю с возможностями страховых организаций по формированию программ страхования в зависимости от потребностей грузоперевозчика и условий данной конкретной перевозки: характеристик и стоимости перевозимого груза, вида транспорта, маршрута перевозки. Как правило, востребованы программы страхования от повреждения или полной утраты по любой причине. Крупные компании зачастую пользуются генеральными договорами на определенный период. В условиях сотрудничества со страховой компанией рекомендую обращать внимание на дополнительные важные моменты, такие как предоставление персонального менеджера, помощь в организации перевозки груза, поиске транспортной компании и экспедитора, решении вопросов охраны груза и т. д.

— Можете привести примеры крупнейших выплат по страхованию грузов в вашей практике?

— Насколько я помню, в 1998 году ОСАО «Ингосстрах» выплатило, кажется, крупнейшее возмещение за всю историю страхования грузов в нашей стране. Его сумма составила $56,2 млн. Причиной убытка стало падение в декабре 1997 года в Иркутске военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан» с двумя истребителями Су-27 УБК на борту. Тогда сыграло роль, что сработали высокопрофессиональные сотрудники компании и была надежная перестраховочная защита, потому данный страховой случай был урегулирован в достаточно сжатые сроки, а возмещение выплачено в полном объеме. Еще в прошлом году «Ингосстрах» выплатил $440 тыс. по факту утраты автомобиля с грузом дизель-генераторов. Также в 2013 году было выплачено $177 тыс. в результате утраты груза медной катанки при автоперевозке.

— Какие случаи страхования наиболее сложны и требуют высокого уровня компетенции компании?

— Особый участок работы, требующий высокого уровня профессионализма, — обеспечивать защитой грузы, которые перевозятся по всему миру. Недавно нам пришлось урегулировать убытки, связанные с повреждением оборудования на территории США. В этом году мы столкнулись со сложным случаем, связанным с повреждением привода главного двигателя торгового судна. Вместе со страхователем мы приняли оперативные меры по спасанию перевозимого на нем груза, а также ремонту и устранению повреждений. Для осмотра судна на предмет мореходности нами были привлечены международные сюрвейеры — партнеры «Ингосстраха» в Сингапуре.

— Какие основные факторы влияют на стоимость полиса? Как выбрать страховую компанию?

— При выборе страховщика следует прежде всего обратить внимание на опыт работы компании в сфере страхования грузов, на клиентский портфель. Надежность, стабильность и деловая репутация страховщика должны быть на высоте.

Стоимость страхования напрямую зависит от объема ответственности страховой компании. Существуют полисы и с очень небольшими страховыми суммами, средняя стоимость полиса составляет около $100. Но встречаются договоры, по которым лимит ответственности страховщика исчисляется сотнями миллионов рублей.

Хороший страховщик всегда выступает в роли консультанта. После тщательного изучения сделки (условий договора купли-продажи, выбора транспортного оператора, организации самой перевозки) он всегда посоветует, каким образом минимизировать риски и избежать катастрофических убытков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ