Private banking осваивает регионы

В Новосибирске открылся второй офис «Сбербанк Первый» для VIP-клиентов. Стоит отметить, что направление privatebanking в Сибири пока освоили лишь крупные игроки. Причем они по-разному смотрят на его перспективы: одни считают, что в регионах уже становится тесно, другие полагают, что рынок подобных услуг имеет хороший потенциал для развития.

Второй офис для VIP-клиентов в Новосибирске Сбербанк открыл рядом с областной администрацией. Первый подобный офис появился в городе в конце 2011 года. По словам управляющего Новосибирского головного отделения Сбербанка Игоря Безматерных, база статусных клиентов в городе растет. Вопрос в том, чтобы этот статус был еще обозначен и в денежном выражении. «Раньше у нас было большое количество статусных клиентов, но многие были «без кошелька». Мы вынуждены были рано или поздно им объяснять, что или вы становитесь денежными клиентами, или вы рискуете потерять статус VIP’ов», — говорит Игорь Безматерных. Стоит отметить, что для обслуживания в «Сбербанке Первом» нужно иметь на счетах сумму, превышающую 4 млн рублей.

Сейчас клиенты в офисе обслуживаются бесплатно. Со временем планируется ввести тарифный план — абонентскую плату за доступ к персональному обслуживанию и продуктовой линейке этого направления.

Крупные банки начали осваивать privatebanking относительно недавно. ВТБ24 развивает этот сегмент с 2008 года. «А-Клуб» Альфа-Банка занимается этим направлением 10 лет. За Уралом специализированных отделений для VIP-клиентов пока немного. Пионерами этого направления в Сибири стали Новосибирск и Красноярск. Так, в июле 2014 года модуль для элитного банковского обслуживания в Новосибирске открыл Промсвязьбанк. «В принципе, мы ничем не отличаемся от наших конкурентов, — признал Игорь Безматерных. — Есть лишь какие-то небольшие отличия по продуктовой линейке».

Стоит отметить, что Альфа-Банк имеет в СФО всего два «А-Клуба» — в Новосибирске и Красноярске. «Этого достаточно, так как одна площадка может закрывать потребности private banking и в соседних городах», — говорит руководитель «А-Клуба» в Новосибирске Ольга Кемпель. По ее мнению, рынок VIP’ов формата private banking в регионах не очень большой, в отличие от Москвы, поэтому все банки, работающие по нему в регионе, в чем-то пересекаются. «Не скрою, что рынок Новосибирска стал достаточно конкурентен в этом вопросе, особенно в последние годы. В конечном счете от расширения предложения выигрывает клиент. Это стимул и для банков быть в постоянном тонусе», — поясняет Ольга Кемпель.

Клиентский охват Сбербанка по этому направлению шире, чем, к примеру, у ВТБ и Альфа-Банка. Порог вхождения в «А-Клуб» и в сегмент private banking в ВТБ составляет полмиллиона долларов. В то время как клиентами «Сбербанка Первого» в Новосибирске, как уже было сказано, могут стать те, на чьих счетах находится от 4 млн рублей.

В ВТБ24 считают, что рынок услуг private banking имеет потенциал роста до 30–50% в год и что дальнейшее развитие будет идти за счет региональных центров. В то же время здесь полагают, что покорится этот сегмент не всем. «Новым игрокам, безусловно, будет сложно выходить на рынок, так как в этом бизнесе важно доверие к бренду и к персональному менеджеру, с которым работает клиент. Вероятнее всего, по пути развития private banking пойдут самые крупные игроки рынка, остальные сосредоточатся на формате, который мы называем upper middle», — уверен вице-президент ВТБ24, управляющий Сибирским филиалом Станислав Могильников.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ