Как санкции повлияли на развитие ИТ-рынка в Сибири?

Текущая международная ситуация, и в частности санкционные войны не могли не отразиться на состоянии рынка ИТ и расстановки сил со стороны вендоров. «Наступление» вендоров с востока: сценарий ближайшего будущего или уже сегодняшняя реальность? Насколько активно заказчики уже сейчас переориентируют свой спрос? Как в условиях постоянно изменяющегося курса доллара к рублю будут вести себя цены на «железо» и «софт»? Об этом шла речь на круглом столе, организованном группой компаний 2BGroup, модератором которого выступил главный редактор «Континент Сибирь» Александр Месаркишвили.

В рамках круглого стола, посвященному развитию ИТ в сегодняшних условиях, собрались представители вендоров (Lenovo, QTech), дистрибьюторских компаний (OCS), а также заказчиков (банк «Взаимодействие», «Русская телефонная компания», межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по СФО).

Участники дистрибьюторского рынка и рынка системной интеграции сошлись на том, что уже уже сейчас чувствуется усиление азиатских вендоров на фоне ослабления западных, что приводит к замещению позиций на рынке. «Мы видим запросы на принтеры KYOCERA вместо НР, Huawei вместо Cisсo. И это только начало. Все эти процессы начали ощущаться в начале лета (санкции)», — констатирует директор по развитию дистрибьюторской компании OCS в Сибири Артем Пивень. По его словам, увеличился и контроль со стороны вендоров, запрашивающих информацию о конечном пользователе в случае продаж оборудования двойного назначения.

Соответственно сами вендоры с востока активно пользуются предоставляющимися возможностями для развития. «На нас вся эта международная ситуация отразилась положительно. Мы Наблюдаем увеличение госзакупок нашей продукции. Со своей стороны на глобальном уровне мы открываем новые направления, например серверное оборудование, бизнес по которому Lenovo купил у IBM. В корпоративном сегменте мы нарастили продажи на 30%», — поясняет региональный представитель Lenovo в Сибири и на Дальнем Востоке Евгений Иванов, отмечая, что в Сибири доля еще выше общероссийской. «Мы тоже получаем выгоды от санкций, так как мы российский производитель телеком-оборудования для операторов связи», ─ солидарен с коллегой региональный представитель Qtech в Сибири Дмитрий Катромин.

Однако тем не менее, участники дискуссии сошлись на том, что западных вендоров списывать со счетов было бы неправильным. Во-первых, потому что по многим направлениям ИТ российских аналогов пока нет. Во-вторых, потому что ряд крупных игроков рынка так или иначе в вое время «перестраховались», открыв в России локальное производство и поэтому могут называться российскими, как например та же Cisco. Кроме того, у ряда компаний есть в России свои R&D-центры, и вложенные инвестиции являются гарантом того, что соответствующие вендоры не свернут свои проекты в России.

В свою очередь заказчики дали более осторожную оценку происходящим процессам, не разделяя позиции о том, что на рынке наблюдается «передел». «Пока Центробанк не скажет нам использовать другое оборудование или программные комплексы, мы не сделаем это. Ведь мы привыкли к текущему оборудованию. Если, к примеру, какой-либо из западных вендоров уже зарекомендовал себя, то мы со своей стороны уверены в том, что он будет отвечать по своим обязательствам. Вероятность ухода из России крупных ИТ-вендоров, как например, НР, нулевая. Если на рынке появятся дешевые, более интересные решения, то как только это произойдет, мы их рассмотрим. Однако пока альтернативы нет, и искать что-то нет смысла», — поделился мнением начальник управления ИТ банка «Взаимодействие» Яков Гемпель.

В свою очередь гендиректор 2BGroup Андрей Попков напомнил, что как бы люди не критиковали российские власти, импортозамещение в сфере ИТ активно проходит. «Кто бы мог 10 лет назад представить, что российскими будут коммутаторы, базовые вычислительные мощности, ГЛОНАСС, видеонаблюдение? Замещение видно по сетевому оборудованию, где российские производители отвоевывают рынок. На мой взгляд, санкции ─ не спасение для рынка, а дополнительный толчок. Конечный заказчик будет выбирать партнера в рыночной среде. Поэтому сложившаяся ситуация не закроет конкуренцию, а напротив, поспособствует ей», — считает Андрей Попков.

Еще один важный вопрос, который получил дополнительную актуальность, это ценообразование на рынке в сложившихся условиях. Евгений Иванов отметил, что Lenovo как долларовая компания для удобства фиксирует для себя обменный курс на определенном уровне, пересматривая его на периодической основе. Дмитрий Катромин также отметил, что его компания старается держать цены при колебаниях курса до 10% и идти навстречу заказчикам. «С тем же «Мегафоном» мы выполняем контракт по утвержденным еще год назад ценам. В отличие от российских топливных компаний, считаем правильным подходом уменьшать цены при снижении курса».

Сложнее реагировать на ситуацию дистрибьюторам и интеграторам. «Мы в данном случае подневольны и ставим те цены, которые утвердил нам вендор. С повышением курса доллара рублевые вендоры на этот же процент увеличивают цены. Лаг составляет примерно месяц. Зачастую нас заранее предупреждают о повышении цен. Со своей стороны мы стараемся фиксировать цены на определенном уровне», ─ рассказывает Артем Пивень.

Еще одним знаковым наблюдением круглого стола стало то, что многие крупные западные вендоры упорно уходят от развития темы «железа». По словам Андрея Попкова, западным вендорам больше интересен «софт», аналитика. Восточные вендоры, напротив, ухватываются за hardware-рынок. «Перераспределение «железа» уходит на восток, где его производство дешевле. Маржинальность на «железе» стремительно падает. Если бы мы поставляли только вычислительные системы, то нам бы не хватило уровня маржи для выживания на рынке. Поэтому «железо» рассматривается скорее как компонент комплексного пакетного предложения», ─ поясняет Андрей Попков. С ним солидарен и Артем Пивень, отметивший, что сейчас уже становится неважно, на каком «железе» заказчик осуществляете те или иные операции, важно, какой софт он использует.

Говоря в целом о дальнейшем развитии ИТ, некоторые заказчики проявляют скептицизм. «Если цена на нефть упадет ниже $90, то в следующем году не будет никакого ИТ», ─ считает Яков Гемпель. Евгений Иванов и представители другие вендоров, напротив, уверены, что ИТ будут в любом случае, а «азиатское ИТ будет расти». При этом, на рынке происходит естественная оптимизация. «В 2011-2012 годах в гостендеры по ИТ с суммой порядка 80 млн. руб. в Новосибирске заявлялось порядка 12 участников. А ведь для этого нужно подготовить всю необходимую спецификацию, иметь свободные средства для участия. Был неуправляемый рост, когда люди по сути строили бизнес исходя из того, сколько они рассчитывают дать поставщикам, а сколько заказчикам. За последние годы выросла и прозрачность, и маржинальность», ─ поясняет Андрей Попков.

Также участниками были затронуты тема второй волны внедрений программного обеспечения для бизнеса, причин спада на рынке серверных решений, облачных технологий, вопросы использования свободного программного обеспечения, а также то, становится ли умнее видеонаблюдение.

В заключении дискуссии не был забыт и пресловутый кадровый вопрос, в частности как взращивать сотрудников, чтобы они не ушли к конкурентам, как подходить к вопросу стажировок? Своим опытом в этом вопросе поделилась глава кадрового агентства Effectifs Анна Опря. Участники сошлись на том, что функции HR все больше переходят от кадровиков непосредственно к руководителям структурных подразделений.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ