Ожидания оправдались на 80%

Что сильнее повлияло на рынок веб-разработок: события на Украине или отмена «Яндексом» ранжирования по ссылкам? К чему они могут привести — к оттоку клиентов или, наоборот, к росту их числа? Оправдались ли ожидания сибирских разработчиков на 2014 год, про которые «КС» писал в марте текущего года? Обо всем этом — в материале «КС».

Если сюрпризы, то хорошие

«Наши ожидания оправдались процентов на 80», — так вкратце резюмировал итоги полугодия генеральный директор Sibirix Владимир Завертайлов. В целом с этой точкой зрения согласны практически все: ожидания участников сибирского рынка веб-разработок скорее оправдались, чем нет. «Сюрпризов» в прошедшем полугодии оказалось не так много, как можно было ожидать, и положительных среди них оказалось не меньше, чем отрицательных, а больше. Так, например, по словам генерального директора компании Kinetica Алексея Самойлова, при составлении прогноза на 2014 год основной расчет был сделан на заказчиков из Москвы, но основной прирост произошел по новосибирскому рынку, что стало приятным бонусом. «Первое полугодие прошло для нас удачно, нам удалось усилить команду и заполучить несколько звезд городской веб-разработки благодаря удачной трансферной политике. Мы выросли и сделали это даже быстрее, чем планировали», — подводит итог исполнительный директор компании «Космос-Веб» Василий Чупис.

«В 2014 году, — рассказывает генеральный директор «Студии ЯЛ» Алексей Радкевич, — наметились следующие тенденции: в рекламных бюджетах компаний существенно выросла доля интернет-маркетинга, запросы клиентов, заинтересованных новыми разработками, стали заметно разнообразнее. К нам в студию пришли даже те, кто еще совсем недавно вообще не интересовался интернет-промоушеном: госструктуры, муниципальные службы и т. д.».

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост оборота сибирских веб-студий составил от 20% до 65%.

Чего заказывают чаще всего?

Наиболее востребованными продуктами в сфере веб-разработок в 2014 году по-прежнему являются интернет-представительства офлайновых фирм и компаний. Список предлагаемых вариантов здесь очень велик: от простых «визиток», которые можно заказать за пару тысяч рублей, до настоящих коммерческих площадок стоимостью в десятки тысяч долларов. Быстрее всего растет спрос на так называемые landingpage, недорогие одностраничные сайты. «Данный инструмент демонстрирует эффективность и становится все более популярным, — констатирует директор EAmedia Евгений Гришаков. — В нашей компании количество заказов на разработку landingpage в три раза превысило число заказов на разработку классических сайтов». В результате за первое полугодие доля разработок landingpage в обороте EAmediaсоставила 42%, уступив только услугам по поисковому продвижению. А вот спрос на классические сайты в Новосибирске упал примерно на 15–20%, хотя и остается достаточно высоким.

В свою очередь SEO-услуги накрыла волна перемен. Поисковое продвижение всегда было услугой достаточно динамичной — поисковые машины и оптимизаторы постоянно соревновались, кто кого «перемудрит», а разговоры о скорой смерти SEOтак и остаются разговорами уже лет 12. В этот раз драйвером перемен стал «Яндекс», отменивший ссылочное ранжирование: теперь уже недостаточно купить сотню-другую ссылок, чтобы попасть в топ: поисковик будет оценивать качество самого сайта, его уникальность, содержание и т. д. В наступившем году поисковое продвижение приблизится по своим задачам к комплексному интернет-маркетингу, сюда войдет не только подборка ключевых слов и оптимизация ссылок, но и улучшение дизайна сайта, добавление ценного (и уникального) контента — и все это будет сопровождаться масштабной рекламной кампанией. Конечно, такие услуги будут куда дороже, чем «серый» SEOс покупкой дешевых ссылок и низкосортными площадками, не говоря уже о «черном» — с дорвеями и т. д., — но спрос на них в Сибири есть и продолжает расти.

Те же места, новые лидеры

Некоторое время назад «КС», подводя итоги 2013 года, отметил, что многие из старейших и крупнейших игроков на этом рынке предпочли универсализму четкую специализацию. Тенденция сохранилась и в новом году: по-прежнему лидирующие места в рейтингах занимают такие специализированные компании, как Intelsib (только SEO, веб-разработкой занимается «родственная» Magnaweb) и ITConstruct (с 2014 года только веб-разработка). Некоторые компании напротив, стали двигаться в обратную сторону: так, студия «МартДизайн», ранее занимавшаяся исключительно разработкой, сейчас запускает (пока только в тестовом режиме) услугу по поисковому продвижению. Тем не менее в общем специализация продолжает расти — если не на уровне отраслей, то ниже. «В 2014 году мы пересмотрели наш проектный портфель, — говорит глава «МартДизайна» Николай Запорожский. — Теперь наша компания сосредоточилась на корпоративных сайтах и на веб-сервисах».

Тем не менее в рейтинге, составленном порталом CMSmagazine, список ведущих сибирских разработчиков пополнили сразу два участника, сходу занявших первые места и оттеснивших оттуда таких мощных игроков, как ITConstruct. Это петербургская студия Nimax, также специализирующаяся на разработке, и полносервисное digital-агентство SPYK, появившееся на свет в этом году и сразу попавшее в число лидеров как среди разработчиков, так и среди SEO-компаний.

Как же им удалось так быстро набрать обороты? Очень просто. SPYK — это аббревиатура названий трех объединившихся в начале 2014 года веб-студий: Sibirix (разработка), PunkYour Brands (веб-маркетинг и брендинг) и Kinetica(поисковое продвижение). Все три компании родом с Алтая. При этом в прошлом году Sibirix занял первое место среди разработчиков в «Рейтинге Рунета», а Kinetica — третье место как среди веб-студий, так и среди SEO.

Получается, вот она — долгосрочная цель «узкой специализации»? Выбрать участок работы, который удается делать лучше остальных, отточить свое мастерство до совершенства, стать в своем деле лучшим, а потом объединиться с другим «мастером», обойдя тем самым всех конкурентов разом? Возможно, так оно и есть. По крайней мере в SPYK все прошло именно так. «Первое полугодие нашей работы мы расцениваем положительно, — рассказывает Алексей Самойлов, ставший руководителем офиса продаж SPYK. — Нам удалось, во-первых, расширить воронку продаж у SPYK в целом, во-вторых, оптимизировать бизнес-процессы и сузить позиционирование внутри группы компаний. Как следствие, мы получили рост оборота, в том числе из-за повышения рейтингов и концентрации топ-менеджеров в своих профильных секторах». Сейчас SPYK занимает бесспорное первое место в рейтинге разработчиков и четвертое — среди SEO-компаний. Стоит ли ждать появления новых групп-гигантов? Скорее всего, да.

Не стоит забывать и о компаниях-универсалах, по-прежнему готовых развиваться сразу в нескольких направлениях. Та же «Студия ЯЛ», где разработке и продвижению уделяются одинаковое внимание, по-прежнему остается в лидерах и там, и тут, поднявшись в обоих рейтингах на одну позицию по сравнению с прошлым годом.

Вообще, с прошлого года рейтинговые таблицы изменились не сильно. Большинство участников остались на своих местах, кое-кто сдвинулся на шаг-другой, но не более. Ну и еще в каждой из таблиц появилось по два новых участника: у разработчиков они заняли верхние места, как уже было сказано, у SEO-компаний — восьмое и девятое места в десятке лидеров.

В свете событий на Украине

Сегодня, когда ни один выпуск новостей не обходится без упоминания Украины, волей-неволей приходит на ум вопрос: а как повлияли украинские события на российский рынок веб-разработок?

«В связи с политическими и экономическими событиями рост конкретно для нас, да и для всей отрасли в целом, был менее активным, чем мы рассчитывали в прошлом году, — говорит директор digital-агентства Wow Николай Глухих. — Если же говорить о последствиях санкций, то да, они есть: международные компании стали оптимизировать бюджеты, что сказывается на их заказах». По его словам, оборот компании за прошедшее полугодие оказался сопоставим с оборотом за аналогичный период 2013 года, при этом процент дохода от разработок в общей доле уменьшился и вырос процент от работы с социальными медиа.

А вот Василий Чуписоценивает украинские события как «настоящую катастрофу, которая, конечно, не могла не вызвать последствий и в отрасли веб-разработки». «Также у нас сорвался крупный контракт с компанией из этой страны. Но в целом что касается санкций, мы пока не ощутили значительных последствий», — говорит он.

В свою очередь Евгений Гришаков обратил внимание на то, что во время обострения событий ряд разработчиков и копирайтеров брали краткосрочные отпуска.

«По поводу санкций и всего остального ощущения неоднозначные, — делится ощущениями директор компании ITConstruct Роман Петров. — С одной стороны, наш сегмент бизнеса продолжает расти несмотря ни на что: мы не используем услуги аутсорсеров, делаем все работы внутри компании, а обширная клиентская база поможет нам удержаться на плаву. Гораздо сильнее все эти нюансы повлияли на наших клиентов: мы видим, как среди них растет расслоение. Кое-кто из них серьезно пострадал от тех же санкций, а другие, наоборот, стали зарабатывать больше и, следовательно, заказывать у нас больше проектов и услуг».

То есть в силу того, что большинство клиентов российских разработчиков составляют российские же компании, вопрос о влиянии санкций на их работу зависит почти исключительно от наличия в клиентской базе тех, кто «попал в списки». Но и здесь последствием, скорее всего, будет не отказ от услуг, а всего лишь «осторожное» планирование бюджета. Не более того. В отношении самих разработчиков санкции никто вводить не собирается — это просто незачем.

Впрочем, на вопрос можно взглянуть с другой стороны: как поживают российские заказчики украинских компаний. По словам Николая Запорожского, вплоть до недавнего времени многие клиенты предпочитали оставлять заказы именно там, чему способствовали развитая инфраструктура и низкие (по российским меркам) цены. Но сейчас ситуация изменилась. Обстановка (как политическая, так и экономическая) стала слишком непредсказуемой, и российские клиенты постепенно переходят к российским же разработчикам.

Тут снова всплывает вопрос с украинским аутсорсингом в сибирских веб-студиях. Кризис на Украине (и вызванный им отток иностранных клиентов из страны) может не закрыть эту тему, а, напротив, придать ей актуальности. Практически никто из крупных сибирских разработчиков не пользуется «внешними» программистами — любыми, не только украинскими. Однако отток клиентов неизбежно ведет к закрытию нерентабельных веб-студий, а уволенные сотрудники начинают искать работу где-нибудь за границей. В первую очередь в России. Тем более что работа с Интернетом меньше всего нуждается в территориальной близости заказчика, работника и работодателя. «На сегодняшний день мы получили десятки резюме программистов и других специалистов из Украины», — сообщает Василий Чупис. То же самое говорит и Алексей Радкевич: «Мы не используем услуги фрилансеров, поскольку располагаем собственным штатом специалистов веб-сферы, но мы отметили увеличение предложений об оказании услуг верстки, копирайтинга и прочих услуг из Украины». И их, вполне возможно, в скором времени станет еще больше.

По мнению генерального директора компании JustLook Михаила Кириченко, гораздо большие опасения вызывают не украинский кризис и не угроза «холодной войны», а вызванное ими все большее «закручивание гаек» в российском Интернете. «Сюда можно отнести планирующиеся ограничения на размещение DNS-серверов и правила обработки и хранения входящих заявок на любой сайт российской компании, а также внезапные ультимативные письма Роскомнадзора, часто без наличия каких-либо законных оснований», — говорит он.

«В принципе, результаты нашей работы зависят в основном от нашей внутренней деятельности, а не от рыночных процессов и политических сдвигов», — подводит итог Николай Запорожский.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ