Смех сквозь слезы — Dovlatov’s Way

Первая премьера сезона в «Красном факеле» была встречена публикой тепло. Неудивительно: довлатовская проза обладает грустноватым, но очень человечным обаянием. Ее трудно не любить и почти невозможно испортить. Режиссер спектакля «Довлатов. Анекдоты» — Дмитрий Егоров.

Не оторваться

Театр официально открыл свой 95-й сезон 13 и 14 сентября премьерой спектакля «Довлатов. Анекдоты», поставленного по произведениям Сергея Довлатова санкт-петербургским режиссером Дмитрием Егоровым (как автор пьес он также известен под псевдонимом Данила Привалов). С «Красным факелом» режиссер сотрудничает не впервые — в 2011 году он выпустил спектакль «История города Глупова» по произведениям Салтыкова-Щедрина. Постановка получилась изобретательной, резонансной и очень длинной. Жюри «Ново-сибирского транзита» и «Парадиза» отметили «Историю города Глупова» как лучший спектакль большой формы и лучшую режиссерскую работу, однако в репертуаре она надолго не задержалась.

Спектакль по прозе Сергея Довлатова тоже получился довольно продолжительным — режиссер занимает внимание публики три действия, которые укладываются в три с половиной часа. Видевшие предпремьерный прогон утверждают, что первоначальная версия была еще длиннее. Режиссера можно понять: проза Довлатова настолько афористична и сценична, что так и просится в спектакль, расставаться с ней не хочется. К тому же жанр анекдота позволяет наслаждаться текстом, не слишком заботясь о сквозном сюжете. Есть и другие отличия: первоначальная версия была острее на язык, так как тогда еще не был принят закон о запрете мата. Теперь приходится выкручиваться с помощью жестов и описательных конструкций — похоже, выходит еще смешнее.

Кто здесь?

Не будем пересказывать биографию Довлатова, тем более главным героем краснофакельского спектакля стал некто Долматов, не являющийся буквальной копией автора. Тем не менее поклонники довлатовской прозы без труда узнают и его самого, и его культовые тексты вроде «Зоны», «Заповедника» или «Соло на ундервуде». Логика трех действий вполне понятна: сначала мы видим Долматова вертухаем на зоне (Довлатов умудрился таким образом отслужить в армии) и журналистом в партийной таллиннской газете; затем — экскурсоводом в Пушкинских горах; и наконец, невольным эмигрантом в США.

Разыгрывая одну за другой вроде бы необязательные истории, режиссер блеснул и умением устроить театр в театре, и стремлением вовлечь публику в происходящее, и способностью повышать градус происходящего, продвигаясь от забавной болтовни к полному драматизма финалу. Павел Поляков в роли Долматова был вполне убедителен. Фантом Пушкина, с которым герой советуется или просто выпивает в трудную минуту, достался Андрею Черных. В спектакле также заняты Владимир Лемешонок, Алексей Межов, Данил Ляпустин, Сергей Богомолов, Елена Дриневская, Денис Франк, Валерия Кручинина, Константин Телегин, Дарья Емельянова, Михаил Селезнёв, Антон Войналович и другие.

Над кем смеемся

Почти всем актерам пришлось исполнить несколько ролей, преображаясь на ходу. Олегу Майборода, например, досталась роль заключенного, в свою очередь играющего роль Ленина в лагерной ура-патриотической постановке, и заодно заместителя главного редактора Хуберта. Георгий Болонев в роли замполита, курирующего тюремный театр, восклицает по Станиславскому: «Не верю! Ленин переигрывает! Тимофей психованный. А Дзержинский вообще похож на бандита». Игорь Белозеров в образе Самого Главного при погонах садится в кресло посреди настоящего зрительного зала «Красного факела». В этот момент публика вместе с ним переносится в ту самую зону… «Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить: кто написал четыре миллиона доносов?» — обращается прямо в зал Долматов.

Художник Евгений Лемешонок создал предельно простую и универсальную сценографию. Обитое фанерой пространство легко преображается с помощью нехитрого реквизита (да и много ли надо писателю, кроме письменного стола) и игры света (Денис Солнцев). Музыкальное оформление создавали Дмитрий Егоров и Денис Франк — «Синие маки» незабываемы, Гребенщиков в финале бесподобен. Разнообразить пластический рисунок спектакля доверили Олегу Жуковскому. В результате скучать не пришлось ни артистам, ни зрителям. «То, что я больше всего хотел сказать этим спектаклем — давайте помнить ошибки истории и пытаться сохранять здравый смысл», — отметил Дмитрий Егоров.

Довлатов — звучит гордо

Возможно, в этом умении смеяться — один из секретов популярности Сергея Довлатова. Смеяться над маленьким человеком, не переставая его любить. Подшучивать над неизбывной русской тоской и собственными слабостями: «Комплексы есть у всех нормальных людей, их нет только у дегенератов и лыжников». Пожалуй, никто из русских писателей не стал настолько универсальным любимцем публики. Даже в эмиграции Довлатов сумел добиться успеха, хотя и считал, что, уезжая из страны, вместе с языком потерял 80% личности. Печатался в престижном The New-Yorker, вел программу на радио «Свобода», продолжал писать и издаваться.

Видимо, американцам хватило и 20% Довлатова. Совсем недавно, 7 сентября, на карте нью-йоркского района Куинс появилось новое название: Sergei Dovlatov Way. Уже несколько лет проходит литературный фестиваль «Дни Сергея Довлатова в Таллинне». Открылся дом-музей Довлатова в Михайловском, где он когда-то показывал экскурсантам пресловутые «псковские дали». В будущем году в Пскове намечается масштабный DOVLATOVFEST, который видится организаторам как культурный мостик, соединяющий Россию с миром. «Молчание — огромная сила. Надо его запретить, как бактериологическое оружие…», — сказал однажды Сергей Довлатов. К счастью, искусство запретить невозможно.

Из зрительного зала

Антонида Гореявчева,
директор Новосибирского областного драматического театра «Старый дом»:

— Спектакль «Довлатов. Анекдоты» — очень тонкий и благородный образец сентиментальности. Режиссеру Дмитрию Егорову и актеру Павлу Полякову удалось создать главного героя, наделенного особым талантом чувствовать и замечать в людях, реальности и времени особый скрытый смысл. Это история про героя с нервом, с обостренным чувством живого. Внутри порой абсурдных форм советского мышления он способен отыскать повод для смеха и размышлений.

Сергей Нешумов,
руководитель департамента информационной политики администрации губернатора и правительства Новосибирской области:

— Спектакль однозначно понравился. По-моему, он хорошо передает атмосферу 70-х и дух произведений Довлатова. Безусловно, удачная постановка: убедительная композиция, соединяющая сюжеты из разных произведений писателя, очень сильный актерский состав.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ