Корпоративное снижение

В 2014 году в сегменте корпоративных продаж на авторынке Сибири, как и в целом по России, наблюдается спад. По данным аналитического агентства «Автостат», в Сибирском федеральном округе в 2014 году корпоративным клиентам было продано 9,6 тыс. автомобилей — 7% от общего объема этого сегмента в России. Этот показатель снизился по сравнению с 2013 годом на 14%. Сибирские автодилеры отмечают, что в этом году ситуация выглядит пока стабильно, однако еще неизвестно, чего ждать в будущем в условиях общего экономического спада и падения рынка: крупные клиенты стараются «жить по средствам».

Постоянство лидеров в СФО

Согласно данным, предоставленным аналитическим агентством «Автостат», за восемь месяцев этого года корпоративные продажи по России составили 132 200 автомобилей, за прошлый год было продано 140 400 машин. По Сибирскому федеральному округу наблюдается пропорциональный спад: в 2013 году было продано 11 210 автомобилей, в этом году — 9630. В прошлом году на фоне общего падения объемов продаж корпоративный сегмент выглядел весьма оптимистично — его рост к концу II квартала составлял 30%.

Регионы СФО, являющиеся лидерами продаж, по итогам 2014 года такие же, как и в 2013 году: Новосибирская область, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Алтайский край. Последние позиции занимают Республика Тыва и Республика Алтай.

Новосибирская область лидирует по показателям корпоративных продаж — за восемь месяцев этого года юридические лица в регионе приобрели 2170 автомобилей (в прошлом году этот показатель был равен 2550).

Ситуация в сравнении

По мнению игроков рынка, в этом году становится сложнее держать планку корпоративных продаж, так как крупные клиенты в связи с экономической ситуацией обновляют автопарки менее охотно. Руководитель корпоративного отдела по марке Renault ГК «Автомир-Новосибирск» (официальный дилер Renault, Volkswagen, Hyundai, Suzuki в Новосибирске) Вячеслав Быков констатирует некоторое снижение объема корпоративных продаж в этом году по сравнению с прошлым: «В 2014 году корпоративные продажи занимают порядка 30–35% от общей доли. Ситуация по сравнению с прошлым годом выглядит менее динамичной, тогда показатель находился в районе 40–45%, в некоторые месяцы корпоративные продажи превышали розничные, но это происходит, как правило, под Новый год — крупные компании реализуют средства и покупают много машин. В ноябре–декабре и этого года мы традиционно ожидаем всплеск корпоративных продаж».

По словам соучредителя компании «Альт-Парк» (официальный дилер Škoda, Ssangyong, KIA, Uz-Daewoo в Новосибирске) Дмитрия Новикова, экономическая ситуация отражается на ведении бизнеса в сегменте корпоративных продаж, однако компания постоянно работает над тем, чтобы успешно продавать автомобили для корпоративного пользования: «Доля корпоративных продаж постоянно растет, потому что мы усиленно работаем в этом направлении, планы импортеров выполняем. По сравнению с прошлым годом ситуация изменилась не в лучшую сторону — люди начинают экономить, более тщательно подходят к выбору покупки».

В ГК «СЛК-Моторс» (официальный дилер Toyota, Lexus, Porsche, Hyundai в Новосибирске, Toyota, Lexus в Барнауле), наоборот, отмечают увеличение объема корпоративных продаж по итогам шести месяцев 2014 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года: «Мы констатируем рост объема корпоративных продаж, за первое полугодие 2013 года юридическим лицам было продано 187 автомобилей, что составляет 22%, за 2014 год — 224 машины, 29,2%», — рассказывает заместитель управляющего директора «Тойота Центр Новосибирск» ЗАО «СЛК-Моторс» Светлана Гусельникова.

Директор по развитию ГК «МАКС Моторс» (официальный дилер 16 автобрендов в Новосибирске, Омске и Белове) Андрей Доценко говорит о том, что доля корпоративных продаж компании по сравнению с прошлым годом увеличилась примерно с 15% до 20%.

В ассортименте

Как показывает статистика, самые распространенные в последние два года марки в корпоративном сегменте в России — это Lada, Renault и Toyota. По данным «Автостата», первое место по корпоративным продажам в России заняла Toyota, в 2014 году было реализовано 12 410 автомобилей этой марки. На втором месте находится Lada (12 220 единиц), на третьем — Renault (10 710 единиц). Замыкает десятку Chevrolet — 6740 автомобилей.

В прошлом году самой популярной маркой для корпоративного пользования была Lada (14 110 автомобилей), после нее стояла Renault (13 230 единиц), на третьей позиции — Toyota (13 070 машин).

Если говорить о Сибири, то наибольшим спросом здесь и в прошлом, и в этом году пользуется Toyota. В 2013 году было реализовано 1700 автомобилей этой марки, в 2014 году — 1490 машин.

«В Сибири лидирует Toyota, на втором месте находится Lada. Эти же марки и в такой же последовательности возглавляют рейтинг корпоративных продаж и в общероссийском масштабе. Десятка лидеров здесь выглядит примерно так же, но имеет другую очередность. Кроме того, вместо Mercedes-Benz и Ford в СФО присутствуют UAZ и KIA», — комментирует «КС» ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

По словам Вячеслава Быкова, в корпоративном сегменте для пополнения таксомоторных парков, как правило, отдается предпочтение Renault Logan, крупные фармацевтические компании и ритейлеры выбирают Renault Sandero, и все больше корпоративных клиентов обращают внимание на Renault Duster. Впрочем, в последнее время таксопарки охотно стали пробовать и новую Nissan Almera.

«В числе брендов, которым отдают предпочтение корпоративные клиенты, — Renault, Ford, Skoda, Volkswagen, LADA, UAZ, Fiat Professional, Mitsubishi, а также модельный ряд «Русские автобусы — Группа ГАЗ». В штате каждого дилерского центра по указанным брендам есть менеджеры, работающие именно с корпоративными клиентами», — поясняет Андрей Доценко.

Крупные компании — крупные сделки

В число клиентов автодилеров в Сибири входят как представители бизнеса, так и государственные структуры. Дмитрий Новиков выявляет следующую тенденцию: «Клиенты представляют разные сферы бизнеса, но если брать в целом, то это организации, которые занимаются оптовой торговлей — в основном берут автомобили для своих торговых представителей». Как пример крупной сделки в 2014 году Дмитрий Новиков называет закупку 20 автомобилей марки Škoda Fabia крупной международной корпорацией, производящей напитки.

Одними из основных клиентов «Тойота Центр Новосибирск» являются государственные структуры. Светлана Гусельникова объясняет это реализацией автомобилей Toyota российской сборки и сложившейся лояльностью потребителей. Среди клиентов автодилера — администрации районов Новосибирской области, «Сибэко», ФКУ УФСИН России, «Сибуправтодор», «МегаФон», «Градэко». «Плюс ко всему мы обеспечиваем сервисное обслуживание парка автомобилей, приобретенных у нас этими клиентами», — подчеркивает Светлана Гусельникова.

Вячеслав Быков видит повышение интереса к корпоративным продажам у представителей малого и среднего бизнеса, в отличие от больших компаний: «Крупные клиенты стали покупать автомобилей меньше, и, скорее всего, это связано с экономическим кризисом». В качестве примера крупной сделки Вячеслав Быков приводит закупку одной государственной структурой партии автомобилей Renault Logan — в марте ею было приобретено 16 машин. В число крупных клиентов «Автомира» как дилера Renault входят также крупный производитель слабоалкогольной продукции, крупный оператор сотовой связи и т. д.

По мнению участников рынка, покупка автомобилей через лизинговые компании становится более популярной по причине удобства обслуживания парка. Так, фармацевтические компании, как правило, отдают свои автопарки на аутсорсинг, обращаясь к организациям, которые занимаются оперативным лизингом. «Оперативный лизинг очень удобен, потому что для автопарка не надо заводить свой гараж, нанимать персонал для обслуживания автомобилей — этим занимается оперлизинговая компания. Когда автомобили приобретаются по аутсорсингу, то для дилера клиентом является оперлизинговая компания, и иногда конечный получатель неизвестен», — поясняет Вячеслав Быков.

Среди корпоративных клиентов, покупающих автомобили через оперлизинговые компании, Вячеслав Быков называет не только крупных «фармацевтов», но и производителей продуктов питания, например, одного из крупнейших производителей молочной продукции.

В свою очередь в «МАКС Моторс» отмечают, что корпоративные закупки у них осуществляют представители всех отраслей, действующих на рынке, различные уровни бизнеса, от ИП до крупных компаний, а также государственные предприятия и учреждения.

Проблемы тендеров

Игроки сибирского автобизнеса говорят о том, что стремятся принимать активное участие в тендерах на поставку автомобилей для государственных организаций, однако в этой сфере существует ряд проблем, которые касаются участников.

В качестве одной из проблем участия в тендерах Дмитрий Новиков называет человеческий фактор: «Не все госструктуры организуют аукционы, проблемы возникают в правильности донесения информации, если только мы не выходим на первых лиц».

В свою очередь в «СЛК-Моторс» отмечают, что принимают участие во всех государственных тендерах по поставке автомобилей и осуществляют мониторинг площадок на наличие новых заказов.

В «МАКС Моторс», по словам Андрея Доценко, действует специальный отдел тендерных поставок. Среди проблем директор по развитию называет несовершенство законодательства, порой чрезмерные требования, предъявляемые к поставщикам субъектами естественных монополий и крупными корпоративными клиентами.

В ГК «Автомир» для участия в тендерах есть специальное юридическое лицо, однако, по словам Вячеслава Быкова, объем продаж в этом сегменте занимает не более 5% от общего объема реализуемых автомобилей.

Прогнозы и планы на будущее

Автодилеры стараются оптимистично смотреть на динамику корпоративных продаж в будущем, но не забывают о том, что в условиях экономического спада надо предпринимать больше усилий для увеличения объема продаж, чем в периоды стабильности.

«В целом по холдингу мы планируем увеличение доли корпоративных продаж», — прогнозирует Андрей Доценко.

По оценкам Светланы Гусельниковой, «СЛК-Моторс» к концу 2014 года планирует увеличение доли корпоративных продаж до 33%: «В ближайшем будущем мы планируем заключить договор на крупную партию автомобилей марок Toyota Corolla и Toyota Camry. Также в конце осени ожидается сделка с «МегаФоном»».

Дмитрий Новиков говорит о том, что этот год не будет исключением для компании в плане положительной динамики относительно корпоративных продаж, но прогнозы по ситуации в следующем году пока неопределенные: оценки падения рынка в 2015 году — порядка 20%.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Александр Клюев,

директор департамента лизинговых продаж ООО «ЮниКредит Лизинг»

— Автомобили какого класса, ценового сегмента чаще всего участвуют в лизинговых сделках?

— Суммируя наш опыт, я бы выделил три основных группы автомобилей, наиболее популярных в лизинге. В первую очередь, это представительские автомобили различных марок, чаще всего премиум-класса и иностранного производства. Далее следуют недорогие «разъездные» автомобили среднего и экономкласса для «мобильных» сотрудников отделов продаж, дистрибьюторских сетей, а также такси. И последнее — это легкие коммерческие и грузовые автомобили российского и иностранного производства, используемые в различных областях промышленности, а также в сфере городских и магистральных грузоперевозок.

 

— Каков ваш прогноз дальнейшего развития этого направления?

— По моим наблюдениям, рынок автолизинга имеет существенный запас для дальнейшего роста. Это простой и удобный инструмент финансирования автопарков, который в данный момент только набирает обороты. Поэтому возможные колебания вслед за падением продаж на автомобильном рынке в текущем году — это временное явление, и прогноз развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе является позитивным.

 

Андрей Донченко,

руководитель региональных филиалов ООО «Райффайзен-Лизинг»

— Какова сейчас доля автомобилей, поставляемых посредством лизинга корпоративным клиентам в вашей компании?

— Доля легковых автомобилей в объеме нового бизнеса нашей компании по итогам первого полугодия 2014 года составила более 16%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта доля заметно увеличилась, более чем в два раза. Тем не менее, чтобы окончательно оценить значение этого сегмента, необходимо дождаться итогов года, т. к. определенная сезонность существует, и рынок достаточно волатилен. Но наш прогноз: доля этого сегмента заметно вырастет и по итогам всего года по сравнению с предыдущим.

— Автомобили какого класса, ценового сегмента чаще всего участвуют в таких сделках?

— В количественном выражении наибольшей популярностью среди наших клиентов пользуются автомобили среднего класса. Если использовать систему европейской классификации автомобилей, это авто категории В и С, такие как Ford Focus, Nissan Almera, и т. п. В большей степени эти автомобили используются в целях обеспечения мобильности сотрудников компаний, характер работы которых требует постоянных разъездов. Сферой деятельности таких компаний может являться оказание различного вида услуг, таких как технический сервис или медицинское обслуживание. Средний размер стоимости автомобиля, передаваемого в лизинг, составляет примерно 1 млн рублей.

— Какие варианты лизинговых схем чаще всего предпочитают клиенты?

— Классический финансовый лизинг по-прежнему популярен, но основным драйвером развития в этом году для нас является программа оперативного лизинга, которую мы предлагаем в сотрудничестве с нашими партнерами, осуществляющими техническую сервисную часть в работе нашего тандема. Мы же со своей стороны осуществляем функцию финансирования проектов и выполняем ряд других дополнительных сервисов и функций.

— Каков ваш прогноз дальнейшего развития этого направления?

— Нам видится очень перспективным развитие этого сегмента, особенно в части оперативного лизинга. Здесь нет ничего удивительного, так как объем оперативного лизинга в России все еще значительно меньше, чем в развитых странах. Долгое время развитие оперативного лизинга сдерживалось рядом факторов, из которых я бы в первую очередь выделил психологический. А именно: стойкое желание лизингополучателей обязательно получить автомобиль в собственность после окончания срока лизинга. Оперативный же лизинг в силу своей специфики предоставляет клиенту возможность извлечь максимальную выгоду из самого процесса пользования автомобилем в период лизинга. Сейчас многие предприниматели оценили данный продукт, и этот барьер сломлен. Есть слова, приписываемые Аристотелю, которые выражают мысль о том, что богатство выражается не во владении предметом, а в пользовании им. Вот это как раз об оперативном лизинге. Так что перспективы роста данного сегмента могут быть оценены как очень значительные.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ