2700 км по дорогам Сибири

В начале мая состоялся первый автопробег «Сибирское кольцо». За пять дней участники автомобильной экспедиции — журналисты региональных и федеральных средств массовой информации, руководители общественных организаций, эксперты в области дорожного строительства, сотрудники службы безопасности — прошли путь длиной более 2,7 тыс. км. Цель пробега — оценить состояние дорог.

Маршрут экспедиции пролегал по дорогам территориального подчинения Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края и Республики Алтай. Ожидается, что автопробег «Сибирское кольцо» станет ежегодным, но маршрут его будет постоянно меняться. Участником автопробега стал и корреспондент портала КС Online МИХАИЛ КИЧАНОВ.

Инициаторами автопробега «Сибирское кольцо 2010» при поддержке Правительства Новосибирской области выступили автомобильные общественные организации Новосибирской области, Федерация технических видов спорта, Территориальное управление автомобильных дорог (ТУАД) Новосибирской области и телевизионная информационно-аналитическая программа «Координаты Безопасности». Спонсорами экспедиции стали производитель лекарственных средств OBOLMED, компании «МеталлСервис-Сибирь», «Сибирский Антрацит», «Карачинский источник» и «Чистая вода».

Автопробег стартовал 5 мая с площади Ленина. В 10 утра колонна из пяти новых автомобилей марки Toyota (их предоставил официальный дилер этой компании в Новосибирске — «СЛК-моторс»), Mitsubishi Pajero (ТУАД) и Chevrolet Lanos (холдинг безопасности «Подразделение «Д») двинулась в сторону Карасука (юг Новосибирской области). За пять дней участники автопробега должны были пересечь пять регионов Западной Сибири — Новосибирскую область, Алтайский край, Республику Алтай, Кемеровскую и Томскую области.

У «Сибирского кольца» оказалось несколько целей. Во-первых, автомобильная экспедиция была посвящена празднованию 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне. На протяжении всего пути следования колонна делала остановки у мемориалов победы, возлагая венки и цветы павшим героям. К сожалению, на достойном уровне мемориалы поддерживаются только в городах. Сельские же памятники как правило без вечного огня (хотя изначально он явно предполагался, и когда то горел) и обшарпанные, видно, что вспоминают о них власти лишь в круглые даты со дня великой победы. За время пробега участники возложили венки к памятникам Победы в Карасуке (Новосибирская область), Славгороде, Белокурихе (Алтайский край), Горно-Алтайске (Республика Алтай), Таштаголе (Кемеровская область), Томске и Новосибирске.

Цель номер два — сравнить качество дорог Новосибирской области с трассами других регионов Западной Сибири, убедиться в возможность проезда к традиционным местам отдыха по дорогам территориального значения, федеральным трассам, а также оценить уровень придорожного сервиса вдоль основных магистралей.

Организаторы «Сибирского кольца» принципиально проложили маршрут по дорогам регионального подчинения. «Мы неспроста в ходе автопробега перемещались по дорогам областного значения. Задача была проверить не то, как федералы осваивают свои бюджеты, а то, как местные бюджеты справляются с финансированием необходимых для регионов транспортных сообщений», — мотивировал КС Online одну из основных задач мероприятия руководитель пресс-службы Федерации Автовладельцев России Алексей Носов. Несмотря на то, что автомобильный трафик по этим трассам минимален, состояние дорог в большинстве случаев можно охарактеризовать как удовлетворительное, хорошие участки встречаются редко и протяженность их, как правило, составляет не более нескольких километров. Пожалуй, самым лучшим оказался участок в горной местности между Белокурихой и Горно-Алтайском. Красота природного ландшафта изумительно сочетается здесь с ровностью дорожной одежды серпантинной дороги. Водители автопробега получили огромное удовольствие от крутых виражей, спусков и подъемов этой трассы.

К счастью, непроходимых дорог участники автопробега не увидели. Сложными оказались лишь два участка. Это небольшой отрезок дороги между Мамонтово и Алейском, совершенно разбитый тяжелым транспортом, и 120 километровый участок новой гравийно-грунтовой дороги между Турочаком (Республика Алтай) и Таштаголом (Кемеровская область). Причем, это был самый протяженный участок на пути «Сибирского кольца», выполненный в щебеночном исполнении.

Пришлось многим участникам автопробега отказаться и от расхожего стереотипа, что в Кемеровской области самые лучшие дороги в Сибири. Здесь также имеет место ямочный ремонт, встречаются выбоины, качество дороги постоянно меняется между удовлетворительным и хорошим. Но вот федеральные трассы на Кузбассе, по которым колонне приходилось время от времени ехать действительно очень хороши: дорога ровная, автомобиль легко здесь может ехать со скоростью 130-140 км в час.

«Трудно сравнивать дороги Новосибирской и Кемеровской областей. Совершенно разные возможности регионов по их содержанию. В Новосибирской области общая протяженность дорог составляет порядка 14 тыс. км, а на Кузбассе — 7 тыс. км. Очевидно, что региону-донору с меньшей плотностью дорожного покрытия содержать трассы в надлежащем виде легче. Тем не менее, состояние дорог в регионах западной Сибири примерно одинаковое. Нет абсолютно разбитых дорог, впрочем, как и идеальных», — констатирует один из участников автопробега, заместитель начальника ТУАД Новосибирской области Валерий Садков. По его словам, в Новосибирской области в результате кризиса финансирование дорожных работ сократилось на 40%. При этом нормативы этой работы никто не менял: ремонт дороги должен проводится через 6 лет, а капитальный ремонт — через 12 лет. «Если эти сроки выдерживаются, то тогда ямочный ремонт минимален, если же нет, затраты на содержание дороги возрастают в разы», — отмечает господин Садков.

Приятно было не только, то, что по сельским дорогам Сибири гарантированно можно проехать, но и то, что на пути следования автолоконны ни разу не возникло проблем с заправкой машин топливом. Учитывая, что средний запас бензина автомобиля хватает на 500-600 км, на пути следования по маршруту «Сибирское кольцо 2010» не было участка длиной более 150 км, где бы нам не встретилась АЗС. Тем не менее, Алексей Носов рекомендует всем кто отправляется в подобные поездки держать в багажнике канистру с бензином: «Мы живем в России, поэтому гарантии, что на пути вашего следования где-то в глубинке окажется работающая заправка просто не существует».

Интересно было и посмотреть на города и села, через которые пролегал путь «Сибирского кольца». Очень удивил «Славгород». Это чистенький, маленький алтайский городок с широкими и вполне приличного качества автомобильными дорогами, почти безлюдными улицами в 7 часов вечера, убогой центральной гостиницей из кранов, в номерах которой, течет вода неприятного цвета и запаха. Забавная деталь — кровати в гостинице Славгорода застелены простынями с детскими рисунками, а подушки толщиной не более 2-3 см. Сотрудница столовой гостиницы пришла в замешательство, когда ей сказали, что не все из 17 членов автопробега будут пить чай. «То есть кто-то будить пить кофе, — удивилась милая женщина. — Может быть все-таки чай? Так мне будет проще подчитать общую сумму стоимости вашего завтрака». Здесь мир словно замер лет 25 тому назад.

Более всего понравились гостиничные комплексы в городе-курорте Белокуриха и ЦДСО «Томь» (под Томском). Здесь и номерной фонд на высоте, и питание выше всяческих похвал. А вот турбаза «Медвежонок» в Шерегеше разочаровала. Если для Славгорода турист — диковинный зверь, и к отсутствию сервиса относишься с пониманием, то в Шерегеше по определению все должно быть заточено под платежеспособного гостя. Но мы этого не увидели. Столовая здесь работает до 20 часов, состояние номеров хорошим назвать трудно, да и с водой проблемы — она отдавала резким запахом.

Финишировал автопробег «Сибирское кольцо 2010» в 15.30 9 мая возложением венков и цветов на Монументе Славы Новосибирска в память о героях Великой Отечественной войны и тружениках тыла.

Организаторы автопробега планируют сделать «Сибирское кольцо» ежегодным, каждый раз намечая новый маршрут. И прокладывая его по неизведанным и малопосещаемым уголкам Сибири.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ