Консерватор платит дважды

После относительно долгого ценового затишья на рынке мобильной связи тарифы снова поползли вверх. Некоторые услуги на отдельных тарифных планах подорожали более чем на 50%. «КС» попытался разобраться, что именно заставило операторов «большой тройки» сделать такой шаг и как будет развиваться ситуация в дальнейшем.

По мнению исследователя-аналитика агентства Json & Partners Consulting Евгения Альминова, сейчас, после введения услуги переносимости номеров телефонов (MNP), операторы должны быть очень сильно заинтересованы в удержании абонентов — и на этом фоне новость о повышении цен кажется, мягко говоря, странной. Тем более что повышение цен затронуло главным образом архивные тарифные планы, которыми в настоящее время пользуются большинство абонентов. Свежих тарифов, которые, как правило, выбираются новыми абонентами, нововведение почти не коснулось, а корпоративные пакеты по-прежнему продолжают дешеветь, причем, по данным исследования ComNews Research, Новосибирская, Томская и Омская области находятся на самом верху рейтинга доступности корпоративной сотовой связи.

APPMкак «средняя температура по больнице»

Основным показателем дороговизны или доступности оператора можно считать такой показатель, как APPM (средняя стоимость минуты разговора). Согласно нему, самыми высокими в 2014 году оказались цены на услуги «МегаФона»: минута его услуг стоит в среднем 1,15 руб. Это на 23 копейки за минуту больше, чем у МТС (0,92 руб.), и на 7 копеек больше, чем у «Билайна» (1,08 руб.). Таким образом, по этому показателю наиболее хорошие показатели наблюдаются у МТС.

Тем не менее APPM нельзя считать универсальным и объективным критерием в этом вопросе, ведь в большей степени он говорит не о дешевизне/дороговизне оператора, а о его тарифной политике в сочетании с распространенностью в том или ином регионе.

«Показатель APPM нельзя связывать с дороговизной тарифов оператора, т.к. на его величину очень сильно влияет структура голосовых вызовов, — отмечает пресс-секретарь Сибирского филиала ОАО «МегаФон» Михаил Ивонин. — Показатель АРРМ оператора, у которого в общем объеме звонков превалирует доля внутрисетевой связи, будет ниже по сравнению с показателем оператора, у которого больше звонков совершается на другие сети».

Представим себе двух «условных» операторов с одинаковыми тарифными планами. Допустим, звонок внутри сети стоит 10 копеек, а к конкуренту — 1,8 рубля. Предположим, абоненты каждого из операторов совершили 5000 звонков. У первого это оказались 3000 внутрисетевых вызовов и 2000 внешних, у второго — 1500 внутренних и 3500 внешних. В итоге у первого оператора APPM оказывается равным 0,78, у второго – 1,29. При всех равных изначальных условиях — кроме адресата.

И чем обширнее абонентская база оператора, тем активнее он делает ставку на удешевление внутрисетевых звонков, и тем ниже в итоге оказывается его APPM. Конечно, им это выгодно: абоненты приводят с собой друзей, родственников и знакомых, а сами они избавляются от расходов на «интерконнект» (в России это 1 рубль за соединение). И совершенно естественно, что лидером в «большой тройке» по этому показателю остается МТС, чья абонентская база наиболее многочисленна. «По средней стоимости услуг МТС ближе всего к Tele2, в Новосибирске разница составляет всего пять копеек, — поясняет директор по маркетингу «МТС Сибирь» Виктор Сатышев. — При этом есть ряд регионов, где тарифы МТС и Tele2 паритетны, в том числе в Омске и Томске».

И если бы APPM действительно был главным и единственным показателем привлекательности тарифов для абонентов, то операторы с самой высокой стоимостью минуты разговора непрерывно теряли бы абонентскую базу. Особенно в условиях действующего MNP. Однако этого не происходит.

«МегаФон» и «Билайн», в отличие от МТС, сделали ставку не на «нулевые» тарифы, а на тарифы с абонентской платой — например, «Все включено» и «Все». По их мнению, «пакетные» тарифы могут быть выгодны как пользователю (цена минуты разговора или мегабайта трафика даже с учетом абонентской платы может быть ниже, чем на «безлимите»), так и оператору (он знает, сколько потратит абонент в следующем месяце, тогда как в «нулевом» тарифе эти цифры очень нестабильны). Однако APPM они поднимают в основном благодаря не слишком активным абонентам. В свою очередь «безлимитные» тарифы прямо призывают пользователей говорить больше, звонить чаще и т. д.

Дополнительный «туман» в расчете APPM создают нерыночные, демпинговые тарифы, которые операторы запускают с целью рекламы, престижа, набора абонентской базы или привлечения крупных корпоративных клиентов. Такие тарифы для оператора абсолютно убыточны, но в общую статистику APPM входят.

Компенсация или концентрация?

Учитывая масштабные проекты сотовых операторов, в частности, по внедрению сетей 4G LTE с «длинными» сроками окупаемости, модернизацией оборудования, логично было бы предположить, что хотя бы часть этих значительных издержек можно было бы компенсировать за счет повышения тарифов. Сами участники рынка такой сценарий отвергают.

Тем не менее, анализируя ситуацию, получается, что операторы решили привлечь новых абонентов за счет старых, «размазав» свои расходы по тарифам и регионам с таким расчетом, чтобы свести отток абонентов к минимуму? Возможно. Но у экспертов есть и другая точка зрения: главная цель всего этого — убедить пользователей отказаться от неактуальных к настоящему времени тарифов и перейти на новые. Чтобы они сами в итоге платили за оказанные услуги меньше, чем раньше, а оператор не тратил силы и средства на поддержку устаревших тарифных планов.

«Резкое — до 50% — повышение стоимости старых тарифов служит одной задаче — чтобы абоненты переходили на новые, — рассуждает генеральный директор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. — Сейчас у каждого оператора «большой тройки» больше трех десятков тарифов, многие из которых уже не принимают новых абонентов, но все еще действуют. В Европе такого нет, там у оператора в среднем пять-шесть регулярно обновляемых тарифных планов, тогда как у нас — вот такой груз».

По его мнению, на повышение цен операторов толкнула не MNP, а «мобилизация» Интернета. «Одной из наиболее распространенных и постоянно растущих потребностей клиентов является качественный мобильный Интернет, — говорит руководитель службы по маркетингу Сибирского региона компании «Вымпелком» Андрей Борзов. — Это тренд, характерный для всей абонентской базы и точка роста для операторов».

О том, сколько сейчас переплачивают «консерваторы», можно представить, сравнив два тарифа одного из операторов «большой тройки» — новый и двухлетней давности. На старом тарифе минута общения внутри сети стоит 0,6 руб., на номер другого мобильного оператора — 2,4 руб., на городской номер — 4,2 руб. На новом тарифном плане стоимость звонка на любой номер (в т.ч. городской) составляет 0,75 руб./мин.

И то, что сильнее всего выросли именно интернет-услуги операторов (до 25–50%), объясняется ничем иным, как быстрым устареванием интернет-тарифов. Спрос на трафик растет намного быстрее, чем на разговоры или SMS.

Чего ждать дальше?

«На протяжении долгого времени в России на рынках товаров и услуг, пожалуй, только сотовая связь с каждым годом становилась все доступнее, — комментирует коммерческий директор макрорегиона «Сибирь» компании «Tele2 Россия» Алексей Ядрышников. — Сейчас ситуация стала меняться, и некоторые игроки сотового рынка осознанно идут на повышение цен, поскольку рост доходов, обусловленный только ростом их абонентской базы, не компенсирует ту же инфляцию, например, или рост уровня издержек. Поэтому я допускаю, что и в будущем операторы могут проводить незначительные корректировки в тарифной политике».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:
Сергей Козерод, региональный директор Сибирского региона ОАО «ВымпелКом»Сергей Козерод, региональный директор Сибирского региона ОАО «ВымпелКом»:

– Показатель средней стоимости минуты у нас снижается: сегодня за минуту разговора абоненты платят меньше на 10% по сравнению с 2013 годом (при этом стоимость мегабайт снизилась на 49%). Если говорить в целом, то с начала 2000-х годов цены на мобильную связь в России упали больше, чем в 17 раз, хотя цена, к примеру, на хлеб при этом выросла в 8 раз, а на молоко — в 6 раз. Однако пользование устаревшими тарифными планами зачастую может приводить к излишним расходам на связь. Поэтому рекомендация перейти на новые, более выгодные тарифы или подключить современные тарифные опции становится очень актуальной и помогает сэкономить

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ