Международный московский автосалон (ММАС) в этом году проходил в сложных условиях. С одной стороны, сложная политическая обстановка в мире, накаленные отношения с Западом, угроза применения санкций в сфере автопрома. С другой — продолжающееся с ноября 2012 года падение авторынка в июле текущего года достигло новых рубежей. К сожалению, негативных. Однако к радости участников, салон прошел масштабно, ярко и в какой-то мере стал настоящим праздником автобизнеса России.
Срез авторынка
Мировых премьер в этом году на московском автосалоне оказалось не так много, по официальным данным, девять (Audi, Datsun, Mercedes-Benz, Land Rover, Peugeot, Renault, Toyota), что, впрочем, неудивительно, учитывая, что уже в октябре откроет свои двери международный автосалон в Париже. Зато на ММАС-2014 состоялось девять европейских премьер и целых 40 российских. Вопреки общей ситуации на рынке большинство компаний все же приняли участие в выставке. Отказались от участия лишь российская группа ГАЗ, Sollers, которая является собственником УАЗа и эксклюзивным дистрибьютором SsangYong и Isuzu на территории России, а также Volvo. Впрочем, отсутствие последней не означало, что марке не было что показать публике. Как раз напротив, премьера нового ХС90, без преувеличения, стала самым долгожданным и значимым событием для шведской марки за последние годы. Однако Volvo провела ее накануне салона, а на самом ММАС не присутствовала. Mazda, напротив, имела свой протяженный стенд, но ни одной новинки там в этот раз не было.
Сами организаторы выставки сообщали о том, что впервые на нее будут отведены восемь залов двух выставочных павильонов. Общая площадь ММАС-2014 превысила 120 000 кв. метров, а количество представленных брендов — отметку в полсотни. По субъективным ощущениям, автосалон вполне оправдал ожидания с точки зрения масштабности. Как пояснил «КС» руководитель отдела маркетинга одного из автодистрибьюторов, ситуация обусловлена в том числе и тем, что бюджеты на проведение выставки закладывались участниками заранее.
По предварительным оценкам, гостями салона должны были стать более 1 000 000 человек. Непосредственно первый день работы выставки — день прессы, — по наблюдениям опрошенных «КС» автопроизводителей, был ознаменован низким количеством представителей СМИ. Так, в отличие от 2012 года, на шоу практически не приехала зарубежная пресса. Ближе к вечеру стенды многих известных брендов пустовали, а осмотреть новинки выставки, пожалуй, впервые вполне можно было за один полный день. Правда, во второй, так называемый бизнес-день, ориентированный по большей мере на автодилеров, наблюдалась противоположная ситуация, которая была более привычна для такой выставки.
О политической составляющей салона можно было судить по наличию или, соответственно, отсутствию на выставке первых лиц тех или иных крупных компаний. Еще два года назад презентации моделей проводили, как правило, руководители европейских подразделений (в которые, как правило, входит Россия) или даже головных компаний. В этот раз часто процессом в значительной степени верховодили лишь главы российских подразделений. Хотя справедливости ради, высокие гости приезжали у азиатских марок, в частности у Nissan, или, к примеру, KIA, или у итальянской Maserati.
В целом московский автосалон продемонстрировал интересный тренд, связанный с перемещением фокуса внимания автопроизводителей со СМИ на своих дилеров. Об этом говорит и качество проведения презентаций (во второй день они были более продолжительными, яркими и содержательными), и ориентация на дилеров в плане кейтеринга и сувенирной продукции. Таким образом, автопроизводители постарались сфокусироваться на укреплении лояльности своих региональных партнеров. И это в общем то понятно, учитывая, что, к примеру, только один Ford в прошлом году потерял в Сибири трех своих дилеров, что отразилось и на продажах марки.
Непосредственно сами сибирские мультибрендовые автодилеры, которых встречал на выставке «КС», также по большей мере отмечали праздник автобизнеса России. Так, например, соучредитель «Альт-парка» (Новосибирск) Дмитрий Новиков в перерывах между дилерскими конференциями успевал осматривать и фотографировать особо примечательные новинки выставки. Впрочем, многие, как гендиректор ГК «Феникс Авто» (Омск) Сергей Сырников, приходили на салон как на работу, а не для того чтобы обходить все павильоны и внимательно смотреть все выставленные новинки. А некоторые главы крупных дилеров и вовсе в итоге не поехали на ММАС, будучи занятыми работой на местах и оценивая салон прежде всего как тусовку и способ приятно провести время. Такой позиции, в частности, придерживается соучредитель ГК «Первая Автоколонна» (Иркутск) Петр Хомяков. «Московский автосалон — безусловно, познавательное и полезное мероприятие, но пока не вижу для себя необходимости в его посещении», — вторит коллеге гендиректор «Автоцентра на Кордном» (Омск) Олег Дынников. Некоторые сибирские дилеры вообще приехали в Москву уже после бизнес-дней, чтобы прежде всего посетить только сугубо обязательные дилерские конференции, как, например, представители автоцентра АНТ (Барнаул). Впрочем, те, кто приехали на салон, не пожалели об этом. Так, учредитель «Медведь-Холдинга» (Красноярск) Николай Бяков отметил, что в этом году салон стал даже лучше, чем ранее.
В целом настроения автодилеров были под стать салону. И если это можно назвать «пиром во время чумы», то его все равно стоило было устроить. Впрочем, пока одни крупные авторитейлеры выражали «КС» глубокий пессимизм по поводу сложившейся ситуации на рынке, другие, напротив, радовались появлению новых возможностей для развития. Среди них — учредитель «Медведь-Холдинга» (Красноярск) Николай Бяков, член совета директоров ГК «Крепость» (Красноярск) Илья Кангун. Однако как метко отметил один из автопроизводителей, сетовать на текущие рыночные условия и представлять все в негативном ракурсе выгодно для дилеров, так как это позволяет им растянуть сроки строительства полнофункциональных салонов, дает надежду на дополнительную поддержку. В любом случае можно констатировать, что сибирский автобизнес привык жить в условиях падения, а это дает основания считать, что выдержит и дальше. Во многом этому должны способствовать и новинки, представленные на салоне. О наиболее заметных из них и пойдет речь ниже.
Долгожданный Mustang
Марка Ford в этом году продемонстрировала как в Сибири, так и в целом по России довольно внушительные темпы падения, значительно превышающие общерыночные. Причиной стала не только ситуация с поддержкой дилеров, но и модельный ряд марки, которому явно не хватало бюджетного автомобиля. Впрочем, сам Ford на московском автосалоне нашел довольно необычный и неожиданный вариант стимулирования своих продаж. Так, Ford объявил о выводе на российский рынок спорткара Mustang, продающегося сейчас только на рынке США. Стоит отметить, что Mustang был и является настоящей легендой для Ford, тем не менее вопреки желанию многочисленных поклонников модели начала ее поставок в Россию представители марки отвечали на это отказом. Так, глава европейского подразделения Ford Джон Флеминг в эксклюзивном интервью «КС» в далеком 2008 году объяснял это тем, что «для продажи такой модели в России через сеть действующих дилеров нужно не просто собрать определенное количество заказов на эту модель и продать автомобили, но и обеспечить качественный уровень постпродажного обслуживания. В связи с этим вопрос поставок той или иной модели требует глубокой и тщательной проработки». В условиях кризиса Ford поменял свою точку зрения. «Для нас очень важно, чтобы и у российских покупателей появилась возможность стать обладателями этого легендарного автомобиля», — отметил президент и CEO Ford Sollers Тед Каннис. Формальным поводом послужило то, что с 6 по 13 декабря 2013 года на официальном сайте Ford проходило голосование за появление в России нового Ford Mustang. Более 35 000 участников опроса отдали свои голоса в поддержку модели.
Стоит отметить, что 17 апреля 2014 года Ford Mustang отметил свое 50-летие. Более 9 млн автомобилей Mustang было продано с момента его появления на рынке в 1964 году. И именно Mustang в свое время стал той палочкой-выручалочкой для Ford, выведшей его из кризиса.
Оснащаться автомобиль будет 5,0-литровым двигателем Ford V8 мощностью 426 л. с. и новым 2,3-литровым двигателем EcoBoost мощностью 309 л. с. В продажу автомобиль поступит в 2015 году. Впрочем, сколько будет стоить автомобиль, все ли дилеры марки будут его реализовывать, пока не сообщается.
Укрепляющий позиции
Японский Nissan выступил в Москве достаточно громко. Причем на это были свои веские основания. Так, среди всех автопроизводителей в первом полугодии марке удалось продемонстрировать не падение, а рост, причем на целых 50% (по СФО). Локомотивом продаж стала бюджетная Almera. Однако на ММАС Nissan дал понять, что это только начало, и ей на подмогу идут новые модели. Так, на автосалоне Nissan представил две европейские премьеры. Среди них — новый седан С-сегмента Sentra и новый Pathfinder.
Последний выглядит менее мужественно и брутально, зато стал более комфортным, технологичным, экологичным. Модель, как и Sentra, получит российскую «прописку». Однако что необычно, при этом Pathfinder можно будет купить и в версии с гибридным приводом. Стоимость автомобиля будет начинаться с отметки в 1,8–1,9 млн рублей.
Что касается Sentra, то она будет выпускаться в Ижевске вместе с Lada Vesta. В модельном ряду марки она будет располагаться между младшей Almera и флагманской Teana. Сейчас Sentra ориентирована на американский рынок, однако российскому не хватает модели, которая была бы наследницей Primera. Старт производства Sentra придется на начало осени, а цена будет начинаться с отметки в 550–600 тысяч рублей.
Отдельный стенд на выставке в этом году впервые имел японский бюджетный бренд Datsun. К Сибири он имеет непосредственное отношение. Так, первый дилерский центр этой марки в России был открыт в Омске группой компаний «Евразия-Моторс». В итоге в презентации марки в рамках ММАС-2014 участвовали не только топ-менеджеры Datsun, но и первый покупатель автомобиля этого японского бренда из Сибири. В текущем и следующем году Datsun должен выйти и в другие города региона, сейчас назначенные дилеры марки строят соответсвующие салоны. Интерес авторитейлеров вполне предсказуем — недорогой японский автомобиль тольяттинской сборки имеет большой потенциал на рынке. На салоне Datsun представил версию модели с кузовом хетчбэк под названием mi-DO, который станет дополнением уже анонсированного седана On-Do. Предполагается, что продажи хетчбэка начнутся зимой 2014–2015 гг. В свою очередь третью модель Datsun — а это вероятнее всего будет кроссовер, — выведут в течение последующих трех лет.
Обновленный бизнес
Одной из мировых премьер автошоу стала обновленная Toyota Camry. Выбор именно Москвы как площадки для представления этой модели вполне логичен — в России это одна из самых популярных моделей Toyota и один из лидеров по продажам в своем сегменте. Впрочем, внешне отличий Camry от предшественника не так много. Новинка получила модернизированную внешность, более изысканный и комфортабельный салон, специально разработанный для этой модели новый бензиновый двигатель объемом 2,0 литра в сочетании с 6-ступенчатой АКПП. Также инженеры Toyota поработали над изменением настроек подвески и рулевого управления. По словам PR-менеджера ООО «Тойота Мотор» Евгении Тетериной, в продаже у всех дилеров марки, в том числе и сибирских, автомобиль появится в декабре текущего года.
Другой мировой премьерой в бизнес-классе стала рестайлинговая версия флагмана модельного ряда Peugeot — модели 508. Продажи нового седана стартуют в России уже 25 сентября. Как и в случае с Camry, изменения в основном носят косметический характер. У модели обновились передняя и задняя части кузова — капот, бамперы и светотехника. Не забыли французы и про интерьер. Так, внутри водителя встречает новая центральная панель. Основное управление всеми функциями автомобиля осуществляется через семидюймовый сенсорный экран. Под капотом модели — новый 165-сильный бензиновый мотор объемом 1,6 л с системой «Старт-стоп», работающий в паре с 6-ступенчатой «механикой» или новым «автоматом». В качестве альтернативы выступает дизельный мотор мощностью 150 л. с.
Премиальные кроссоверы
Пожалуй, одними из основных новинок в премиум-сегменте оказались кроссоверы. Так, главной «звездой» BMW стал новый Х4. В линейке марки эта модель будет располагаться на ступеньку ниже модели Х6. Сам производитель позиционирует ее как спортивное купе для активного отдыха в премиум-сегменте среднего класса.Внешне новый кроссовер, как и в случае с его «старшим» собратом, отличается стильным и динамичным обликом, больше перекликаясь с купе, нежели с внедорожником.
Автомобиль будет оснащаться 245-сильным и 306-сильным бензиновыми моторами, а также 249-и 313-сильными дизелями. В паре с ними будетработать 8-ступенчатая автоматическая коробка передач. Оснащение автомобиля будет включать в себя шесть подушек безопасности, адаптивное спортивное рулевое управление с Servotronic, автоматический климат-контроль, подогрев передних сидений, автоматический привод крышки багажника и биксеноновые фары. Стоимость автомобиля составит от 2,3 млн рублей. Как сообщили «КС» в BMW Group Russia, автомобиль уже поступил в продажу через дилерскую сеть марки.
В свою очередь активно наступающий на пятки немцам японский Lexus показал компактный серийный кроссовер NX. Адаптивная подвеска, камера кругового обзора, аудиосистема Mark Levinson — все это должно стать «входным билетом» в модельный ряд японской марки, тем более что пока в Сибири именно Lexus сохраняет пальму первенства: его кроссоверы RX и LX входят в ТОП-5 самых популярных моделей премиум-брендов в СФО. Во всяком случае именно такие высокие ожидания возлагают на модель действующие сибирские дилеры марки, опрошенные «КС». Говоря о технической начинке, стоит отметить, что, как и принято у японской марки, NX оснащен гибридным приводом: двигатель внутреннего сгорания работает в паре с двумя электромоторами. Совокупная мощность установки составляет 197 л. с.
Осенний интернационал
Стенд «АвтоВАЗа» в этом году был как никогда интернациональным. Презентация на английском языке, швед Бу Андерсон в качестве президента завода, британец Стив Маттин в качестве главного дизайнера, стенд завода, располагавшийся аккурат рядом с «материнскими» Renault и Nissan… Для полного колорита, пожалуй, не хватало только негритянок-моделей. Однако как минимум одна российская традиция у завода все же осталась. Если два года назад завод представил концепт X-Ray, то в этом году он показал отнюдь не предсерийный прототип, а, естественно, вторую генерацию этого же самого концепт-кара. Просто если первый вариант не имел «технической начинки», то второй уже является более проработанным и демонстрирует не только облик потенциальной модели, но и ее содержание. В продаже новинка должна появиться в 2016 году.
Однако основным автомобилем на стенде Lada была, разумеется, новая Vesta. Это тоже концепт, который должен появиться в дилерских шоу-рум в практически неизменном виде. При этом ожидается, что модель станет наследницей Priora и тем самым будет флагманом модельного ряда волжского автозавода. Старт производства автомобиля запланирован на сентябрь 2015 года, а его цена должна составлять около 400 тыс. рублей. Линейка моторов будет включать в себя силовые агрегаты мощностью от 87 до 114 лошадиных сил, а в базовой версии Vesta, как ожидается, получит такие блага современной цивилизации, как АБС, регулируемую рулевую колонку и салонный фильтр. Пока же можно еще раз оценить интересное видение бренда командой дизайнеров Lada во главе со Стивом Маттиным. Последний, кстати, по субъективным ощущениям стал выглядеть гораздо старше в сравнении с тем временем, когда приезжал на московский салон еще в качестве шеф-дизайнера Volvo.
Другой интригующей новинкой салона стала новая Chevrolet Niva — совместный продукт «АвтоВАЗа» и General Motors. Несмотря на то что текущая Niva уже давно выпускается без каких-либо существенных изменений, именно на нее приходится порядка 50% всех продаж Chevrolet в Сибири. Интерес к новой «Ниве» был не менее закономерен. С учетом вхождения «АвтоВАЗа» в альянс Renault-Nissan и собственных планов по развитию General Motors вопрос о новом поколении Niva был какое-то время открыт, поэтому что будет представлять собой новинка, оставалось тайной за семью печатями. Новый Chevrolet Niva получит 1,8-литровый двигатель с пятиступенчатой коробкой передач, полный привод, раздаточную коробку с пониженными передачами и блокировку дифференциала. На текущем этапе оценить можно прежде всего стильный и агрессивный дизайн, который в большей степени стал роднить Niva с внедорожниками Chevrolet, чем действующее поколение модели. Дата выхода внедорожника на рынок и ее цена пока неизвестны.
Фотографии с салона доступны в ФОТОБАНКЕ.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вольфганг Шлимме, глава BMW Group Russia:
— Я большой поклонник автосалонов, потому что являюсь фанатом автомобилей. Московский автосалон проходит один раз в два года. Именно на нем мы можем увидеть много новинок, технологий. Для любого человека, которому интересы автомобили, ММАС — то место, где можно получить всю необходимую информацию. То, что я видел на салоне, мне понравилось. Было много новых интересных продуктов, технологий. И можно заметить, что ни один производитель не показал, что не уверен в рынке, напротив, везде чувствуются стратегическое видение и уверенность в завтрашнем дне.
Вы знаете какой по закону полагается штраф за просроченный полис? Все ньюансы наказания за просроченный полис гражданской автоответственности можно почерпнуть из статьи на сайте «О страховании».