Карнавала не будет? Карнавала нет

Почему новосибирцы оказались в долгу перед клубно-барной культурой? По каким причинам бывшие лидеры этого сегмента рынка совершенно не хотят возвращаться с новыми заведениями? Насколько прибыльно развлекательное дело? На все эти и многие другие вопросы, в том числе и о том, как «барам с музыкой» (party-bar) удалось потеснить ночные клубы, искала ответы корреспондент «КС» КСЕНИЯ ЧЕРНЫХ, инспектируя с экспертами премиальные party-bar и беседуя с бизнесменами на всякий случай также в более деловой собранной обстановке.

Сколько?

Предметом исследования корреспондента «КС» явились премиальные заведения, где можно весело провести время вечером и даже ночью. Еще, пожалуй, лет шесть назад вместо «заведения» можно было использовать лаконичное слово из четырех букв — клуб. Сегодня же это определенно архаизм. Так как из сорока существующих по сей день клубов к интересующему сегменту с натяжкой можно отнести только один. Всё остальное — это бары и в основном коктейльные. Но прежде, чем непосредственно отправиться в премиальные заведения, представим общую статистику.

«На данном этапе российский рынок клубов отличается сравнительно невысоким уровнем прозрачности, что затрудняет его комплексный анализ — количество профильных исследований данной сферы крайне невелико. Тем не менее можно отметить, что, согласно различным экспертным подсчетам, количество подобных заведений в России оценивается в 3–3,5 тысячи объектов, а объем рынка в денежном выражении составляет около 4–5 миллиардов долларов», — рассказал «КС» аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. По данным исследовательской компании «Комкон», аудитория клубов в целом по России составляет в среднем порядка 14% от общего числа населения, то есть около 19 млн человек.

На сегодняшний день в Новосибирске работают 191 бар и 40 ночных клубов. В то время как в 2012 году в Новосибирске было 44 ночных клуба и 186 баров. Таким образом, за два года количество ночных клубов незначительно уменьшилось, а число баров несколько увеличилось, подсчитали в Grinderr.

Подобную статистику подвели недавно и в 2ГИС. Оказалось, что Новосибирск вместе с Екатеринбургом занял третье место с результатом 47 клубов, то есть на 100 тысяч жителей приходится три клуба. Верхние строчки рейтинга неожиданно заняли Пермь и Санкт-Петербург с количеством клубов 46 и 155. Тем не менее Пермь опередила культурную столицу, так как в этом уральском городе на 100 тысяч приходится четыре заведения, а в Петербурге только три. Больше всего клубов в Москве — 282, но при учете обеспеченности ста тысяч москвичей клубами столица оказалась лишь на пятом месте с результатом — два. Что касается других сибирских городов, то Красноярск занял 10-е место, Омск — последнее, 12-е.

Что касается среднего чека, то в новосибирских барах он составляет 711 рублей, а минимальный — 100 руб., об этом заявили сразу несколько заведений Grinderr. Самая популярная заявленная стоимость посещения бара варьируется от 500 до 1000 руб., что составляет 62% рынка. С чеком от 1 тыс. руб. до 3,5 тыс. руб. работают порядка 20%.

В связи с актуальностью в последние три года такой направленности, как коктейльные бары, в 2ГИС также выявили город с самым дорогим и дешевым коктейлем. Аналитики справочного сервиса рассмотрели 15 городов-миллионников. Результаты оказались следующими: средняя стоимость коктейля сегодня составляет 300 рублей. Такие данные получены на основе анализа 60% ночных клубов, которые сообщили свои расценки операторам колл-центра 2ГИС.

Самые дорогие коктейли в Москве. В некоторых столичных клубах их стоимость превышает 1 тыс. рублей, а в среднем она составляет 340 рублей. Дешевле всего коктейль обойдется в Челябинске, средняя его стоимость в уральском городе лишь немногим превышает 200 рублей, при этом есть клубы, где такой алкогольный напиток сделают всего за 70 рублей.

Санкт-Петербург в коктейльном рейтинге занимает девятое место среди миллионников (средняя стоимость — около 280 рублей), Новосибирск — на десятом месте со стоимостью напитка в 270 рублей.

Вячеслав Яковлев при фартуке (в центре) за барной стойкой TwiggyОдно то, что статистика подводится непосредственно по коктейлям, лишь подчеркивает актуальность этого тренда. Основоположниками этого «смешанного» течения в Новосибирске по праву могут считаться Вячеслав Яковлев и Влад Мусиенко, открывшие в конце 2010 года бар Friends.

Возвращаясь к проблематике премиальности, отметим, что из всего количества, а это порядка 230 заведений, к обозначенному сегменту можно отнести не более шести-семи мест, и принадлежность эта не всегда определяется величиной среднего чека.

Куда ходят?

Максим Торгунаков на дне рождения TrendBar. Фото: Nightout.ruДля того чтобы окончательно определиться с модным маршрутом, корреспондент «КС» обратился к управляющему рекламным агентством Sleep no more Максиму Торгунакову, экс-управляющему компании La Vetrina и некогда clubber`у. В связи с переформатированием ночных развлекательных заведений последняя «характеристика», как уже говорилось, звучит не совсем корректно, тем не менее Максим Торгунаков и по сей день продолжает охотно посещать существующие заведения. Ответом на вопрос: «Какие?» он поделился с корреспондентом «КС» в баре с «запароленным» входом «Воробей» (заведение для «своих», которыми можно являться по факту или стать по приглашению, впоследствии получая еженедельную рассылку с паролем для входа с правом передачи своим друзьям). Учитывая расположение бара, «Воробей» можно назвать «обратной стороной» открытого Григорием Распутиным в 2013 году на месте легендарного «Чемпивона» коктейльного TrendBar. Напомним, что первыми посетителями этого заведения стали не справившаяся с управлением автовладелица непосредственно со своим авто.

«Начинается собственно с «Воробья», затем это может быть Friends, Ruby, Twiggy, тот же Trendbar и Black Milk», — перечисляет управляющий Sleep no more.

Из всех перечисленных самые старые Friends. За исключением Black Milk, остальные заведения открылись только в этом году, к слову, и второй этаж в формате коктейльного бара в Black Milk запустили также в 2014 году.

«В Black Milk мне нравится этаж с коктейль-баром, похожий на летнюю веранду, который оформил дизайнер Федор Бухтояров. Получилось так, что с третьего этажа все поднялись на четвертый и теперь тусуются там», — рассказывает Максим Торгунаков.

Black Milk учредитель компании IP Group Елена Паночевных назвала реинкарнацией легендарного ночного клуба «Дождь», закрывшегося около трех лет назад. Напомним, что в основном именно Елена Паночевных и открывала наиболее интересные и востребованные заведения в сфере развлекательной индустрии. А точнее, это ночные клубы «Изумрудный город», «Юла», «Аквариум», «Баламут» и «Дождь», в который, по не подтвержденным данным, как-то раз не пустили банкира Игоря Кима.

Влад Мусиенко во Friends. Фото: Nightout.ruНепосредственно к премиальным заведениям собеседница «КС» отнесла все перечисленные бары, заметив, что не величиной среднего чека эта соотнесенность определяется, а умением привлечь соответствующую публику. В результате даже Friends, прославившийся изначально не только обширностью коктейльной карты, но и духом дружелюбия, граничащим с панибратством, также попал в этот список.

Высоко оценив заведения Яковлева и Мусиенко, и их весомый вклад в продвижение барной культуры в Новосибирске, Елена Паночевных подмечает, что публике в 40–50 не во всех заведениях такого формата комфортно. Во Friends, например, из-за настойчивости и, зачастую, излишней фамильярности барменов, склоняющих публику к употреблению исключительно коктейлей. А вот в Ruby, наоборот, хотелось бы отметить не только отличную подборку вин , разумные цены, но и приятную, комфортную атмосферу, говорит учредитель IP Group, но при этом Елена Паночевных заметила, что ее немного разочаровывало меню. «Но вообще держать в Новосибирске марку заведения с хорошим сервисом и кухней очень непросто, в основном потому, что у нас просто огромная проблема с персоналом в сфере услуг. Работать просто некому, опытных, взрослых профессионалов, любящих свою работу практически нет! Официанты — просто девочки и мальчики, которым подработать бы немного между сессиями и забыть об этом навсегда. И эта проблема", — считает Елена Паночевных , не отдельно взятого заведения, а в общем рынка. — Официанты и бармены очень молоды, им зачастую не знаний не хватает, а элементарно жизненного опыта для общения с клиентом».

Разработчик концептуальных заведений Вячеслав Яковлев подчеркивает, что в такие заведения публика приходит за атмосферой, а не как в сетевые заведения за конкретным продуктом.

«Не думаю,что у нас есть конкуренты. Мы были первыми, кто привнес коктейльную культуру и продолжаем ее развивать. А то, что сейчас есть на рынке, к коктейль-барам имеет очень опосредованное отношение. Это клубы, бары, рестораны, но не коктейль-бары. Атмосфера настоящего коктейльного бара царит в Twiggy или во Friends. И если Friends — веселый, неформальный,тесный для молодежи, то Twiggy — элегантный,обаятельный и комфортный для более зрелой аудитории. При этом энергетика бара, как места для ежедневного посещения и веселья сохраняется», — вкратце описывает концепцию заведению Вячеслав Яковлев.

Уже через год после открытия Friends владельцы бара отметили следующую тенденцию: «Мы заметили, что гости вместе с нами растут, становятся более искушенными и взыскательными и не просто растут, а привыкают к концепции. Так и родилась идея — чтобы не терять наших гостей, мы открываем новые заведения», — делится наблюдениями владелец Twiggy. К слову, на открытие Twiggy метрдотель не пропустил уже упомянутого дизайнера Федора Бухтоярова.

И если раньше публика оседала в одном заведении, то сегодня это уже представить трудно. В очередной такой путь отправился и корреспондент «КС», но уже в компании эксперта.

Барная инспекция

В качестве эксперта «Континент Сибирь» привлек управляющего по общим вопросам «Филип Моррис Сейлз энд Маркетинг» Ивана Хрусталева. Эксперт «КС» представил список и даже определил количество времени, которое предстояло провести в заведении. Перечень состоял из пяти пунктов назначения: Franklin&Fitch, Twiggy, Ruby, Friends и Black Milk. Ивану Хрусталеву предстояло оценить кухню, винную карту, сопутствующие сервисы, а также оформление и, конечно же, атмосферу и харизматичность места.

Инспекция стартовала с ужина в открывшемся в конце июля американском баре, который также состоит из двух этажей Franklin&Fitch. Первый из них, по замыслу владельцев, склоняется к формату party-bar, а второй более «ресторанный» и «сытный».

Корреспондент «КС» с Иваном Хрусталевым и его коллегами встретились на первом этаже заведения. При заказе блюд, выяснилось, что отсутствует ягнятина, заявленная в меню, заменить ее пришлось говяжьим стейком. Впрочем, этим блюдом Иван Хрусталев остался доволен: «Американская кухня, в целом, не изящная, все жирное и жареное. Стейк был нормальный, качество прожарки и мяса меня вполне устроило. Сервис скорее да, чем нет. Подали также довольно быстро», — прокомментировал уровень обслуживания и кухню управляющий по общим вопросам.

Кроме того Иван Хрусталев отметил достаточно яркий режущий свет в помещении бара. На просьбу приглушить освещение представители заведения отреагировали, по их словам, даже предприняли попытку это сделать, но убавить интенсивность освещения так и не смогли.

«Что касается интерьера бара, то меня он ничем не впечатлил. Когда появились в городе первые хорошие заведения, то они резко выделялись. А сейчас их, во-первых, стало больше, а во-вторых, когда ездишь по другим городам и странам, оформление перестает быть какой-то ключевой, определяющей деталью, особенно если слабо подкреплено концепцией. В восточной части страны самые интересные все-таки не в Новосибирске, а в том же Красноярске или Владивостоке. В Красноярске, например, рядом с одноименной гостиницей расположен многоконтинентный комплекс, при этом оформление Нью-Йоркского «отделения» имеет более выдержанную концепцию, чем здесь. В Новосибирске научились воплощать азиатские заведения. Приходишь — Азия, не вопрос, а вот с другими сложнее", — делится впечатлениями от посещения Franklin&Fitch собеседник «КС».

В выделенный временной лимит мы укладываемся и в 23.00 отправляемся в Twiggy. К слову, на тот момент сложившаяся обстановка в первом американском баре в Новосибирске и не располагала к дальнейшему времяпрепровождению в заведении.

«Сколько раз мы до этого ни бывали в Twiggy, там никого не было», — говорит по дороге Иван Хрусталев. Но на этот раз бар оказался заполнен. У барной стойки нас поприветствовал Вячеслав Яковлев. Через некоторое время к нашему столику подошел бармен и приготовил приятный коктейль, в завершение изящно украсив бокал ленточкой, что привело в восторг девичью часть инспекции. Превысив отведенное время в лондонском баре в Новосибирске, корреспондент «КС» с компанией без особого желания покинули Twiggy и тронулись в следующий бар.

В Ruby также оказалось людно. «До этого был только на бизнс-ланче, очень понравилась идея с кухней разных стран. С точки зрения атмосферности и публики мне заведение очень нравится», — говорит Иван Хрусталев.

И опять выбившись из графика, корреспондент с экспертом направились во Friends, где также довольно весело и приятно провели время. Впрочем, последнего пункта — Black Milk инспекция «КС» в тот вечер так и не достигла. Корреспондента «КС», Ивана Хрусталева и остальных участников бар-хоппинга (марафона по барам) переманили в другое заведение. Правда, таким образом, итоги удалось подвести более детально и обстоятельно.

«Больше всего мне сегодня понравилось в Twiggy», — расставил приоритеты Иван Хрусталев.

В ближайшее время в баре планируют открыть джентльменский клуб, где будет представлен более широкий выбор виски и сигар, а девушкам вход будет доступен только в сопровождении члена клуба. Впрочем, некоторые участники рынка развлечений считают открытие этого клуба рисковым в связи с отсутствием должного количества джентльменов в Новосибирске.

После открытия бара, названного в честь знаменитой худышки — британской модели, в тусовке зациркулировали слухи о том, что кто-то из тройки (Friends, Ruby, Twiggy) закроется. Вячеслав Яковлев эти слухи отрицает, аргументируя появление новых заведений ростом публики над самой собой и соответственно желанием удовлетворить возросшие потребности посредством открытия дополнительных баров.

Иван Хрусталев также сомневается в исчезновении в ближайшем будущем какого-либо из проектов Яковлева и Мусиенко, но в то же время и с недоверием относится к теории разделения аудитории.

«Не очень верю, что идея с разведением публики хорошо работает, так как проезжаешь по всем заведениям и видишь одну и ту же аудиторию. Возможно, таким образом владельцы борются с другими конкурентами. У Irish pub, Shamroka, Dublin, по-моему, им удалось переманить клиентов», — считает собеседник «КС».

Потребность перемещаться из одного заведения в другое в течение вечера и ночи управляющий по общим вопросам «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» объяснил желанием встречаться с другой аудиторией. Что касается тренда закрытия ночных клубов и открытия баров, то Иван Хрусталев отметил, что ему сейчас вполне комфортно: «Раньше мне очень хотелось танцевать, сейчас уже реже, но если желание появляется, то это либо Black Milk, либо Friends. Считаю, что я попал под тренд», — резюмировал эксперт «КС».

Падение интереса публики к непосредственно ночным клубам отчасти тем и объясняется: она становится взрослее, появляется семья, другие ценности. Тем не менее не все так просто и причин тому несколько.

Неблагодарная публика

В Grinderr корреспонденту «КС» сообщили, что ключевой тренд последних лет — демократизация ночных заведений, открытых за последние 1,5 года, большинство из них уже не делают ставку на высокодоходную аудиторию, а стараются взять большим количеством менее притязательных посетителей.

Однако есть и еще одна проблема, которую приходится решать новосибирским клубам, отмечают аналитики — это резкое уменьшение численности молодежи в возрасте 16–20 лет из-за кризиса рождаемости 94–98-х годов прошлого века. Еще 4–5 лет назад молодых людей такого возраста было в Новосибирске в 2,2 раза больше, ссылаются на данные Новосибирскстата в Grinderr.

Клуб "Баламут" в 2005 годуПо словам некоторых участников рынка, ситуация в сегменте премиальных заведений плачевная. И вызвано это следующими причинами: во-первых, отсутствует плата за вход или какая-либо иная обязательная финансовая нагрузка на посетителя, во-вторых, снизилось потребление алкоголя. И это при том, что заведение работает всего два дня в неделю, а аренда, зарплата, расходы и прочие обременения выплачиваются ежедневно. Подобные заведения сейчас выживают исключительно за счет бюджетов алкогольных и табачных компаний. Но, как отмечает Максим Торгунаков, в связи с сокращением потребления табака сокращаются и эти бюджеты.

«Вот время «Баламута» было роскошное, — вспоминает один из своих самых любимых и в то же время прибыльных проектов Елена Паночевных. — Эта была публика, которой сейчас 50, а тогда было 35–40. У них уже были деньги, но еще был кураж и желание веселиться часто и с размахом. Им хотелось танцевать, пить, есть. В клубе был аншлаг, а когда «биток» — это настроение, люди сами насыщают себя эмоциями».

Клуб "Юла", 1999 год. Фото из архива Елены Паночевных «Собрать же сейчас на один танцпол, где один тип музыки, одно вкусовое предпочтение до полутора тысяч человек, как в свое время собиралось в «Юле» — невозможно. Такие большие клубы вымерли как мамонты. И навсегда, я думаю. Поэтому и пришли к формату «бары с музыкой», более гибкому и пластичному формату», — рассуждает о тренде учредитель IP Group.

Вячеслав Яковлев в свою очередь также считает, что клуб прежде всего зарабатывает на платном входе и обязан иметь внятную музыкальную концепцию, не важно, это клуб любителей шансона, техно или r’n’b: «Такие клубы всегда будут востребованы, но если исходить из этих параметров, то у нас таких заведений крайне мало и этот сегмент сужается, так как культурный контекст изменился и спросом пользуются либо совсем нишевые заведения, либо бары выходного дня с эклектичной музыкальной политикой. В то время как в Европе танцевальные места, ночные клубы пользуются большой популярностью, они классные и запоминающиеся. Но там и совсем другая концепция — люди туда приходят просто потанцевать, а не достичь состояния невменяемости. Мне кажется, что у нас клубной культуры как таковой так и не сформировалось».

Максим Торгунаков уверен, что через год-два проекты, рассчитанные не на «пританцовку», а на самые что ни на есть танцы, все-таки появятся. Так, с конца августа за танцевальное направление взялся и TrendBar.

Елена Паночевных на открытии клуба "Doжdь" в 2007 годуЕлена Паночевных пока за новые клубные проекты браться не собирается, хотя немного скучает по этому непростому бизнесу, да и завсегдатаи «Дождя» часто просят об этом. И причиной тому не только смена ценностей потребителями, не только тренд, но и низкая платежеспособность новосибирцев. В качестве аргумента собеседница «КС» сравнивает Новосибирск с Екатеринбургом — вторым городом после Москвы, где есть моно-бренд Chanel (а это говорит о многом). Торговля примерно той же самой детской одеждой премиальных марок (Елена Паночевных также владеет магазином Sanetta, — «КС») в столице Урала приносит прибыли в три раза больше. И кроме того, там практически во всех ночных клубах вход платный, добавляет Елена Паночевных.

«Нынешняя новосибирская публика разбалованная», — считает учредитель IP Group. — Взимание платы за вход в премиальном сегменте в Новосибирске может быть сочтено за оскорбление. И бизнес этот становится все менее и менее прибыльным — посещают заведения редко, за вход платить не привыкли, пьют мало. Но, уверена, постепенно, благодаря новым интересным проектам, и в нашем городе сформируется достойная его статуса среда отдыха и развлечений, которая будет востребована щедрой и благодарной публикой

Напомним, что в начале этого года закрылся и еще один знаковый для Новосибирска проект — «Кilev bar». Более того основатель ряда качественных развлекательных проектов Дмитрий Килев даже на какое-то время переехал в Тайланд, обосновав свой отъезд недовольством местным инвест-климатом. Правда, на данный момент, как стало известно корреспонленту "КС", он вернулся в Новосибирск. Также закрылся и Dj-bar «11» ресторатора Дениса Иванова.
В то же время в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Красноярске клубная культура развивается и неплохо себя чувствует, рассказывают собеседники «КС».

Более оптимистично на развитие местной индустрии развлечений смотрят из Москвы. Максим Клягин, комментируя прибыльность развлекательных заведений, отмечает: «Доходность подобных проектов зависит от большого количества факторов. Естественно, наиболее популярные площадки на капиталоемком столичном рынке отличаются самой высокой маржинальностью, значительно опережая сопоставимые проекты в других крупных городах. При этом в целом примерный средний диапазон выручки относительно крупных проектов можно условно оценить в 100–300 миллионов рублей в год. Рентабельность также может значительно варьироваться, скажем, в пределах 10–30%. Обычно средний уровень окупаемости — не менее двух-трех лет».

Аналитик также сообщает, что, несмотря на довольно динамичное развитие в течение последних 10–15 лет, российский рынок интертеймент, если проводить аналогии с ситуацией, характерной для западных рынков, все еще находится на первоначальном этапе своего формирования и сохраняет значительный потенциал роста. Один из наиболее перспективных и капиталоемких сегментов индустрии — рынок музыкальных, ночных клубов и аналогичных развлекательных заведений. Данный сектор отличается устойчивой позитивной динамикой роста и в среднесрочной перспективе, по мере дальнейшего увеличения доходов и уровня жизни населения, продолжит развиваться высокими темпами.

В случае спада в экономике и снижения доходов произойдет и определенное негативное давление на индустрию. «Но в целом потенциал этого рынка, несомненно, представляется весьма значительным. По примерным оценкам, в среднесрочном горизонте следующих 4–5 лет его средние темпы роста сформируются на уровне около десяти процентов, — прогнозирует Максим Клягин. — Безусловно, основными бенефициарами индустрии остаются Москва и Санкт-Петербург, на долю которых в совокупности приходится, по примерным оценкам, около половины оборота индустрии. Тем не менее, в дальнейшем рынок будет развиваться преимущественно за счет расширения числа проектов на региональных рынках».

Тем не менее об открытии в ближайшее время новых привлекательных проектов корреспонденту «КС» ничего неизвестно за исключением ведущейся на протяжении уже пары лет стройки в кинотеатре «Победа». По данным участников рынка, каким будет конечный объект, доподлинно неизвестно, но, возможно, все-таки клуб.. Впрочем, другим «аппетитным» объектом в городе, где, скорее всего, откроется новое заведение премиального класса, продолжает оставаться отель Marriott.

Юрий Чернышов, владелец компании Relan ZeroПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий Чернышов, владелец компании Relan Zero

Я посещаю те заведения, где могу встретить интересных мне людей. Пожалуй, сейчас этот круг замкнулся на Black Milk и «Веранде». По большему счету не наблюдаю больших различий между Black Milk и «Dожdем» Елены Паночевных, прекратившего свое существование несколько лет назад.

Что касаемо Friends, открытого после «Dожdя», то он вызывает у меня смешанные чувства. С одной стороны прекрасное месторасположение, симпатичный интерьер соседствует с навязчивой идеей нести «просветительскую» функцию в потреблении спиртного, что и иллюстрирует отказ подать клиенту колу, если он заказал дорогой виски! Насколько помню, во Friends всегда звучала продвинутая музыка, зато за стойкой бара располагался чопорный с изрядной долей нарциссизма персонал, производительность труда которого сродни людям, страдающим болезнью Паркинсона.

Может в этом и была некая фишка, потому что наряду с системой фейс-контроля это наталкивало меня на мысль, что владельцы заведения хотели стать абсолютно нерукопожатными и таким образом заработать на этом известность.

Однако из недр Friends родились два весьма два достойных проекта. Либеральный и симпатичный Ruby, которому единственное, что хочется пожелать – это немного перетряхнуть винную карту, пополнив ее чуть более «высоким» вином.

Также приятно удивил Twiggy своим продвинутым, достойным интерьером, наличием локальной парковки и весьма любезным персоналом. Меня лично радует, что развитием этих заведений занимаются владельцы, которые, уже получив некоторый опыт, конвертируют его в собственные проекты, пытаясь сделать их коммерчески успешными и популярными.

Не могу не упомянуть еще о двух проектах. Это весьма и весьма достойное во всех отношениях Park Café, а также в скором времени с открытием второго этажа уже можно будет тестировать новый проект Яна Скопина «Хороший год».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ