Запуск новых брендов повышает возможности компании по тиражированию своего бизнеса

Даже в сложные для всей экономики страны времена ряд компаний растут и открывают новые проекты. Что позволяет бизнесу развиваться даже в таких непростых условиях, какая стратегия наиболее эффективна и что ждет российский обувной рынок — эти вопросы «КС» обсудил с директором ГК «Обувь России» АНТОНОМ ТИТОВЫМ.

В реалиях нового времени

— Антон Михайлович, сейчас все компании подводят итоги работы в первом полугодии. Каковы ваши результаты?

— В первом полугодии мы добились тех результатов, что и планировали. У нас увеличилась выручка на 26 процентов — до 2,5 млрд рублей, прирост по EBITDA составил 29%. Также у компании увеличились активы более чем на 2 млрд. У нас очень хорошие показатели рентабельности по EBITDA, которые превышают среднерыночные, — 17,72%.
В первом полугодии мы последовательно реализовывали инвестиционную программу на 2014 год. За первые шесть месяцев года открыли 47 магазинов и вышли в десять новых городов. В целом до конца года на нашей карте появится еще 70 розничных точек — основной объем открытий придется на июль — сентябрь, перед стартом осенне-зимнего сезона.

— Насколько я знаю, в этом году вы вышли на рынок e-commerce. Как вообще сегодня развивается онлайн-торговля обувью?

— Интернет-торговля для нас стратегически важный проект. Рынок продаж обуви в сети в России динамично растет, и перспективы его развития связаны прежде всего с регионами. Мы запустили Интернет-магазин нашего бренда Westfalika в марте. Развиваем его вместе с оффлайн-розницей. Объем продаж через этот канал растет, но пока рано даже подводить промежуточные итоги — слишком мало времени прошло. Сейчас мы рассматриваем интернет-магазин как дополнительный сервис для наших покупателей; кроме того, онлайн-площадка выполняет важную маркетинговую и информационную функцию. Например, покупатели, прежде чем прийти в обычный магазин, знакомятся с коллекцией на сайте; также они в большинстве случаев оформляют заказ через интернет-магазин с доставкой в традиционную розничную точку. Мы планируем создавать интернет-магазины для каждого нашего бренда.

— Почему вы выбрали именно такой путь, а не решили открыть сразу большой магазин по всем маркам, как делают специализированные онлайн-ритейлеры?

— Монобрендовый сайт хорошо поддерживает оффлайн-розницу, что для нас сейчас очень важно при динамичном росте сети. Мы понимаем, что будущее за интернет-торговлей, и через 3–5 лет ощутимая доля продаж уйдет в онлайн-пространство. Однако оффлайн-рынок, конечно, останется, только формат торговли изменится, поэтому сейчас разумно сделать ставку на сращивание интернет-магазина и классической розницы, а не противопоставлять эти два формата.

— Может ли развитие интернет-магазина привести к тому, что компаниям потребуется меньше обычных магазинов?

— Для интернет-магазинов важна сеть продаж, что как раз и предоставляет классическая розница. Когда онлайн-магазин существует только в сети, то организовать доставку гораздо сложнее. У нас сейчас более 310 магазинов по всей стране, и сроки доставки через интернет-магазин у нас составляют от одного до трех суток, в то время как большинство специализированных онлайн-ритейлеров предлагают от трех дней. К тому же объединение этих двух каналов продаж дает ощутимый синергетический эффект. Мы подсчитали, что раньше в пиковый сезон теряли 10–12% выручки только потому, что покупатели не находили нужного размера в магазине, а ехать в другой магазин даже в своем городе мало кто хотел. Теперь же есть возможность сразу на месте через онлайн-площадку посмотреть, где есть нужный размер, и заказать доставку в этот магазин или на дом. Мы сейчас тестируем эту технологию «заказа в магазине», планируем ее запускать по всей сети. Еще одно преимущество традиционной розничной сети — клиент интернет-магазина может вернуть или обменять товар в обычной торговой точке, что для него гораздо удобнее.
Форматы и бренды

— Летом ваша компания объявила о реализации еще одного проекта — сети под брендом EMILIA ESTRA. В чем специфика марки?

— Эту обувную сеть мы долго готовили к запуску. Сначала выводили новый бренд на рынок аксессуаров, причем достаточно успешно. Это позволило нам более четко сформулировать концепцию марки, понять потребности целевой аудитории. Мы нарастили объемы и на определенном этапе были уже готовы запустить самостоятельную обувную сеть под новым брендом. В начале августа мы сразу открыли шесть магазинов Emilia Estra, лицом марки стала Юлия Ковальчук. Я считаю, что сотрудничество с Юлией — это удачная идея, и бренд оценивается позитивно. В этом году планируем открыть 20 магазинов новой сети. По нашим оценкам, запуск новой обувной сети даст прирост выручки в осенне-зимнем сезоне в объеме 300–350 млн рублей.
Мы выбрали для себя в качестве ключевой стратегию многоформатной розницы, т. е. одновременного развития разных брендов, ориентированных на разную аудиторию, однако в рамках одного среднеценового сегмента. Так, Westfalika предлагает классический ассортимент для аудитории от 30 лет; «Пешеход» — комфортную обувь для всей семьи; Emilia Estra — модную и ультрамодную обувь для молодых женщин. Запуск новых брендов повышает возможности компании по тиражированию своего бизнеса. По брендам Westfalika и «Пешеход» емкость обувного рынка составляет 800–900 и 500–600 магазинов соответственно. Emilia Estra открывает для нас возможности прироста еще на 800 магазинов, что позволит нам увеличить долю на рынке.

— Недавно стало известно, что «Обувь России» теперь выпускает и верхнюю одежду. Чем для вас интересен этот рынок? Планируете в будущем открывать отдельные магазины в этом сегменте?

— Емкость рынка одежды в два раза больше, чем емкость рынка обуви. Поэтому он для нас очень привлекателен. Проект верхней одежды под собственным брендом Snow Guard запустили летом. Первые тестовые продажи проводили еще в прошлом осенне-зимнем сезоне в 15 магазинах Westfalika; весной продавали верхнюю одежду уже в 60 магазинах. Одежда для нас — это прежде всего сопутствующий товар, который представлен в наших обувных сетях Westfalika и «Пешеход», и все вновь открывающиеся торговые точки оснащены зоной для верхней одежды. Проект в таком формате уже доказал свою эффективность: сейчас, в августе, когда на улице жаркая погода, пуховики дают нам 10% розничной выручки. Для западных обувных компаний эта идея не уникальна — такая практика там широко распространена. Также в этом году откроем 3–4 отдельных магазина верхней одежды, первый уже заработал в Омске. Будем тестировать новый формат. Решение о тиражировании будем принимать, когда магазины отработают хотя бы один-два сезона.

— Хватает ли существующих форматов магазинов, для того чтобы представлять все проекты покупателям?

— Когда ассортимент достаточно большой и постоянно расширяется, невозможно обойтись без больших площадей. Поэтому мы вывели на рынок новый формат — «Флагман». Это магазины площадью 350–450 кв. м, в них представлены максимальный ассортимент и весь спектр дополнительных услуг, первой поступает новая коллекция. У них другие расчетные показатели для открытия: один магазин на 500 тыс. жителей. Они размещаются в наиболее популярных ТЦ и на ключевых торговых улицах.
Эти магазины более сложные с точки зрения подбора помещения, его оснащения, требуют больше инвестиций, однако они серьезно повышают конкурентоспособность компании. Выручка «Флагмана» в 2–2,5 раза превышает товарооборот стандартного магазина. У нас уже работают «Флагманы» во Владивостоке, Тюмени. До конца года откроем 20 таких магазинов. Первый «Флагман» в Новосибирске мы планируем запустить в этом году в «Ройял Парке».
Трудный год

— С точки зрения экономики год все-таки выдался тяжелым. Ваши планы в связи с этим как-то корректировались?

— В экономике ситуация очень непростая. Западные страны ввели санкции против крупных российских банков, поэтому возможны трудности с ликвидностью, вырастет стоимость заимствований. Конечно, это беспокоит многих бизнесменов, и, на мой взгляд, все самое сложное в экономике еще впереди. Однако эти события напрямую не касаются потребления обуви, которое в нашей стране отнюдь не избыточное. Мы только чуть-чуть оторвались от уровня физического износа продукта: в среднем россиянин покупает три пары в год, а физический износ составляет два. Конечно, если бы не было негативных тенденций, то рынок обуви в парах рос бы активнее. В сегодняшних условиях роста фактически нет, но и сокращать потребление особо некуда. Заметно, что люди в условиях роста цен и общего негативного информационного фона меньше тратят, и, если есть возможность, пользуются кредитами. Поэтому в наших сетях мы отмечаем рост объемов продаж в рассрочку, наши собственные кредитные предложения помогают нам сгладить эффект от замедления потребления.
Планы по развитию мы не пересматриваем, так как обувной рынок в целом более устойчив к кризисным явлениям, и он слабо консолидирован и слабо насыщен. В регионах мы фактически не сталкиваемся с конкуренцией и растем за счет вытеснения с рынка более мелких игроков. Наша задача — консолидировать рынок в своем сегменте и максимально нарастить долю на нем

— Ну а все-таки кредитные ресурсы для компаний, в том числе обувных, станут дороже?

— Пока еще рано говорить: результат тех событий, которые происходят в настоящее время, мы увидим в конце года, когда банки проживут какой-то период в новых условиях. Очень многое будет зависеть от поведения Центробанка и политики государства по поддержке финансового сектора. Но я думаю, что мы и этот кризис переживем нормально. Чего-то нового для нас не происходит, мы это видели в 2008–2009 годах, только тогда «санкции» были без предупреждения и для всего мира.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ