Рынок мобильных разработок: пора взрослеть

Мобилизация всех отраслей бизнеса и производства не могла не затронуть и тех, кто занимается разработкой софта к мобильным гаджетам. Представители ведущих новосибирских разработчиков уверены: бурная молодость отрасли подходит к концу. Теперь работать нужно по-другому.

Переходный возраст от юности к зрелости

По оценкам экспертов, период «бесполезного и неосознанного» роста рынка мобильных разработок в 2014 году миновал, главным образом благодаря росту сознательности у всех трех его сторон. Клиенты перестали верить в существовании волшебной программы с кнопкой «Сделать все хорошо» и стали подходить к заказу взвешенно и осознанно. Разработчики больше не кидаются за любой заказ ради опыта и портфолио, а делают упор на качество, не желая портить накопленную репутацию и осознавая, что конкуренты не дремлют. Значительно требовательнее к выставляемому на продажу контенту стали и магазины приложений, их интересует не только отсутствие багов, но еще и функциональность, и отличие от имеющихся аналогов, и так далее. «Нам очень нравится эта тенденция, которую мы отчетливо наблюдаем среди наших клиентов и ближайших конкурентов, — поясняет «КС» руководитель отдела маркетинга одной из крупнейших новосибирских компании в сфере разработки мобильных приложений Sibers Анна Шпак. — Хотя эта тенденция и не ведет к бурному количественному росту заказов, зато клиенты стали больше прежнего заботиться о качестве и выделять на это бюджеты».

«Если два года назад практически любой мог подхватить модный тренд и начать разработку собственного мобильного приложения (МП), даже особо не задумываясь, зачем оно нужно и как повлияет на эффективность, то сегодня рынок настроен менее воодушевленно, — рассказывает директор ImproveIT Digital Иван Кардашов. — Это связано с тем, что многие «обожглись» на некачественных и непродуманных решениях, выпустили приложения в стиле «чтобы было, ведь у всех есть» или «у меня же есть сайт, пусть будет и приложение». На наш взгляд, рынок постепенно взрослеет и начинает наконец-то измерять эффективность мобильных решений, подходить к их созданию как к выпуску нового продукта».

В свою очередь директор по стратегическому развитию ГК «Азофт» Иван Ожиганов считает, что рынок уже можно считать насытившимся. «Мобильные приложения были созданы почти для всех категорий и направлений бизнеса. Сейчас заказы все чаще ориентируются на решение конкретных бизнес-задач, с четкими и понятными стратегиями по маркетингу и монетизации. Клиенты стали более образованы и с большим пониманием стали относиться к тому, что и зачем им требуется от мобильной стратегии», — отмечает Иван Ожиганов.

Среди основных драйверов, подгоняющих рынок мобильных приложений, исполнительный директор Magora Systems Павел Шевцов называет планшетизацию с мобилизацией, развитие мобильной рекламы — и, как следствие, увеличение числа заказчиков из числа тех, кто раньше не интересовался данной темой. «Все больше компаний осознает необходимость мобильных приложений для бизнеса как удобного средства приобретения товаров и услуг, — отмечает он. — В нашей компании число проектов мобильной разработки увеличилось почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года».

По оценкам директора DNKmobile Евгения Капранова, динамика роста российского рынка мобильных приложений в 2013–2016 годах может составлять порядка 170%.

Тренды: «Ведер» все больше, но «Яблоко» держит марку

Лидерами среди МП практически единогласно остаются мессенджеры и приложения для социальных сетей, хотя за последний год число заказов на них снизилось, возможно, из-за насыщения рынка. Развлекательные приложения слегка потеснились, и их место заняли «полезные»: touch-панели обработки заказов, системы самообслуживания, интерактивные информационные стенды и так далее.

В 2013 году по количеству загрузок лидировала ОС Android, но прибылей с загруженных приложений Appleвсе же получила больше. Лучшей моделью монетизации Павел Шевцов называет Freemium — пользователь может бесплатно скачать приложение и получить доступ к ограниченному функционалу, а вот воспользоваться расширенными возможностями и дополнительными сервисами можно уже за определенную плату. Именно благодаря ему iOS и остается лидером в денежном эквиваленте.

С точки зрения разработчиков, самое главное преимущество «яблочной» операционки — ее малая фрагментированность. Тем, кто хочет разработать приложение для всех гаджетов под Android, придется тестировать его на множестве устройств, тогда как с Apple все гораздо проще.

Рост популярности «зеленого ведерка» плюс разнообразие его версий и устройств, повышение грамотности заказчиков и конкретизация их запросов — все это привело к постепенному отмиранию универсализма. Все больше задач решается под одного конкретного покупателя. «Сейчас трудно создать что-то принципиально новое, — рассказывает Анна Шпак. — В нашей практике действительно редки случаи, когда применение «универсального подхода» к разработке — использование каких-то готовых систем, разработка кроссплатформенных приложений — оправдывает себя. Многие клиенты изначально обращаются к нам именно с такими «универсальными» просьбами, но когда узнают все подробности системы, ограничения, которые она налагает, предпочитают, чтобы мы разработали для них индивидуальное решение».

А вот по мнению Евгения Капранова, универсальные решения и сейчас вполне применимы для многих сфер бизнеса: «Например, для небольших интернет-магазинов обычно требуется один и тот же стандартный функционал, и вся разработка в таком случае сводится к смене дизайна приложения», — поясняет он.

Мануал для заказчика

Можно констатировать, что заказчики МП за последние год-два стали куда грамотнее, чем раньше. Но одну ошибку, о которой упомянули все без исключения опрошенные «КС» эксперты, изжить до конца так и не удалось. Далеко не все клиенты, делая заказ, могут ответить на простые вопросы: на кого это приложение будет ориентировано? Каким вы видите его пользователя? Как будет проходить монетизация? Еще остались те, для кого собственное мобильное приложение — это не бизнес, который должен приносить доход, а просто модная игрушка, которая в виде бонуса может дать какую-то материальную пользу.

«Если человек хочет построить, например, автосервис или АЗС, то он уже на старте все планирует: пишет свой бизнес-план и точно знает, что, вложив M миллионов рублей сейчас, он отобьет эти деньги через N месяцев и получит такую-то прибыль при таких-то ежемесячных расходах. К сожалению, у многих частных заказчиков аналогичного отношения к мобильным приложениям нет», — отмечает Евгений Капранов.

«Подавляющее большинство заказчиков по-прежнему считают, что разработка мобильного приложения — это программирование. Ну, дизайн еще, отладка какая-нибудь, — делится опытом Иван Кардашов. — Это мнение не только ошибочно, оно еще и опасно. На самом деле разработка мобильного приложения всегда должна начинаться с того же, с чего и создание любого другого продукта: исследования пользовательской аудитории, определения стратегии и бизнес-модели приложения, выделения ключевых функций — той самой уникальности, за счет которой оно будет выделяться среди миллионов других. И с самого начала надо понимать, что будет с приложением после запуска: кто им будет заниматься, кто будет общаться с пользователями, как будет строиться продвижение. Увы, российский рынок еще не до конца осознал важности этих шагов, поэтому в 90% случаев к нам приходят с вопросом «сколько стоит дизайн и разработка?», а в итоге мы объясняем клиенту, с чего на самом деле стоит начать. У нас в прошлом году даже сформировалась специальная услуга по проведению этого первого этапа: мы называем его бизнес-проектированием или созданием стратегии».

Цена вопроса

А действительно, сколько стоит разработка мобильного приложения? Попробуем разобраться.

Стоимость проекта складывается чаше всего из трех компонентов. Первый — затраты на подготовку к разработке: согласование концепции с заказчиком, создание наглядного прототипа, составление плана работы. Второй — собственно разработка. Третий — внедрение и сопровождение. Если стоимость первого этапа обычно фиксированная, то цена двух других варьируется очень значительно. Особенно второй.

Стоимость разработки может основываться либо на времени, которое она займет, либо на том, какие ресурсы разработчику придется задействовать. В первом случае свою весомую роль играет еще и поддерживаемая платформа — как уже было сказано, iOS-разработки занимают меньше времени, и следовательно, обходятся дешевле. То есть там, где на Android-приложение уйдет два месяца (320 часов), «Яблоко» потребует на 20–30% меньше. Посчитайте разницу, с учетом того, что час работы в российских компаниях стоит от 1000 до 3000 рублей.

«Отраслевой» расчет цены более сложный, но у заказчика больше возможности внести свои коррективы и, возможно, сократить расходы. По словам Анны Шпак, большую часть затрат на разработку мобильного приложения обычно занимает непосредственно программирование, как непосредственно мобильного приложения, так и его серверной части. Также в бюджете на разработку любого приложения есть такие статьи, как проектирование интерфейса, графика, тестирование. И соотношение вклада этих компонентов в общий бюджет может значительно отличаться в зависимости от типов приложений. Например, при разработке детской игры значительная часть бюджета уходит на создание яркой и простой графики, а также проектировку интерфейса, тогда как программирование не доставит особых проблем. А большая мобильная система автоматизации производства, работающая синхронно с уже сложившейся системой, в своем бюджете почти не заметит графических работ, здесь главной задачей станет создание кода. При этом использование уже готовых «кирпичиков» универсальных решений сможет сэкономить время разработки, но, возможно, увеличить ее стоимость — авторское право никто не отменял.

По общей стоимости все МП можно условно поделить на категории:

— приложения «экономкласса», начальный уровень. Включает в себя дизайн до пяти экранов, чаще всего работает не только под одной платформой, но и лишь под одним типом устройств. Подобный проект обычно требует от 100 до 150 часов работы, а цена его составляет примерно $2000–4500 (70–160 тыс. рублей);

— «компакт-класс», следующий уровень. Также одноплатформенные, но с лучшим дизайном (6–10 экранов) и с добавленной серверной частью, хотя и без веб-панели администратора. Разработка занимает в среднем от 250 до 500 часов и будет стоить $7500–15 000 (270–550 тыс. рублей);

— «полноразмерный класс», достаточно большой шаг вперед. Тоже работает на одной платформе, но уже с разными устройствами. При этом обычно поддерживается только последней версией ОС, в отличие от более дешевых классов. Включает в себя серверный функционал с базовой админпанелью и дизайн для 11–20 экранов. Создание потребует от 600 до 1000 часов работы. Цена — от $18 000 до $30 000 (650 тыс.— 1 млн рублей);

— разработка класса люкс, он же S-класс. Подходит для каждой платформы и для устройств всех размеров, поддержка всех ОС, дизайн от 21 и более экранов, широкий функционал с индивидуальными настройками, поддержкой соцсетей и множеством специальных возможностей. Продвинутая серверная часть с полноценной админпанелью. Время изготовления такого приложения часто превышает 1000 часов, а цена — 1–1,5 млн рублей и выше.

Наибольшей популярностью в 2013–2014 годах пользовалась средняя ценовая категория — 500–600 тысяч рублей за проект.

Чем может гордиться Новосибирск? Самые значительные проекты в сфере мобильных приложений 2013-2014 гг.

«Лайк-ТВ», мобильное приложение для интернет-провайдера «Сибирские Сети». С его помощью абонент получает возможность просматривать телевидение на смартфоне или планшете. Очень сложный и ресурсоемкий проект, благодаря которому «Сибсети» в июле прошлого года окончательно перешли на беспроводной Интернет. Работа над обновлением «Лайка» ведется и по сей день. Разработчик — DNKmobile.

MoPals, мультиплатформенное социальное приложение с функцией геопозиционирования. Было создано в качестве компонента медиапрограммы лояльности клиентов заказчика. Разработчик — MagoraSystems.

«Сердитый гражданин», весьма интересный и полезный проект для федерального сервиса angrycitizen.ru. Это приложение для iPhone, помогающее людям быстро делиться проблемами, решать их, тем самым улучшать качество своей жизни. Задача сервиса — сократить дистанцию между гражданами и органами государственной власти. Раньше отправлять жалобы и следить за ходом их решения можно было только через сайт, теперь такую возможность получили и пользователи смартфонов. Разработчик — ImproveIT Digital.

NorthKoreaTravel, туристический путеводитель по самой закрытой стране мира — КНДР.Программа получила очень большой общественный резонанс: о ее выходе в мае этого года сообщили такие СМИ, как CNN, WallStreet Journal, Washington Post, Die Welt и другие. Разработчик — Magora Systems.

«БИТ: Лидер», аналитическое мобильное приложение в серии продуктов 1С, один из крупнейших российских заказов. Разработчик — Magora Systems.

А еще стоит вспомнить программу от Sibers, которая помогает сохранить и возродить национальные, коренные североамериканские языки и культуру. Она даже попала в ежегодный видеоитог 2013 года, который традиционно выпускает компания Apple: единственная отечественная разработка из четырех показанных в ролике… и 9 миллионов выпущенных по всему миру.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Денис Балуев, гендиректор компании «Секвения»:

— Мобильные бизнес-приложения перешли из разряда дорогих игрушек для топ-менеджеров в область удобных рабочих инструментов: бизнес осознал, что некоторые операции гораздо проще и дешевле делать на планшетах, чем на десктопных компьютерах, ноутбуках или специализированных устройствах — таких как, например, терминалы сбора данных.

С помощью планшетов и даже мобильных телефонов оказалось удобно проводить уличные опросы, организовывать инвентаризацию на складе, демонстрировать каталоги продукции потенциальным и существующим клиентам. Современный дизайн и повышенные требования к юзабилити выгодно отличают мобильные приложения от сложных и запутанных традиционных бизнес-систем — для «аппов» не принято писать сложные инструкции, а обучение часто проводится уже в ходе работы с устройством. Предпринимаются даже попытки создать на базе планшетов полноценную систему управления предприятием — этим, например, занимается компания «Додо-пицца» небезызвестного предпринимателя Федора Овчинникова. Работа в их учетной системе DODO.IS на всех участках предприятия организована на планшетах iPad.

При этом сами сотрудники компаний все чаще используют принцип BYOD — Bring Your Own Device («Принеси свое устройство»): они устанавливают программы на собственные телефоны и планшеты просто потому, что так удобнее и не нужно носить с собой сразу несколько гаджетов. Это добавляет сложностей IT-отделам в сфере обеспечения безопасности и своевременного обновления ПО, но вся история развития технологий показывает, что выигрывают тренды, ориентированные на удобство пользователя. А это значит, что BYOD обязательно победит.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ