Сибирский потенциал российских железных дорог

День железнодорожника, по традиции отмечающийся в первое воскресенье августа, в этом году совпадает со значимым юбилеем — 180-летием начала инженерных изысканий для строительства первых российских железных дорог. За столь немалый срок в стране построено более 85 тысяч километров стальных магистралей, более половины которых электрифицировано. Только железные дороги позволили объединить огромные пространства России — от Балтийского моря до Тихого океана, и к 2030 году их длина должна превысить 100 тысяч километров. Невозможно переоценить роль железных дорог для развития всей страны, и тем более Сибири. С чем же подошли железнодорожники к своему празднику — что сделано, что еще впереди?

Свежие данные, опубликованные «Росстатом», говорят о неплохих достижениях работников железнодорожной отрасли за первое полугодие 2014 года — так, общий грузооборот железнодорожного транспорта по стране достиг 1130,9 млрд ткм, что составляет 105,6% от полугодовых объемов 2013 года. Для сравнения: общий рост промышленного производства России за сопоставимые периоды скромнее — 101,5%. Как утверждает статистика, такой рост произошел на фоне заметного снижения перевозок импортных грузов — они по сравнению с первым полугодием 2013 года сократились более чем на 16%. Так что наращивание объемов грузоперевозок по железным дорогам достигнуто исключительно увеличением транспортировки отечественной продукции, в первую очередь энергоносителей — угля, удельный вес которого в общем объеме погрузки в июне 2014 года составил 24,2%, и нефтепродуктов — с соответствующим показателем 20,3%. Немало было перевезено и строительных грузов — их доля составила 12,7%.

Приятным дополнением к успешному завершению полугодия стало неожиданная статистика по ценам на грузоперевозки железнодорожным транспортом — при общем росте стоимости продовольственных и промышленных товаров железнодорожники в непростой экономической ситуации смогли не допустить роста цен на свои перевозки — «Росстат» фиксирует нулевой прирост индекса тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом.

При этом ОАО «РЖД», управляющее сетью российских железных дорог, не только эксплуатирует, но и постоянно реконструирует стальные магистрали, Так, по официальной информации компании, в первом полугодии 2014 года компания реконструировала более 2,5 тыс. км пути, что на 500 км больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего в 2014 году инвестиционной программой ОАО «РЖД» предусмотрено реконструировать 3975,7 км железнодорожного пути. Общий объем вложений, включая закупку рельсов российского производства, составит 73,1 млрд рублей. В целом же более 6 тыс. км пути в 2014 году подвергнется различным видам ремонта, планируется также уложить в путь около 3 тыс. комплектов стрелочных переводов.

Однако дальнейшее развитие железнодорожных перевозок невозможно без долгосрочных плановых инвестиций и реализации крупных инфраструктурных проектов. Перспективы развития железнодорожной отрасли обозначены в документе «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Эта стратегия предусматривает строительство новых железнодорожных линий, повышающих конкурентоспособность и укрепляющих транспортную целостность страны, выравнивающих уровень транспортной обеспеченности населения отдаленных регионов страны, создающих условия для появления новых точек экономического роста. Особенно масштабное строительство новых железных дорог планируется в Сибири и на Дальнем Востоке. В соответствии с документом предусмотрено строительство 20,7 тыс. км новых железнодорожных линий, обновление более 23 тыс. локомотивов, около 1 млн грузовых вагонов, более 23 тыс. пассажирских вагонов и 24,5 тыс. единиц моторвагонного подвижного состава. Впервые перед железнодорожниками была поставлена задача не только количественного наращивания протяженности стальных магистралей, но и их качественного совершенствования с выходом на новый уровень — сооружение высокоскоростных магистралей (ВСМ). Изначально планировалось, что ВСМ свяжут Москву с Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом, Смоленском и Красным. Сегодня день наиболее реальные направления ВСМ — от Москвы до Казани, Адлера и Санкт-Петербурга. Министр транспорта Максим Соколов не исключил, что магистраль Москва–Адлер может быть продлена до Крыма, но это скорее лишь перспективные замыслы. А вот ВСМ-2 Москва–Казань уже внесена в схему территориального планирования Российской Федерации, и ОАО «РЖД» в лице своего дочернего общества ОАО «Скоростные магистрали» готово уже в 2014 году приступить к проектным и изыскательским работам. Проект ВСМ-2 разбит на четыре участка: Москва–Владимир, Владимир–Нижний Новгород, Нижний Новгород–Чебоксары, Чебоксары–Казань. Но особый интерес для сибиряков представляет возможность его дальнейшего продолжения до Екатеринбурга и Челябинска. Отсюда уже не так далеко и до Омска, так что надежда увидеть в будущем, пусть и не совсем близком, скоростные поезда, преодолевающие за час четыре сотни километров сибирских просторов, совсем не беспочвенна.

Второе прорывное направление развития сибиряки смогут оценить гораздо раньше — оно касается приоритетного развития железнодорожного транспорта на территориях Сибири и Дальнего Востока. Наиболее крупный проект в этом направлении — ускоренная комплексная модернизация Транссибирской и Байкало-Амурской (БАМ) магистралей. В 2014 году предполагается выполнение работ по этим проектам на сумму более 60 млрд рублей, при этом уже к 2020 году грузопотоки на отдельных участках этих магистралей увеличатся не менее, чем в 2,5 раза. БАМ совсем недавно, в начале июля, отметил сорокалетие со дня начала строительства, и этот юбилей обещает стать точкой отсчета нового этапа напряженной работы и развития магистрали. Планы по модернизации БАМа включают в себя не только реконструкцию действующего полотна — в праздничный день 8 июля в Тынде прошла укладка «серебряного» звена железнодорожного пути на участке Таксимо–Лодья Восточно-Сибирской железной дороги, которая ознаменовала собой начало нового масштабного проекта — БАМ-2. Это не просто проект реконструкции и модернизации — на достаточно высоком уровне звучат предложения продлить железную дорогу до Сахалина с помощью моста, затем железнодорожную ветку направить в Корею и Китай. Всего же в 2014 году ОАО «РЖД» уже организованы работы на 564 объектах инфраструктуры Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорог и запланировано обеспечить ввод в эксплуатацию двух перегонов на участке Лена–Хани и двух разъездов на участках Тында–Улак и Улак–Новый Ургал.

Как отметил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, до последнего времени рост объема перевозок в сторону дальневосточных портов осуществлялся десятками процентов. «Мы уже везем грузов на Дальний Восток значительно больше, чем во все времена Советского Союза — даже в самые успешные годы, в 1988-м, например. Мы сейчас больше везем. Естественно, это вызывает перенапряжение инфраструктурных возможностей, потому что с того времени много было утрачено, а кое-что было просто разобрано. Разбирали ненужные, как казалось тогда, разъезды, станционные пути. Сейчас это все приходится восстанавливать», — пояснил президент ОАО «РЖД».

Еще одно, не столь масштабное, но крайне необходимое Сибири строительство железнодорожного сообщения начато на южном направлении сибирской транспортной сети. Это сооружение железной дороги Кызыл–Курагино (ksonline.ru/stats/-/id/2984), которая соединит Республику Тува и Красноярский край с выходом на БАМ и даст мощный стимул развития горнодобывающей промышленности республики. Железная дорога длиной 402 км строится для реализации проекта разработки Элегестского месторождения угля в Туве, пока же сейчас добываемый уголь вывозится до железной дороги грузовиками.

Сибирские железнодорожники не только поддерживают темпы федерального роста грузоперевозок (5,6%), но и по ряду регионов существенно превосходят их. Так, по данным ЗСЖД, вся Западно-Сибирская железная дорога увеличила грузооборот за шесть месяцев 2014 года на 6,3% к соответствующему периоду 2013 года, что составило 163,6 млрд тонно-километров. Основную долю в структуре погрузки Западно-Сибирской железной дороги за шесть месяцев 2014 года занимает уголь — 75,2%, нефтегрузы — 6,8%, строительные грузы — 3,0%. Доля ЗСЖД в погрузке грузов по всей сети ОАО «РЖД» составила 23,0%, а грузооборот — 11,2% общего объема.

При этом за первое полугодие 2014 года объем погрузки в Новосибирской области Западно-Сибирской железной дороги составил более 7690 тыс. тонн грузов, а грузооборот в январе–июне 2014 года увеличился на 7,1% к уровню 2013 года и составил более 36 409 млн тонно-километров.

Превзошел общероссийские темпы роста и Кузбасский регион Западно-Сибирской железной дороги. Здесь грузооборот в январе–июне 2014 года вырос на 5,9% к уровню 2013 года.

Омский регион Западно-Сибирской железной дороги, не превысив федеральные темпы роста, все же показал положительную динамику — рост объема грузоперевозок составил 3,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Но железнодорожники — это не только непосредственно работающие на магистралях. Несколько сибирских заводов работают на общее дело — обеспечение перевозок людей и грузов. Из них два расположены в Новосибирске, это Новосибирский электровозоремонтный (НЭРЗ) и стрелочный (НСЗ) заводы. НЭРЗ в этом году отмечает двойной праздник — в День железнодорожника будет отмечаться 70-я годовщина создания завода. Успешно развивается и НСЗ — недавно он установил партнерские отношения с Сибирским банком Сбербанка РФ, который стал единственным кредитором завода. Сумма инвестиционной сделки составила 1,574 млрд рублей.

Как и во многих других отраслях экономии Сибири, при текущей успешной динамике большой потенциал сибирских регионов только начинает реализовываться. Не исключением, но подтверждением этого является и железнодорожная отрасль Сибири. Вышеупомянутые инфраструктурные проекты обещают превратить Сибирь — географический центр России — в промышленно-логистический центр международного уровня.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ