Российская металлургия прирастать будет Сибирью

День металлурга, традиционно отмечающийся в третье воскресенье июля, дает повод оглянуться на прошедший год и постараться понять, чем жила металлургическая отрасль России и какой вклад вносит Сибирь в развитие этого направления. Об этом — в материале «КС».

Ситуация в отрасли

Итоги прошедшего полугодия в сфере металлургии пока еще не подведены, однако не будет большой ошибкой оценить предпраздничное состояние отрасли по результатам работы за пять месяцев года. Как и многие другие секторы экономики, которым в первые месяцы года пророчили стагнацию, металлургия сегодня показывает стабильность с обнадеживающей перспективой роста. Так, по данным Росстата, лишь производство чугуна немного не дотянуло до уровня прошлого года, зато другие направления черной металлургии показали не только достойные объемные показатели, но и продемонстрировали возможность динамичного их наращивания.

Как правило, одной из основных проблем российской экономики признается слабый внутренний спрос на промышленную продукцию. Однако именно металлургия — в первую очередь производство стали, готового стального проката и стальных труб — имеет шанс переломить эту ситуацию в недалеком будущем. Планируемое строительство газопровода в Китай и ряд других крупных инфраструктурных проектов способны инициировать опережающее развитие отрасли, заметно увеличив вклад металлургического производства в экономику России — сегодня доля черной металлургии в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет около 1,4%, а в общероссийском объеме экспортной выручки — 5,5%. Однако не только объемными показателями предстоит прирастать достижениям российских металлургов. Важнейшая из задач — увеличивать долю продукции высоких переделов, конкурентоспособной на мировом рынке.

При этом стоит отметить, что сегодня металлургическая промышленность не только показала способность наращивания показателей в непростой политической и экономической ситуации, но и сделала серьезную заявку на право считаться одним из лидеров российской экономики. Яркое подтверждение этому — достигнутый отраслью рост индекса металлургического производства, который в 2014 году обгоняет общероссийские показатели.

Значительные объемы, хорошая динамика и перспективы дальнейшего развития металлургического производства обещают развитие многих других отраслей отечественной промышленности, связанных с добычей сырья, переработкой и транспортировкой готовой продукции. Так, по информации Минпромторга, на черную металлургию приходится 15% всех грузовых железнодорожных перевозок страны, а 15% всей потребляемой электроэнергии приходится на цветную металлургию.

Цветная металлургия обеспечивает сегодня 2,3% ВВП, что составляет 3,8% всего объема промышленного производства в стране, а доля в экспортной выручке — 3,6%. Эти показатели обеспечивают России первое месте в мире по экспорту алюминия и никеля, второе — по производству алюминия, никеля, титанового проката. Эта отрасль сталкивается сегодня с существенными вызовами. Прошло серьезное снижение мировых цен на «крылатый металл» — алюминий, начинает ощущаться дефицит разведанных запасов цветных металлов. Однако эти проблемы при правильном подходе вполне могут стать «полосой разгона» для цветмета. Отрицательная динамика цен на алюминий в сочетании с намечающимся ростом спроса на него дают мощный толчок к рациональной оптимизации производства металла, а возможное снижение объемов добычи руд цветных металлов заставляет обратить самое пристальное внимание на комплексное использование всего потенциала руд — переходя от извлечения только одного к полному извлечению содержащихся металлов.

В конце мая 2014 года Общественный совет при Минпромторге одобрил сразу два значимых для отечественных металлургов документа: стратегии развития черной и цветной металлургии на 2014–2020 годы и на перспективу до 2030 года. За этот период предполагается только в цветную металлургию инвестировать около 1,25 трлн рублей. Такой подход позволит цветной металлургии резко увеличить свои показатели — по инновационному сценарию Минэкономразвития, к 2020 году производство цветных металлов вырастет на 28,5%, а к 2030-му — на 49,7% (к уровню 2011 года). По результатам реализации той же Стратегии ожидается увеличение объема производства готового проката к 2030 году против уровня 2012 года на 22–23%, а труб — на 49–89%, ликвидация мартеновского производства и увеличение производительности труда в 1,2–1,3 раза (к уровню 2012 года).

Сибирские реалии

Сибирь сегодня вносит значительный вклад в результаты российской металлургии. На территории СФО расположена одна из трех металлургических баз России — Сибирская металлургическая база. Здесь представлены практические все направления этой отрасли. Добыча железной руды осуществляется на месторождениях Горной Шории, Абаканских и Ангаро-Илимских месторождениях. На перспективность этих месторождений особо указано в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», который разработан Минэкономразвития России. Здесь прямо отмечено, что «в долгосрочной перспективе предполагается, что развитие черной металлургии будет характеризоваться вовлечением в освоение месторождений прежде всего Сибири и Дальнего Востока». Что же касается цветных металлов, то Сибири нет равных в перспективах развития — в том же прогнозе говорится, что на период до 2030 года намечена реализация двух крупных инвестиционных проектов — строительство Богучанского и Тайшетского алюминиевых заводов мощностью 600 и 750 тыс. тонн алюминия соответственно. А «Норильский никель», отметивший в этом году 75-летие получения первого медно-никелевого штейна, проводит диверсификацию производства, ориентируясь на добычу других цветных металлом — хрома, молибдена и пр. Большой интерес представляет и перспективное Кызыл-Таштыгское полиметаллическое месторождение в Туве. Таким образом, можно говорить о наличии базы для опережающего развития цветной металлургии Сибири, и ее разработка — дело ближайшего времени.

Однако Сибирь богата не только сырьевыми месторождениями. Здесь организован полный цикл обработки черных и цветных металлов — от добычи до получения продукции высокого передела. Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК) имеет в числе своих производств как доменный цех, так и сталеплавильное сталепрокатное производство. За последние месяцы был завершен ремонт доменной печи № 3, запущена установка по обезвоживанию шламов. В начале июня ЗСМК отправил на Октябрьскую железную дорогу первую российскую партию 100-метровых рельсов, что в будущем должно позволить РЖД отказаться от зарубежных закупок.

Но если ЗСМК готовится отметить полвека работы, то на другом сибирском металлургическом производстве — Гурьевском металлургическом заводе (ГМЗ) — уже задумываются о двухсотлетнем юбилее. На сегодняшний день завод выпускает большой ассортимент продукции металлургического передела, в том числе имея сильные позиции на российском рынке мельничных шаров.

Еще один представитель «передельных» заводов — Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина, также отмечающий в этом году «круглую» дату: 60 лет назад, в 1954 году заводу было присвоено имя его первого директора Анатолия Кузьмина. Завод выпускает широкую номенклатуру листового проката, труб различного диаметра и холоднокатаной ленты. Несмотря на непростое финансовое состояние, он продолжает выпуск продукции, одновременно предпринимая меры по оптимизации производства — предлагая к реализации или сдаче в аренду значительные участки своего производства.

В свою очередь цветная металлургия Сибири широко представлена предприятиями группы «РУСАЛ» — многочисленными действующими заводами алюминиевого дивизиона (Братский, Иркутский, Красноярский, Новокузнецкий, Саяногорский, Хакасский) и строящимися Богучанским и Тайшетским. «РУСАЛ» в Сибири не только развивает традиционные виды алюминиевых производств, но и вводит инновационные направления. Так, по сообщению пресс-центра компании, в мае 2014 года на Саянском алюминиевом заводе организован выпуск нового высокотехнологичного продукта — плоских слитков нового поколения для изготовления автомобильных кузовных панелей. А совсем недавно, в начале июля, «РУСАЛ» объявил о подготовке к строительству нового литейного комплекса для производства цилиндрических слитков на Красноярском алюминиевом заводе (КрАЗ). Завершение проекта ожидается в 2016 году, а его продукция будет востребована автомобильной промышленностью. Интересно, что на одной площадке с КрАЗом работает еще один металлургический завод — Красноярский металлургический (КраМЗ), который производит широкую гамму изделий из алюминия, максимально используя синергетический эффект от близкого расположения КрАЗа — КраМЗ в качестве сырья использует жидкий алюминий соседнего предприятия.

Таким образом, региональные металлурги готовы встретить свой праздник в едином строю со своими российскими коллегами — сибиряки сегодня не только имеют полноценную металлургическую промышленность полного цикла, но и вполне обоснованно могут претендовать в будущем на опережающий рост сибирской металлургии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ