Опыт компании. Купить, нельзя арендовать

Сегодня развитие «облачных» технологий позволяет любой фирме не тратиться на собственные серверы, а взять необходимые мощности в аренду за приемлемую цену. Тем не менее ряд компаний — в первую очередь крупных — предпочитают намного более дорогостоящие проекты собственных центров обработки данных (ЦОД). Если для столичного рынка это нередкое явление, то на региональном уровне подобных примеров не очень много.

Решение создавать свой ЦОД или пользоваться услугами сторонних серверов прежде всего зависит от стратегии компании и планов по развитию бизнеса. Группа компаний «Обувь России» сейчас представлена по всей стране, ее сеть насчитывает более 300 магазинов. И в ближайшие пять лет компания намерена открывать не менее 100 торговых точек в год. Чтобы обеспечить рост бизнеса, «Обувь России» приняла решение создать собственный ЦОД. Инвестиции в проект с учетом дальнейшего расширения мощностей дата-центра составят $1,5 млн. Представители группы компаний «Обувь России» рассказали, что именно помогло им сделать этот шаг и как они реализовывали данный проект.

С чего все началось

В 2009 году «Обувь России» внедрила в сети своих магазинов услугу продажи товаров в рассрочку на базе собственной скоринговой системы. И к концу 2013 года доля этого сервиса в розничной выручке компании достигла 50%.

В то же время эта набирающая популярность услуга сделала критически важной бесперебойную работу информационных систем как для сотрудников, так и для покупателей. Ведь если отключится электроэнергия в серверной, провайдер устроит плановое или внеплановое отключение связи на некоторое время — все, считайте, половины выручки уже нет, продавцы просто физически не могут проводить скоринг и оформлять договоры рассрочки и микрозаймов в офлайне. Еще один важный момент — это динамично растущая розничная сеть, для обслуживания которой нужна мощная, надежная и легко тиражируемая система обработки данных.

Также следует упомянуть такую особенность обувного бизнеса, как сезонные колебания спроса. В конце сезона всегда есть остатки товара, которые уходят в сток-центр, однако централизованная система учета может сократить эти потери, учитывая в онлайн-режиме всю информацию о наличии тех или иных размеров обуви на складах, после чего эффективно перераспределяя их между магазинами, чтобы их можно было реализовывать в разгар сезона. Но для этого опять же требуются дополнительные серверные мощности, электропитание, резервирование канала связи.

«Мы сделали несколько попыток размещения наших ИТ-систем в стороннем ЦОДе, — рассказывает ИТ-директор ГК «Обувь России» Дмитрий Карпенко. — К сожалению, результаты нас не удовлетворили. Если в плане надежности все было хорошо, то быстродействие кое-где оказалось даже хуже, чем раньше, при этом выделяемые нам мощности в сторонних ЦОДах были аналогичны нашим локальным серверам. Конечно, серверные мощности в арендованном ЦОД можно нарастить почти до бесконечности – но тут уже встает вопрос цены. И тогда мы приняли решение создать свой ЦОД».

Как это реализовать

Для создания собственного ЦОДа компания выбрала проверенных партнеров, с которыми уже давно сотрудничает, — компанию «ИнфоСофт», осуществляющую сопровождение и поддержку используемых бизнес-приложений на базе 1С, и SoftLine, который реализовал инфраструктурную часть проекта.

Руководитель продаж оборудования компании SoftLine Алексей Пехтерев вспоминает, что при постановке задачи предусматривалось двойное резервирование абсолютно всех процессов. По словам руководителя департамента по работе с крупными корпоративными клиентами компании SoftLine Евгения Черепова, требования «Обуви России» к оборудованию по некоторым параметрам соответствуют уровню сотовых операторов «большой тройки».

Два года — именно за столько времени,
по оценкам «Обуви России», полностью окупятся инвестиции в этот проект, с учетом расширения компании и роста продаж.

«Самой первой нашей целью была бесперебойность работы, — говорит Дмитрий Карпенко. — Для этого, проектируя центр обработки данных, мы, во-первых, на случай отключения сети обеспечили независимое электропитание с помощью источников бесперебойного питания (ИБП) и дизель-генераторов, во-вторых, перезаключили договоры с новосибирскими провайдерами — теперь у нас работает три разных независимых канала, и при отключении любого из них нагрузки легко и незаметно для пользователя распределятся по другим».

Сама работа над проектом велась по такой схеме: «Обувь России» ставит задачу, «ИнфоСофт» предлагает решение в рамках «1С» — SoftLine подбирает технические средства для его воплощения. При этом все участники проекта тесно взаимодействовали и координировали свою работу друг с другом, чтобы достичь основной цели — создать надежную и бесперебойную систему, которую достаточно просто и удобно тиражировать. «ИнфоСофт» решал эти вопросы в рамках бизнес-приложений, максимально адаптируя их под задачи компании, SoftLine же подбирал оборудование, которое обеспечит масштабирование на аппаратном уровне.

«Мы разработали модульное решение, позволяющее легко и быстро добавлять новые мощности по мере открытия новых магазинов, — поясняет генеральный директор компании «ИнфоСофт» Михаил Пясковский. — А по мере устаревания элементов предусмотрено их поэтапное обновление, совершенно незаметное с точки зрения пользователей».

О результатах проекта пока говорить рано, так как центр обработки данных только начал работать. Однако теперь риск того, что могут быть сбои в работе ИТ-системы и магазины недосчитаются половины выручки из-за невозможности оформлять договоры рассрочки и предоставлять другие услуги покупателям, сведен к нулю. Также важно и то, что компания приобретет в будущем, когда рост розничной сети будет обеспечен надежно работающей и быстро тиражируемой ИТ-инфраструктурой.

Советы тем, кто хочет попробовать.

«Первым делом стоит определиться, нужен ли вообще собственный ЦОД или нет, — говорит Дмитрий Карпенко. — На мой взгляд, если масштаб бизнеса не слишком велик, то имеет смысл проработать вопрос по аренде мощностей где-нибудь в «облаке». Наличие собственного ЦОДа позволяет обеспечить гарантированную работоспособность абсолютно всех ИТ-систем компании и снижает риски утечки информации».

«Нужно обязательно учесть тот факт, что серьезные бизнес-приложения очень требовательны к аппаратному обеспечению, — поясняет Михаил Пясковский. — Если не учесть этот момент заранее, можно потратить много денег и не получить абсолютно ничего. Все, что по отдельности работает прекрасно, вместе может не работать вообще».

«Еще нужно быть готовыми к тому, что создание собственного ЦОДа займет достаточно много времени, — добавляет руководитель ИТ-отдела компании «ИнфоСофт» Антон Дорошкевич. — Несмотря на то что «Обувь России» имела очень четкое видение того, что им нужно, мы с коллегами из Softline несколько месяцев — с осени 2013 года — обсуждали и прикидывали, как все это будет выглядеть, где какие программные средства лучше использовать, для чего какая аппаратура необходима… И так по каждому пункту».

Тем, кто решил вложить деньги в модернизацию вычислительного оборудования, внедрение новых ИТ-сервисов, Евгений Черепов советует оценивать не только единовременные расходы, а перспективу роста и экономический эффект от новых возможностей: «Многие компании воспринимают ИТ как затратную часть, но это не аксиома. «Обувь России» видит в этом еще одно средство производства, наряду с промышленными мощностями, маркетингом, рекламой, финансовыми инструментами и так далее. В этом плане «Обувь России» — одна из наиболее прогрессивных компаний в Сибири».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ