«Локалка» между городами

Организовать локальную корпоративную сеть, быструю, удобную и защищенную, в рамках офиса компании, даже самой крупной, достаточно легко. А как быть, если офисов сразу несколько, да еще есть филиалы, и расположены они очень далеко друг от друга? Одним из оптимальных как в финансовом, так и в техническом плане способов служит технология виртуальных частных сетей или, другими словами, VPN. Что она дает для бизнеса, каковы особенности спроса на эти услуги и для компании каких отраслей чаще всего делают выбор в пользу VPN, разбирался «КС».

Как это работает?

«Построить единую корпоративную сеть можно несколькими способами. Самый простой — использование сети Интернет и организация обмена трафиком по незащищенным каналам, — объясняет директор по работе с бизнес рынком «МТС Сибирь» Василий Русаков. — Другая крайность — чистые каналы, которые стоят немалых денег. Этим способом, как правило, пользуется ряд финансовых институтов в силу своих требований к полосе пропускания. Оптимальный вариант, если офисов у компании больше чем два, и им надо взаимодействовать — это VPN, единая защищенная корпоративная сеть».

VPN-соединение — это эмуляция локального соединения «точка-точка» через сеть общего пользования, где «точкой» может служить как отдельный компьютер, так и LAN. При этом между сетевым устройством и провайдером, осуществляющим данную услугу, организуется так называемый «туннель», по которому пакеты исходящей информации достигают провайдера.

«Для создания виртуальных частных сетей используется технология MPLS, которая позволяет объединять удаленные офисы клиента в единую защищенную корпоративную сеть с гарантией качества обслуживания, — рассказывает директор ГК «МегаКом» Эдуард Швец. — С точки зрения клиента MPLS-сеть провайдера выглядит как один «распределенный маршрутизатор» с интерфейсами в тех точках, где производятся подключения офисов. По сравнению с другими технологиями, на базе которых также строятся VPN, MPLS является самой эффективной для передачи IP-трафика и самой оптимальной».

«С точки зрения клиента все офисы будут подключены к одному L2 коммутатору или свитчу, т. е. получится одна большая локальная сеть, при этом от клиента не потребуется каких-то маршрутизаторов или серверов. В качестве пограничного устройства подходит обычный коммутатор», — добавляет директор по техническому сервису новосибирского филиала ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» (работает под брендом «Дом.ru») Александр Скоробогач.

Таким образом, от клиента, желающего построить VPN-сеть или подключиться к ней, не требуется практически ничего, кроме желания. Потому что с технической стороны для этого необходим только канал связи и оборудование. Дополнительный канал прокладывать не нужно, достаточно уже существующего. И если лет десять назад пользователям VPN еще приходилось делать выбор — строить «виртуальную локалку» на старом добром dial-up или все же заплатить за выделенную линию, то сейчас, когда высокоскоростные соединения стали нормой, эта проблема отпала сама собой. На роль VPN-сервера, как уже было сказано, годится обычный роутер.

При этом VPN может иметь как проводную, так и беспроводную структуру. «В случае если у заказчика офис или объект находится в труднодоступных или очень удаленных местах, есть возможность обеспечивать подключение с помощью беспроводных решений — 3G/4G или WiMAX», — поясняет директор по развитию корпоративного бизнеса Сибирского филиала ОАО «МегаФон» Наталья Тимощук.

Кому это нужно?

«В первую очередь этой услугой интересуются клиенты федерального или межрегионального уровня с разветвленной сетью своих представительств, — поясняет пресс-секретарь департамента внешних коммуникаций «Ростелекома» Никита Девятов. — В основном это организации с уже развитой ИТ-инфраструктурой, которые требовательно относятся к качеству услуги: им нужны хорошее качество связи, надежная защита передаваемой информации — и все это желательно по доступной цене. Если смотреть по отраслям, больше всего пользователей VPN в банковском секторе, органах государственной власти, Минобразования, Минздраве, крупных компаниях энергетической и промышленной отрасли».

По словам участников рынка, на текущий момент услугами VPN активно пользуются банки (Сбербанк, МДМ Банк), ТЭК («Газпром трансгаз Томск», «Связьтранснефть»), ритейл («Холидей Классик»), госучреждения (Прокуратура Алтайского края) и другие.

По словам Натальи Тимощук, подавляющее большинство заказчиков VPN-сетей составляют организации с уже развитой ИТ-инфраструктурой, относящиеся в основном к среднему и начальному крупному бизнесу. «Кроме того, клиенты с высокими требованиями по отказоустойчивости своей инфраструктуры стараются заказывать, кроме основных каналов, еще и резервные, причем, как правило, у разных поставщиков услуг», — добавляет она.

Территориальная распределенность офисов — очень частая причина установки VPN, но не необходимая. Так, региональный директор Сибирского региона компании «ВымпелКом» Сергей Козерод приводит пример: «Даже если у компании есть только один офис, VPN может использоваться для подключения внешних устройств — терминалов, веб-камер и так далее. Например, для видеонаблюдения и мониторинга оборудования».

Что это дает?

По сравнению, например, с VLAN первое приходящее на ум преимущество VPN — это, конечно, цена. Но, как отмечает Василий Русаков, преимущества VPN выражаются не только и даже не столько в цене. «Основной вопрос состоит именно в качестве, потому что данный сервис нужен для обеспечения всех бизнес-процессов филиальных компаний, в буквальном смысле как воздух. Ведь с помощью VPN происходит объединение не только локальных сетей офисов, но и коммуникационных процессов всех уровней. Так, в сети VPNпо одному каналу может идти следующий трафик: и голос (АКС и звонки со стационарных телефонов сотрудников), и видео (ВКС), и цифровые данные (работы с почтой, с базой данных и другие корпоративные системы)».

«Один из наиболее ощутимых плюсов VPN — возможность сочетать преимущества Internet Protocol (IP) с безопасностью частных сетей, — отмечает глава представительства Orange Business Services в Новосибирске Евгений Фоменко. — Весь трафик гарантированно остается в пределах корпоративной сети компании, что защищает от утечек информации. Это особенно полезно при использовании сети передачи данных с разнотипными приложениями: ERP (системы управления ресурсами на предприятии. — «КС»), голосовая связь, видео-конференц-связь, электронная почта и другими».

Кроме этого, VPN является отличным способом решения еще одной бизнес-задачи — быстрого удаленного доступа к информационным ресурсам компании. При помощи специальной программы сотрудники со своих мобильных устройств могут соединиться с VPN-шлюзом рабочей локальной сети и абсолютно безопасно пользоваться внутренними базами данных и корпоративной почтой, находясь, скажем, в командировке или на выезде.

Есть ли у VPN недостатки? Пожалуй, да, но их сравнительно немного. К ним можно отнести необходимость оплаты PVC (постоянного виртуального канала) — хотя это намного дешевле, чем тот же VLAN. Также не стоит забывать про увеличение объемов внешнего трафика. Впрочем, учитывая, сколько VPN дает преимуществ, с этим вполне можно мириться.

Сколько это стоит?

Разделения поставщиков данной услуги на «качественные, но дорогие» и «недорогие, но малоизвестные» нет. Эдуард Швец отмечает, что цены на одни и те же услуг в области VPN в разных компаниях примерно одни и те же. И основная конкуренция идет в области качества, надежности и предоставляемых бонусов.

Ценообразование на рынке VPN-услуг — вопрос сугубо индивидуальный. Так, директор по корпоративному сектору филиала ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в Новосибирске («Дом.ru Бизнес») Антон Катков основным ценообразующим фактором называет ширину предоставляемого PVC. Сергей Козерод добавляет к этому схему организации сети и ее масштаб: внутригородской, региональный, межрегиональный и так далее. Наталья Тимощук выделяет еще четыре: количество точек, которые желает объединить клиент, тип подключения (проводной и беспроводной), возможность гарантировать пропускную способность сети между офисами и наличие дополнительных услуг. Последнее влияет на индивидуальные потребности клиента и на цену очень сильно и может изменить ее как в большую сторону, так и в меньшую. «Например, если компании нужен лишь обмен файлами или внутренняя электронная почта, а свободный доступ в Интернет не нужен, то это одна ситуация. Если же у заказчика есть необходимость проводить видеоконференции, это потребует гарантированной полосы пропускания между офисами — 10, 20 и более мегабит. В этом случае будет уже более высокий тариф», — поясняет Наталья Тимощук.

«Трудно сказать, насколько меняют цену дополнительные услуги, поскольку каждый кейс для клиентов делается индивидуально, но в целом разбег экономии между комплексными и некомплексными предложениями может быть до 40%», — рассуждает Василий Русаков. По словам Евгения Фоменко, компания-поставщик может пойти навстречу пожеланиям клиента и, например, заменить учет трафика фиксированным платежом.

Насколько быстро растет рынок?

В денежном плане за прошедший год рынок вырос, по разным оценкам, от 2% до 10%. Однако если посчитать число пользователей, ситуация складывается иначе. Василий Русаков называет следующие цифры: с мая 2013 года число клиентов VPN у МТС в СФО выросло в 18 раз, в Новосибирске — на 33% больше пользователей, на 47% — VPN-портов. Такой рост числа пользователей услуги вызван снижением цен на данную услугу, которое в свою очередь обусловлено уменьшением необходимых для подключения условий. Теперь уже не надо заранее прокладывать кабели или создавать новое, более быстрое подключение. Достаточно обратиться к провайдеру, который и так уже поставляет клиенту быстрый Интернет, — и через него создать виртуальную частную сеть без дополнительных затрат.

«Основными драйверами рынка в ближайшие годы, — считает Эдуард Швец, — помимо потребности организаций объединить свои офисы и подразделения в единую защищенную сеть, будут дополнительные услуги на базе виртуальных частных сетей. Сюда входят услуги по оптимизации сети и удаленный доступ к приложениям для совместной работы на основе облачных решений. Эти и другие факторы станут придавать дополнительные темпы росту услуги VPN».

«Благодаря росту передаваемого трафика растет спрос на высокоскоростные порты. Также существенный рост обеспечивается за счет региональных подключений, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке», — резюмирует Евгений Фоменко.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

О том, в каких компаниях наиболее востребована VPN-функция и сколько времени занимает развертывание таких решений, «КС» рассказал директор по работе с бизнес рынком «МТС Сибирь» ВАСИЛИЙ РУСАКОВ.

В каких компаниях на сегодняшний день наиболее востребованы услуги VPN?

Это прежде всего компании, которым нужно объединять свои офисы, склады и другие производственные точки в единую внутрикорпоративную сеть передачи данных. Работа компаний, в состав которых входит несколько филиалов, производственных или торговых подразделений, расположенных в разных часовых поясах нашей страны, связана с интенсивным обменом информацией. Для оперативного решения стратегических и текущих вопросов необходимы переписка по электронной почте, телефонные переговоры. В ряде случаев детали проектов требуют проработки в режиме видео-конференц-связи. Огромное количество компаний в разных городах нуждаются в информационном обслуживании с помощью единого call-центра. Реализация всех этих сервисов подразумевает наличие надежных каналов связи во всех точках присутствия филиалов компании.

Какой масштаб сети VPN технологически возможно реализовать?

— Создание VPN-сети возможно в масштабах всей России. Если возникает необходимость соединить зарубежную сеть со своим представительством или внутрироссийской сетью, то это вариант организации международного канала связи между ближайшим офисом на территории России и офисом на территории другого государства. Технологически эти сети связываются между собой без проблем.

Компания MTC известна на рынке прежде всего как один из поставщиков услуг сотовой связи. Есть ли возможности синергии в этом вопросе? Что дает с точки зрения оператора фиксированной связи комбинация с беспроводными технологиями?

В рамках реализации VPN это позволяет гибко решать проблему «последней мили», то есть подключение от порта до точки присутствия самого заказчика. В качестве примера можно привести проект для одного из крупных месторождений ТНК BP на Урале. Было установлено 13 передающих базовых станций и около 2500 абонентских терминалов, осуществляющих передачу данных и обеспечивающих связь в радиусе до 20 км. Использовалась технология нескольких каналов передачи данных.

Позволяет ли VPN организовать видео-конференц-связь?

— VPN необходим для организации видео-конференц-связи с гарантированным качеством. Компаниям, имеющим оборудование высокого качества, может потребоваться видеоконференция с разрешением HD — в этом случае необходимы соответствующие порты. Если же достаточно режима веб-конференции, можно воспользоваться более узкими каналами.

Сколько времени требуется, чтобы развернуть полноценную корпоративную сеть VPN?

В городах со стандартной сетью возможно развернуть сеть VPN достаточно оперативно. Если же речь идет о строительстве последней мили, то для прокладки оптической линии потребуется до 90 дней — это стандартный период для подобного рода стройки. Если речь идет о каком-то удаленном участке, то период строительства сети фиксированной связи может удлиняться. Но когда на сети внутри города подведены все коммуникации до офиса, это лишь вопрос готовности заказчика принять связь и настройки соответствующего оборудования.

А как происходит ценообразование на услугу VPN?

Стоимость услуги рассчитывается с учетом стоимости порта, а также стоимости последней мили. Стоимость подключения на последней миле может быть стандартная, если офис абонента расположен на сети внутри города. Но если речь идет о дополнительной прокладке кабеля, то стоимость рассчитывается как индивидуальный кейс в каждом конкретном случае.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ