День города-2014: обновленная концепция и нехватка спонсорской помощи

День города в этом году стал первым для Новосибирска днем рождения, который был организован при новом мэре Анатолии Локте и главе департамента культуры, спорта и молодежной политики Анны Терешковой. 29 июня в Новосибирске работало 160 площадок. Для праздника был разработан новый символ и изменена концепция. «КС» поговорил с организаторами и участниками площадок Дня города, чтобы выяснить, как изменился образ праздника, как происходило взаимодействие между властью и бизнесом в этом году, и заметны ли на практике изменения.

Напомним, что в команду избранного в апреле этого года мэра Новосибирска Анатолия Локтя в качестве главы департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии пришла Анна Терешкова, которая до назначения руководила Сибирским центром современного искусства.121-й день рождения города организовывался командой в обновленном составе. По словам Анны Терешковой, в этот раз было решено не отказываться от той концепции проведения Дня города, которая была принята в предыдущие годы, не вносить радикальных изменений, а постараться сделать праздник разнообразным и интересным даже для тех новосибирцев, которые обычно в этот день привыкли уезжать из города.

При сравнении программ празднования Дня города в 2013 и 2014 году можно проследить некоторые изменения. Если в прошлом году основными площадками праздника были площадь Ленина, театр «Глобус», площадки перед крупными торгово-развлекательными центрами («Сан-Сити», «Мега», «Ройял-Парк»), то в этом году «география» праздника расширилась. По мнению Анны Терешковой, одно из главных новшеств — создание широкого пешеходного пространства в центре города, возможность прогулок по улицам Новосибирска: «В День города можно было спокойно гулять от Фрунзе до Свердлова, от Советской до Серебренниковской. Все, с кем мне довелось обсуждать праздник, приветствовали это начинание — создание свободной от транспорта прогулочной зоны, говорили, что в первый раз могли спокойно гулять в центре семьями. Уверена, что и в будущем это будет одной из главных черт Дня города».

Территориально мероприятие было разбито на тематические блоки — «Река времени», «Семейный парк», «Активный город», «Нескучный город», «Открытый город», «Люди и бренды», «Молодой город» — и эти «рубрики» планируется использовать и в будущем.

Что касается отдельных мероприятий в рамках празднования Дня города, то в этом году событие обошлось без парада духовых оркестров и ежегодной выставки от Сибирской ассоциации автомобильных дилеров. Впрочем, это не помешало отдельным компаниям устраивать свои мероприятия. Так, к примеру, ГК «МАКС Моторс» организовала экспозицию автомобилей на Набережной. Среди компаний, которые приурочили работу своих площадок ко Дню города, но не в рамках основной программы праздника — МТС и кинотеатр «Победа», открывшие «Мобильную библиотеку».

Среди изменений в концепции прошлых лет организаторы отмечают выступление коллективов Новосибирской филармонии. Начальник управления культуры мэрии Владимир Державец считает удачным решением привлечь артистов филармонии для выступления на площади Ленина, и это было сделано в первый раз: «Фестиваль «На ступенях» проводится уже более 10 лет, и впервые мы вывели коллективы на площадь. У меня были некоторые сомнения по поводу того, как публика воспримет музыкантов, и когда мы увидели, что для всех желающих не нашлось сидячих мест, то стало понятно, что у города есть интерес к этому».

Положительные изменения в концепции празднования видит и директор агентства «Ура!» Алексей Казаринов. Удачный, по его словам, принцип «путешествия» позволил горожанам полнее ощутить атмосферу праздника. Был применен бренд-бук с новым логотипом, организованы принципиально новые площадки, такие, как «Река времени». «День города получился не таким, как обычно, и это хорошо. Были использованы новые ресурсы», — говорит Казаринов.

Касаясь темы прихода новых людей в оргкомитет праздника, Алексей Казаринов считает, что в этом году успешно сотрудничали люди из «старой» и «новой» команд. По словам одного из участников праздника, дело не в том, что в Новосибирск пришел новый мэр, а в том, что произошла смена губернатора.

Впрочем, далеко не все участники разделяют общий позитивный настрой. «Состав программы в этом году действительно стал лучше, но, тем не менее, по факту День города представлял собой большое «броуновское движение». Проблема не в том, как это было организовано, а в том, для кого организовано. Обеспеченные люди просто уехали в этот день из города и не участвовали в основной программе праздника. Зато съехалось большое количество людей с окраин, а это совсем другая аудитория. Такое ощущение, что люди пришли просто «поглазеть»», — посетовал один из собеседников «КС».

По мнению организаторов, опыт проведения этого Дня города показал, что есть, над чем работать, и многие моменты будут учтены при проведении праздника в следующем году. Так, по оценке Владимира Державца, стоит более тщательно продумывать временные рамки проведения площадок с учетом интересов горожан. Анна Терешкова подчеркивает, что к следующему году будет проведена «работа над ошибками»: «Мы вместе с мэром, Анатолием Евгеньевичем, прошли почти по всем площадкам, я для себя отметила недостатки, которые, может быть, в глаза и не бросались. Для меня, как нового руководителя департамента, впервые занимавшегося подготовкой Дня города, это был «первый блин», который, ко всеобщему удовлетворению, не вышел «комом». Я вижу, что надо исправить, и в следующем году праздник будет подготовлен лучше».

По мнению Алексея Казаринова, прошедший День города получился в некотором роде пилотным проектом: «Как раз сейчас в оргкомитете появились новые люди во главе с Анной Терешковой. Мы решили для себя, что это будет «пилот», так как было мало времени, а для Дня города-2015 организаторов будем собирать за полгода до проведения праздника. Мы можем оценить, какие моменты были неудачными и учесть предшествующий опыт. Проанализировав это, надо будет подойти к решению вопроса более серьезно».

Важной составляющей Дня города является то, насколько организаторы могут привлечь другие компании к участию в нем. По итогам текущего праздника можно отметить, что взаимодействие власти с бизнесом происходило «неравномерно». По словам менеджера по маркетингу «Tele2 Новосибирск» Егора Крылова, компания давно сотрудничает с комитетом по делам молодежи, и в этом году проблем с организацией не возникало. Так, Tele2 проводила «Честный пикник» возле театра «Глобус» — площадку, на которой люди могли послушать музыку, воспользоваться бесплатным wi-fi, зарядить телефоны. С предоставлением площадки проблем не было, а в плане общения бизнеса и власти, по мнению менеджера по маркетингу, произошли положительные изменения: «Администрация начала более спокойно относиться к коммерческим организациям, присутствующим на Дне города. Если раньше допускалось размещение только брендированной символики праздника, то сейчас уже власти спокойно относятся к размещениям брендов компаний», — делится своими наблюдениями Егор Крылов.

В рамках направления «Люди и бренды» работала принципиально новая площадка открытого офиса FRONT, организованная «Новосибирским сообществом молодых предпринимателей» и компанией SREDA, где молодые бизнесмены смогли пообщаться, поделить опытом и послушать лекции. Директор ГК «Отелит Development» Евгений Бурденюк также отмечает лояльность городских властей при низкой заинтересованности бизнеса. «Я видел крайне слабую активность со стороны городских компаний. В Новосибирске фирм на порядок больше, чем было представлено на празднике», — поясняет собеседник «КС».

Возможно, низкая активность бизнеса связана с условиями сотрудничества — для многих компаний «спонсорская помощь» оказалась слишком велика. «Если бы власти присоединялись к проектам частных компаний, то это был бы более жизнеспособный вариант. Сейчас ситуация такова: если мы выставляемся на основных площадках Дня города, то либо убираем свои логотипы, либо платим за участие порядка 250 тысяч рублей. Сейчас на рынке очень сложное время, тем более для выплаты таких сумм. Мало кто может выделить такие бюджеты для участия в празднике», — пояснил в разговоре с «КС» один из участников праздника.

Впрочем, и в этом вопросе некоторые компании изыскивали возможность выработать удобную для обеих сторон позицию. Так, один из участников Дня города пошел навстречу мэрии и помог частично арендовать, частично купить оборудование для проведения мероприятия на площадке, на которой не присутствовал: «В этой жизни надо за все платить. Если видишь хорошую организацию, которой действительно нужны деньги, почему бы не помочь?», — поясняет свою позицию представитель одной из компаний-участников на условиях анонимности.

По мнению еще одной из опрошенных «КС» компаний, организаторам праздника стоило бы «вылавливать» наиболее яркие и интересные проекты частных компаний и брать за основу, выстраивая вокруг них другие мероприятия праздника. «Нужно консолидировать усилия и лучше знать планы друг друга. При этом необходимо стимулировать компании проводить интерактивные мероприятия», — делится мыслями один из участников мероприятия.

Сама Анна Терешкова открыто говорит о том, что времени на подготовку мероприятия было слишком мало, а привлеченных средств — недостаточно. Связано это с весенними выборами главы городской администрации, из-за которых работа по подготовке проведения Дня города практически не велась: «В этом году мы не смогли привлечь достойных партнеров из сферы бизнеса, так как подготовку начали меньше чем за месяц до праздника, а финансовые планы все компании составляют в декабре. Поэтому мы не смогли получить достаточно средств, чтобы сделать День города по-настоящему масштабным и праздничным, каким он должен быть. Хотя салют был сделан при поддержке частного бизнеса, и это, надеюсь, заметили все».

В свою очередь компании-участники считают, что организаторы Дня города могли бы в дальнейшем учесть опыт коллег из других регионов. «Организаторы продумали очень масштабное и разноплановое мероприятие, но аудитория должна собираться не только «для карнавала» в такой значимый для города день. Опыт того же «Черешневого леса» Михаила Куснировича говорит о том, что можно и нужно праздновать через созидание. Поэтому, на мой взгляд, нам следует активно изучать и адаптировать успешный опыт, выстраивая традиции праздников с другим потенциалом и целями. Новосибирск, все-таки, третий город России», — поясняет директор по связям с общественностью МТС в Сибири Татьяна Зубко.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ