Лицензировать или запретить?

Законопроект, запрещающий использование ПЭТ-упаковки для пива, может привести к исчезновению малых и средних российских пивоварен

Производители пенного напитка продолжают волноваться. Сначала пивоваров обеспокоила перспектива лицензирования производства, затем Госдума РФ все-таки приняла законопроект об отмене ПЭТ-упаковки. О том, как эти меры могут повлиять на пивную отрасль и ее состоянии, по результатам первой декады 2014 года — в материале «КС».

Лицензировать производство

В конце мая текущего вновь активно стала обсуждаться тема лицензирования производства пива. Предложил ввести лицензию еще несколько лет назад зампредседателя комитета по экономической политике Госдумы Виктор Звагельский (возглавлял ООО «УК «Водочная «Артель «Ять», а с 2005-го по 2007 год занимал пост замгендиректора ФГУП «Росспиртпром»). В конце 2013 года этот законопроект был внесен на рассмотрение Думы, но, как сообщают «Ведомости», на данный момент документ ожидает официального отзыва от правительства, первого чтения он еще не проходил.

По данным издания, в Росалкогольрегулировании также считают преждевременным введение лицензирования, ввиду того что не сложилось достаточной практики распространения норм закона о регулировании алкогольного рынка на пиво и пивные напитки.

В случае же принятия этой меры могла произойти ситуация, аналогичная той, которая сложилась в результате лицензирования производства крепкого алкоголя. Около 30–60% производителей просто ушли «в тень». Сами пивовары, конечно же, утверждают, что это также приведет к сокращению рынка, который и так за последние пять лет сократился на четверть, то есть на 25% в связи с запретительными мерами (запрет рекламы, ограничения по времени и месту продажи). Например, в масштабах Европы такой обвал сопоставим с полным исчезновением пивных рынков Бельгии и Испании. Российский рынок в свою очередь продолжает сокращаться, причем отрицательная динамика может усилиться и за счет введения следующей неоднозначной инициативы — запрета на использование пивоварами ПЭТ-тары.

Нет ПЭТ

В июне прошлого года пивовары развернули борьбу за сохранение ПЭТ-упаковки. В Госдуму РФ поступило предложение ограничить объем пластиковой бутылки до 0,5 л. По мнению законотворцев, дешевизна такой тары способствует доступности алкоголя для населения, и существующий объем ведет к росту объемов его потребления, который и так достиг критического уровня.

Но в преддверии осенней сессии, на которой законопроект и должен был рассматриваться, пивовары сыграли на опережение. Представители отрасли самоограничились. В результате члены союза, среди которых Carlsberg Group, Efes Rus, ОАО «САН ИнБев», ЗАО «МПБК «Очаково» и Heineken, объявили, что с 1 января 2014 года добровольно отказываются от производства пива и пивных напитков в полимерной потребительской упаковке объемом более 2,5 литра, а также пива и пивных напитков с содержанием этилового спирта свыше 6% об. в таре более 2 литров.

По-видимому, в Госдуме РФ сочли такие ограничения недостаточными. Так, две недели назад первое чтение прошел законопроект, предполагающий запрет на розничную продажу алкоголя крепостью более 6% в полимерной потребительской таре объемом свыше 1,5 литра с 1 января 2015 года. Затем уже с 1 июля того же 2015 года должен быть введен запрет на алкоголь крепостью более 5% в ПЭТ-упаковке объемом больше 1 литра, а с 1 января 2016 года — крепостью более 4% в пластиковой бутылке любого объема.

17 июня в ИТАР-ТАСС по этому поводу состоялся телемост Новосибирск–Москва–Екатеринбург, участие в котором приняли не только представители пивной отрасли, но и производители тары, а также главный нарколог России Евгений Брюн и непосредственно сами законотворцы.

Аргументы законодателей бизнес посчитал неубедительными, а сам законопроект — лоббированием интересов производителей «другой упаковки» и крепких напитков. К слову, ссылок ни на одно из исследований во время выступлений ни от главного нарколога, ни от депутата Госдумы РФ Игоря Руденского корреспондент «КС» так и не услышал. По словам Евгения Брюна, за последние 3–4 года потребление пенного напитка увеличилось также в 3–4 раза. «Водки пить меньше не стали, а пива стали», — заключил главный нарколог. Говоря же о влиянии ПЭТ-упаковки, господин Брюн построил свою аргументацию на том, что такая тара даже психологически «проигрывает» той же стеклянной.

Противоречивые данные прозвучали и относительно роста популярности пластиковой тары в Европе и Америке. Директор по корпоративным отношениям компании «САН ИнБев» Андрей Ерин и вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям компании «Балтика» Алексей Кедрин утверждали, что динамика использования пластиковой тары в странах Европы и Америки положительная. Игорь Руденский опроверг эти заявления, отметив, что в ряде европейских стран — Ирландии, Швеции, Нидерландах — ПЭТ запрещена, а в других объем такой тары не превышает 0,3–0,5 литра.

Так или иначе, несмотря на то что убедительной аргументации не прозвучало, все идет к тому, что закон все-таки примут, и в 2016 году использование пластиковых бутылок под пиво прекратится. Убытки как пивная отрасль, так и производители тары понесут колоссальные.

Последствия запрета ПЭТ

Корреспондент «КС» обратился к пивоварам и представителям химической отрасли с вопросом о том, какие потери понесут отрасли с принятием закона об отмене пластиковой тары для пива.

Напомним, что, по данным Союза российских пивоваров, объем пива в ПЭТ-таре составляет 50%, а по статистике Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» — 30%. По данным Nielsen, за четыре месяца текущего года доля ПЭТ в Сибири и на Дальнем Востоке составляла 53% против 50% общероссийских показателей.

В рамках пресс-конференции директор по корпоративным отношениям компании «Объединенные пивоварни HEINEKEN» Кирилл Болматов отметил, что на долю пива в ПЭТ приходится 47–48%: «В деньгах этот показатель меньше, потому что премиальные сорта в ПЭТ не разливают». Алексей Кедрин добавил, что в денежном выражении доля пластиковой тары занимает порядка 40% или еще меньше.

Пивовары уверены, что отрасль не сможет оправиться от последствий запрета ПЭТ-упаковки. «Во-первых, ПЭТ емкостью 0,5 литра не пользуется спросом у потребителей, так как не обладает преимуществами перед стеклом и банкой, поэтому установленные на предприятиях линии розлива в ПЭТ по большей части придется законсервировать или демонтировать с целью установки дополнительных мощностей по розливу в другую тару. А это многомиллионные инвестиции: стоимость производственной линии розлива составляет около 200 млн рублей. Это означает, что мелкие и средние пивоварни будут закрываться», — сообщили корреспонденту «КС» в ОАО «Томское пиво».

Консолидированное мнение представителей отрасли заключается в том, что мощностей заводов по производству стеклянной бутылки и алюминиевой банки в России будет недостаточно для увеличения выпуска в 1,5–2 раза единовременно, а это, соответственно, приведет к значительному росту цен на тару и дефициту пива на рынке в целом. «Таким образом, цена на литр пива увеличится не менее чем на 15–20%, что значительно повлияет на конкурентоспособность отрасли относительно других алкогольных напитков», — подсчитывают в ОАО «Томское пиво».

К слову, по подсчетам Кирилла Болматова, уже сейчас литр пива обходится дороже литра водки. Если посчитать стоимость 1 мл чистого спирта в пиве (на 1,5 л пенного напитка приходится 75 мл чистого спирта), то ее величина составит 1,3 рубля, тот же 1 мл спирта в водке будет стоить 1 руб. (из расчета 200 мл спирта на 0,5 л водки).

По мнению директора филиала «Балтика-Новосибирск» Эдуарда Бражинскаса, эффективная реализация алкогольной политики возможна только за счет изменения структуры потребления алкогольных напитков.

«Между тем возникают все новые инициативы — такие как абсолютно нелогичное, не имеющее под собой убедительной аргументации предложение по уменьшению ПЭТ-упаковки для пива до 0,5 литра, якобы для борьбы с алкоголизмом. Ни для кого не секрет, и это подтверждают исследования, что искусственное ограничение объема потребления пива провоцирует рост потребления крепкого алкоголя. При этом инициатива по ограничению объема ПЭТ-тары для розлива пива скажется на состоянии пивного рынка Сибири, так как в СФО значительные объемы пива реализуются в ПЭТ-упаковке», — говорит Эдуард Бражинскас.

Побеседовав с одним из участников пивного рынка, который как раз находится в зоне риска, а это, напомним, средние и малые предприятия, корреспондент «КС» выяснил, что в случае запрета полимерной тары потери продаж составят 35%, а также закроется одна из производственных линий.

«Считаем оптимальным вариантом для всех участников рынка, как производителей, продавцов, так и потребителей, сохранить возможность производить пиво в ПЭТ-бутылке объемом 1,5 л. Адаптироваться к новым ограничениям рынок сможет только при наличии продолжительного переходного периода. Без существенных потерь отрасль смогла бы отказаться от использования ПЭТ-упаковки объемом более 1,5 л не раньше 2017 года. Такой подход позволит рынку адаптироваться к изменениям и соблюсти интересы государства, общества и бизнеса», — озвучили «КС» позицию компании в пресс-службе HEINEKEN.

О значительных потерях говорят и в химической промышленности. «В случае запрета розлива в ПЭТ в магазинах разливного пива серьезно пошатнется одно из основных направлений нашей компании. Прямые убытки составят более 130 млн рублей, также вынужденно придется сократить персонал более чем на 50 человек», — сообщил корреспонденту «КС» директор по маркетингу и развитию компании NPM Group Сергей Чирва. Стоит отметить, что ранее данная компания называлась «Новосибирскпродмаш», а сейчас NPM Group специализируется на производстве оборудования для розлива пива, газированных напитков, чистой воды и молока.

В свою очередь генеральный директор предприятия, которое занимается изготовлением и продажей ПЭТ тары и сопутствующих товаров, «ЭкопластПЭТ» (г. Екатеринбург) Сергей Жуйков потери производства не огласил, но сообщил, что в связи с запретом можно потерять 70% рынка ПЭТ. Кроме того, он в очередной раз подчеркнул, что запрет полиэтиленовой тары в пивной отрасли приведет к удорожанию молочных продуктов.

Во время пресс-конференции крупнейшие производители пива так и не взялись обозначить цифру, которая охарактеризовала бы объем убытков в случае принятия закона.

На данный момент с 19 июня участники пивобезалкогольного рынка и производители ПЭТ массово выступают против ограничений для ПЭТ-упаковки, направляя в правительство РФ и Госдуму соответствующие письма.

Сокращение

Стоит отметить, что сам рынок пива сокращается. Cогласно данным Nielsen, его падение за первые четвре месяца текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом по России составило 3%, по Сибири и Дальнему Востоку еще значительнее — 4%.

По информации «ЦИФРРА», производство пива с нормативным содержанием этилового спирта от 0,5% до 8,6% с января по апрель 2013–2014 гг. по России сократилось с 230 958,54 тыс. дкл до 224 443,04 тыс. дкл, итого темп прироста отрицательный — 97,2%.

В СФО с января по апрель 2013 года произвели 41 955,16 тыс. дкл пива, за аналогичный период текущего года — 38 052,79 тыс. дкл, динамика, соответственно, отрицательная — 90,7%. Новосибирская область также продемонстрировала сокращение производства на 23% (см. график Объем производства пива).

При этом розничный сегмент пивного рынка растет. В целом по России пива продали на 4,8% больше с января по апрель 2014 года, чем за этот же период в прошлом году. В СФО прирост составил 2,8%, а вот в Новосибирской области, напротив, зафиксировано падение на 0,8% (см. график Розничная продажа пива).

При этом стоит отметить, что, по данным «ЦИФРРА», розница крепких алкогольных напитков, в частности, водки также в целом по РФ падает, сокращение составило 3,8%. В СФО розница водки сократилась на 5,8%, в Новосибирской области на 2%.

Если же рассматривать распределение долей между игроками, то, по данным Nielsen, в Сибири и на Дальнем Востоке у «Балтики» — 34%, Heineken — 17%, следом идет Efes Rus c показателем в 15%, а 23% приходится на долю остальных преимущественно российских производителей.

Что касается наполняемости бюджета, то с акцизов от пива, производимого в России, в бюджет РФ в 2013 году согласно подсчетам Росстата поступило 126,02 млрд рублей (в 2008 году эта цифра составляла 29,01 млрд рублей).

В Новосибирской области, скорее всего, получат меньше, чем планировали. Как ответили в пресс-службе правительства региона, план поступления акцизов на пиво на 2014 год составляет 8519 млн рублей, объем отгрузки, по данным производителей, в августе 2013 года на 2014 год планировался на уровне 47 329 тыс. декалитров. Тем не менее фактическое поступление акцизов на пиво за четыре месяца составило в 2013 году 2,4 млн рублей при отгрузка в 16 946 тыс. дкл, а в 2014 году — 2285 тыс. рублей с отгрузкой в 13 303 тыс. дкл. Объемы производства и отгрузки пива снизились на 21,5%, доходы от акцизов на пиво за четыре месяца 2014 года к аналогичному периоду 2013 года сократились на 5% при росте ставки акциза на пиво на 20%.

«В связи со сложившейся ситуацией по снижению объемов в сфере производства пива предприятиями-производителями пивной продукции представлена информация об уточненных объемах отгрузки пива в 2014 году в размере 32 168 тыс. декалитров.

В случае если объемы производства и отгрузки пива не будут увеличены, ожидаемый объем поступления доходов от акцизов на пиво в 2014 году составит 5722 млн рублей», — уточнили в правительстве региона.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ