«Районные депутаты смогут ближе познакомиться с проблемами»

Председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению ЮРИЙ ШПАКОВ ответил на вопросы «КС» о том, насколько значительное переформатирование муниципалитетов замышляется в кулуарах ЗС.

— Преобразования системы местного самоуправления в Новосибирской области будут достаточно радикальными или депутаты ограничатся косметическими коррективами?

— Принятые изменения в 131-й федеральный закон предусматривают очень широкие полномочия для субъектов РФ: они могут изменять порядок формирования представительных и исполнительных органов муниципальных образований. Вариативность очень широкая, в том числе есть вариант, по большому счету, оставить все как есть, так как действующий областной закон позволяет муниципальным образованиям самим определять вариант формирования органов местного самоуправления.

Также существует вариант изменения системы, когда представительный орган городского округа (данный статус могут получать крупные города, разделенные на внутригородские территории — районы) формируется путем делегирования депутатов из соответствующих нижестоящих представительных органов районов. По сути, это тот единственный вариант, который изначально предусматривал проект закона, когда он только был внесен в Госдуму, потом после многочисленных отзывов, предложений, поправок субъектов РФ и в частности Законодательного собрания Новосибирской области все-таки категоричность из него ушла, и субъектам РФ дали возможность самим определять облик системы местного самоуправления. Если представительный орган городского округа формируется путем делегирования из низовых советов, то, соответственно, вступает в силу норма, когда глава муниципального образования избирается из состава депутатов городского представительного органа. Помимо него, по решению специальной комиссии определяется сити-менеджер, в этой комиссии половина голосов принадлежит представителям губернатора — фактически сити-менеджер назначаем.

Второе очень важное право, которое дает нам закон, это перераспределение вопросов местного значения как между органами местного самоуправления и органами госвласти, так и между уровнями муниципальных образований. Путем принятия закона можно регулировать передачу полномочий с уровня поселения на уровень муниципального района и наоборот.

Выбор варианта может зависеть от территории. Если мы принимаем решение о том, что представительный орган формируется путем делегирования из районных советов в городской Совет, например, для города Бердска, то для соседнего с ним города Искитима мы можем предусмотреть другую систему. Вариативность, как я сказал, очень широкая.

Нужно, конечно, очень аккуратно и взвешенно пользоваться данными субъекту РФ полномочиями, чтобы не сломать далеко не идеальную, но все-таки действующую систему местного самоуправления. Не буду скрывать, подавляющее большинство глав, депутатов, управленцев относятся к изменениям с большим скепсисом, если не сказать с опаской.

— Если будет принято решение о превращении Новосибирска в городской округ с внутригородским делением и соответствующим раздроблением бюджета, как будут эти районные бюджеты связаны с общегородским? Помимо прочего, может ли возникнуть неравномерность распределения средств между территориями?

— Формирование бюджетных отношений будет строиться исходя из вопросов местного значения, у каждого внутригородского района они будут одинаковые, поэтому за полномочиями последует и финансовое обеспечение. Кроме того, у районов будет возможность установления местных налогов и сборов. Еще одним источником доходов районных бюджетов будут межбюджетные трансферты.

На уровне районов нет вопросов, связанных с проблемами городской инфраструктуры — дорогами, метро, отопительной системой, электричеством, водоснабжением, — все это остается у города. При перераспределении вопросов местного значения между уровнями муниципальных образований должен применяться разумный подход, чтобы не нарушить всю систему в целом.

— Когда рассуждают о том, чем была инспирирована реформа, в первую очередь подозревают политическую мотивировку — желание «Единой России» сохранить свою власть в крупных городах, в которых растут оппозиционные настроения, закрепить главенствующую роль губернаторов, а позицию городского руководства сделать аполитичной, ограничить его компетенцию хозяйственно-бытовыми вопросами.

— Я хочу прокомментировать один момент, его отрицать глупо даже со стороны тех, кто не является сторонником изменений, внесенных в 131-й закон. Основная мотивировка законопроекта — что сказано и в пояснительной записке, отмечалось и экспертами, и обсуждалось на депутатских слушаниях, — базируется на том, чтобы реально приблизить местное самоуправление на самом низовом уровне к людям. Депутаты представительного органа, которые будут работать в районах городского округа, как никто иной смогут ближе ознакомиться со всеми самыми насущными проблемами, будь то обеспечение условий для развития физкультуры и спорта, создание условий для организации досуга и культуры, утверждение правил благоустройства территорий или что-то другое. С одной стороны, депутаты районного уровня больше погрузятся в проблему, а с другой — само население приблизится к решению этих вопросов, потому что граждане будут иметь гораздо более широкие возможности для общения с депутатами районов, чем сейчас. В конечном итоге у нас должны возникнуть полностью деполитизированные советы — сначала районные, а со временем городские, и это будет уже большим достижением.

— Сейчас идет активное обсуждение будущего Новосибирского горсовета. В связи с реформой он может быть упразднен. У вас и ваших коллег сложилось консолидированное мнение насчет того, сохранить ли городской Совет депутатов?

— Пока об этом говорить рано, и не потому, что я хочу уйти от ответа. В поправках к закону многие мои коллеги и я отмечаем рациональное зерно, но вместе с тем видим сырость и реальные риски, которые могут возникнуть, а этого допустить нельзя. Федеральный закон нам четко говорит, что в 6-месячный срок мы должны определить два момента: как будут формироваться представительные органы муниципальных районов, и как будут выбираться главы муниципальных образований. У нас есть время подумать. Что касается практических шагов, уже создана рабочая группа с участием депутатов Законодательного собрания и правительства. Ее создал врио губернатора. В ней будут участвовать и представители горсовета, и мэрии, и муниципальных образований на уровне районов, и сельских поселений. И как раз в рамках этой группы мы должны будем обсудить все плюсы и минусы этих изменений. Надо все взвесить, услышать и принять правильное решение, которое бы отвечало интересам жителей города.

— Кто состоит в рабочей группе? За кем будет конечное слово?

— Надеюсь, что конечное слово будет за здравым смыслом. От парламента в группе будет представлен председатель Законодательного собрания Иван Мороз, я как глава профильного комитета и секретарь нашей партийной организации Валерий Ильенко. Конечно, депутатский корпус с вниманием отнесется к мнению рабочей группы, но окончательное слово — за Законодательным собранием, а вариант для решения ему предложит наш комитет после проведения депутатских слушаний в сентябре этого года.

— Думаю, многих людей должно обрадовать, что на старте конечное решение еще не выверено. Поскольку если вспомнить хотя бы прошедшие публичные слушания по отмене второго тура на выборах мэра города, общественность была возмущена тем, что все было решено заранее еще до обсуждения.

— Я пока могу с уверенностью сказать, что заготовки у нас нет, надеюсь, нет ее и у врио губернатора.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ