Театр как инвестиция в будущее

В программе III театрального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит», собравшего 17 лучших театров Урала, Сибири и Дальнего Востока, были не только спектакли и награждения. Внимание профессионалов привлекли также мероприятия просветительского характера. Корреспондент «КС» побывал на семинаре «Театральный термометр: исследование художественного уровня зрительской аудитории в российском театре». Его ведущий, видный экономист, социолог и театровед, заслуженный деятель искусств РФ Геннадий Дадамян сделал попытку дать объективную оценку художественному уровню театров.

Эффективность вложений

Говоря о качественной оценке художественной продукции театров, Геннадий Дадамян подчеркнул, что театр — это вложение в человеческий капитал. Сегодня государство оценивает работу театров количественными показателями, отраженными в госзадании. Занимаясь изучением зрителей с 1966 года, Дадамян пришел к выводу, что необходимо найти качественные показатели, свободные от субъективизма. «Опрашивать зрителей практически бесполезно, так как они на вопрос о любимых театрах всегда отвечают одинаково, называя в первую очередь пару столичных театров и на третьем месте театр своего города. Если мне предлагают опрашивать критиков, то я отвечаю: у критиков на лице написано, кто сколько стоит. Нельзя обращаться и к деятелям искусства и культуры, потому что каждый из них живет в своем художественном мире, в своей системе координат», — уверен Геннадий Дадамян.

Как часто мы ходим в театр

Изучение зрительской аудитории началось с поиска ответа на вопрос, кто такой театральный зритель. По мнению исследователя, это человек, который обладает в совокупности тремя элементами театральной культуры: общение с живым театром, информированность о театре и сопереживание. Первый элемент, то есть количество посещений, стал основой построения типологии зрителей. Учитывая, что в 70-е годы 85% театров России выпускали ежегодно по 5–7 новых постановок, для описания «постоянного зрителя» была использована величина в 5–7 посещений театра в сезон. В результате было выделено пять категорий: «редкий зритель» ходит в театр один раз в сезон и реже; «активный зритель» посещает театр 2–4 раза в сезон; «постоянный» совершает 5–7 посещений; увлеченный — 8–10, и «сверхувлеченный» — 11 и более. При этом около 65% театральной аудитории в целом по стране составляют редкие зрители.

Правильные вопросы

Не исключая важности количественных показателей, Геннадий Дадамян напоминает о том, что личность — это микрокосмос, в котором есть множество «я». Чаще всего участники социологических исследований дают неточные, так называемые социально желаемые ответы на уровне «я-представляемого». Чтобы избежать влияния этого фактора, Дадамян изобрел метод последовательного развертывания вопросов. Следуя этому методу, он, например, не спрашивает зрителей сразу о количестве посещений театра в сезон. Сначала он задает вопрос «Сколько раз в сезон вы бы хотели посещать театр», потом — «Сколько раз в сезон у вас есть возможность посещать театр», затем спрашивает про все театры, и лишь в конце — «Фактически сколько раз вы посетили наш театр». И если в ответах на первый вопрос «8–10 раз» ответили более 86% респондентов, то к последнему вопросу этот показатель составил всего 2,4%. Совершенно другие цифры!

От количества к качеству

Изучение качественного состава зрителей, по мнению Дадамяна, всегда было делом трудоемким и дорогостоящим. «Было бы заманчиво сконструировать сводный показатель, целостно отражающий количественные и качественные характеристики деятельности театра», — говорит исследователь. Ему удалось сделать это, рассчитав показатель «Качественной структуры аудитории театра» по уровню художественного развития. Были выделены такие группы зрителей, как «новый, неподготовленный», «развивающийся», «подготовленный», «знаток» и, наконец, «всеядный». Театр — искусство зрелищное, не имеющее смысла без аудитории, которая и составляет его социологическое пространство. К тому же искусство театра и культура зрителя — сообщающиеся сосуды. Не может быть великого зрителя с бездарным театром, равно как и великого театра с бездарным зрителем.

Все гениальное просто

Исходя из этого Геннадий Дадамян полагает: зная количественную структуру аудитории, можно делать выводы и о ее качественной структуре. Зная, как меняется количественная структура аудитории, мы понимаем, как трансформируется ее качество. «Предложенная методика переворачивает традиционную модель оценки качества динамики художественного уровня театров. Вместо неизбежно субъективного экспертного опроса мы оцениваем эту динамику через изменение эстетического вкуса его аудитории, а эту последнюю — через изменение количественной структуры аудитории», — подводит итог Геннадий Дадамян. Впрочем, он прекрасно осознает, что его метод — не панацея, а лишь своего рода термометр. Апробация этих идей в настоящее время проходит в Камерном театре города Челябинска.

Прямая речь

Как вы исследуете свою аудиторию?

Татьяна Карпухина,
руководитель пресс-службы Новосибирского академического молодежного театра «Глобус»:

— В «Глобусе» постоянно ведется мониторинг аудитории. Мы исследуем прежде всего возраст зрителей, частоту посещения, отслеживаем отзывы не только о спектаклях, но и о предоставляемых услугах (работу кассы, гардероба, буфета и т. д.). В социальных сетях у нас множество подписчиков. «ВКонтакте» с учетом всех групп и аккаунта — почти 13 000, Facebook, Twitter и Instagram — еще более 3000 человек. Кроме того, мы ежемесячно проводим анкетирование своих зрителей. В год, таким образом, собираем обратную связь почти от 1000 человек. Ни одно из замечаний, ни один комментарий стараемся не оставлять без внимания: недочеты устраняем, похвалы и критику передаем коллегам.

Анастасия Журавлева,
тележурналист, продюсер театральной компании «Гамма»:

— Для нас как негосударственной театральной компании изучение аудитории наших проектов — осознанная необходимость. Но поскольку мы не играем спектакли каждый день и у нас нет постоянной площадки, мы вынуждены использовать свои методы. Прямую связь со зрителями мы устанавливаем с помощью социальных сетей, которые позволяют довольно оперативно получить отклики, первые впечатления о спектаклях. Конечно, это не репрезентативная выборка, однако по тому, как быстро увеличивается численность той или иной группы, созданной в «ВКонтакте» или в Facebook, можно о многом судить. Более того, в Интернете пользователи чувствуют себя свободно, и поэтому многие комментарии, которые люди позволяют себе там, мы не увидим и не услышим нигде больше. Я как продюсер стараюсь присутствовать на каждой программе, что позволяет мне видеть и слышать, что люди говорят, что чувствуют после наших представлений. Многих зрителей мы уже знаем, им нравится тот факт, что с ними здороваются, как с близкими знакомыми. Впрочем, так оно и есть. Иногда мы также используем анкеты, чтобы понять, каков возрастной ценз, какие социальные группы предпочитают тот или иной спектакль. Это помогает корректировать ценовую политику. Пока позволить себе серьезные социологические исследования в этом направлении мы не можем. Но я хорошо понимаю, что чем больше спектаклей мы создаем, чем больше сценических площадок используем, тем актуальнее становится для нас эта проблема.

Александр Кулябин,
директор театра «Красный факел»:

— Мы изучаем аудиторию стандартными средствами, но не это дает ключ к пониманию того, что нужно сегодня нашему основному зрителю: молодым, образованным и смелым людям, которые смотрят современное кино и ездят по миру. А что дает? Приглашение сильных молодых режиссеров и молодых актеров. Именно они чувствуют время, его пульс и нерв, они могут рассказать о нем, они на одной волне с залом. Именно в этом секрет зрительского успеха спектаклей Тимофея Кулябина, Дмитрия Егорова и других наших режиссеров. Другой большой сегмент репертуара «Красного факела» составлен из спектаклей «универсальных», для широкого зрителя разного возраста. Но вот от принципа постановки спектаклей «в честь юбилея» или чтобы занять давно не игравших актеров мы отказались давно и напрочь. Спектакль в «Красном факеле» ставится для зрителей, а не для одного актера, который хочет играть. И материал берется тот, который попадает в сегодняшний зрительный зал, — и поверьте, это далеко не всегда комедия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ