Первый звонок?

Несмотря на продолжающееся с ноября 2012 года падение сибирского авторынка и закрытие дилерских центров, сами дистрибьюторы как ни в чем не бывало планируют расширять свое присутствие в регионе. Так, импортер автомобилей Jaguar и Land Rover в России готовится подписать протокол о намерениях о появлении в Новосибирске второго официального дилера. Как стало известно «КС», в город планирует выйти группа компаний «Крепость» известного красноярского бизнесмена Александра Кангуна. Таким образом, новосибирская группа компаний «МАКС Моторс», являющаяся самым крупным автодилером СФО по портфелю представляемых брендов, неожиданно получит под боком конкурента.

ГК «МАКС МОТОРС» — самый крупный авторитейлер СФО по портфелю представляемых брендов. На текущий момент — официальный дилер Jaguar, Land Rover, Audi, Mazda, Subaru, Mitsubishi, Ford, Renault, Skoda, Volkswagen, Jeep, Chrysler, Fiat Professional, УАЗ, АвтоВАЗ, «Русские автобусы» в Новосибирске, Mazda в Омске, Renault и АвтоВАЗ в городе Белово Кемеровской области. Основным учредителем является гендиректор Владимир Сафронов и его семья.
По данным АЕБ, в I квартале 2014 года в Новосибирске было продано 36 автомобилей Land Rover (-37,93%), что обеспечило марке 5-ю позицию среди премиум-брендов. Для сравнения: в Красноярске за этот же период было реализовано 62, в Иркутске — 59, в Кемерове — 38 автомобилей британской марки.

«Согласно стратегии развития марок Jaguar и Land Rover мы считаем целесообразным наличие двух дилерских центров в Новосибирске», — пояснили «КС» свой шаг в руководстве импортера марок. «В результате рассмотрения заявок от кандидатов на партнерство в Новосибирске мы направили уведомление о готовности подписать протокол о намерениях с одним из кандидатов. Сообщить название компании мы сможем после формального подписания данного документа», — рассказала «КС» менеджер по связям с общественностью «Jaguar Land Rover Россия» Дарья Головина. По словам участников рынка, знакомых с ситуацией, речь может идти о группе компаний «Крепость» известного красноярского бизнесмена Александра Кангуна.

Напомним, что ГК «Крепость» является старейшим игроком красноярского авторитейла и изначально являлась официальным дилером в городе таких брендов, как Toyota, Lexus, Audi, Ford, Mazda, Volvo, Jaguar, Land Rover. В 2009–2010 годах группу компаний разделили между собой два ее соучредителя — Александр Кангун и Виктор Поддубный. Первому достались бизнесы по брендам Toyota, Lexus, Volvo, которые продолжили развитие под брендом «Крепость». После этого авторитейлер получил новый импульс в развитии, в частности, выиграл тендер на право быть вторым дилером Toyota в Красноярске, стал активно осваивать рынок соседнего Абакана как с текущим портфелем брендов, так и подписав протокол о намерениях с KIA. Кроме того, учредитель «Крепости» недавно объявил о запуске в Красноярске производства автомобилей Arctic Trucks, а также готовится к открытию в городе пятизвездочного отеля Marriott. Экспансия «Крепости» затронула и Иркутск, где компания планирует открыть дилерский центр Toyota. Теперь, по словам участников рынка, на очереди Новосибирск. Комментарии самого Александра Кангуна в указанные сроки получить не удалось — письменный запрос «КС», направленный через приемную, остался без внимания. В свою очередь член совета директоров ГК «Крепость» Илья Кангун пояснил «КС», что «пока никак не может прокомментировать данную информацию».

Новосибирские авторитейлеры позитивно оценивают потенциал красноярского игрока. «Если речь действительно идет о «Крепости», то это сильный дилер с хорошими показателями. Им удалось вывести Land Rover на высокие позиции в Красноярске», — признает источник, близкий к «МАКС Моторс».

По словам участников рынка, импортер уже давно осуществлял поиск партнера в Новосибирске. «Согласно сегодняшней политике «Jaguar Land Rover Россия» старается расширять дилерскую сеть в основном за счет уже существующих партнеров, избегая заключения контрактов по франшизе с новыми игроками. Что касается «МАКС Моторс», то с самого момента запуска Jaguar и Land Rover компания работает во временном решении, а полнофункциональный салон за все это время так и не был запущен. Вероятнее всего, импортер устал ждать и слушать обещания», — рассуждает учредитель школы высшего водительского мастерства «Автодрайвер», бывший управляющий дилерского центра Jaguar Land Rover ГК «МАКС Моторс» Павел Григорьев. По его мнению, не в пользу сложившейся ситуации сыграл и экстенсивный путь развития дилера. «МАКС Моторс» активнейшим образом прирастает новыми марками. То есть можно утверждать, что заработки по Jaguar и Land Rover по сути идут на поддержку новых брендов, что, естественно, не может находить поддержку представительства «Jaguar Land Rover Россия». Опять же в действующем автокомплексе на Станционной, где сейчас располагается Land Rover, «МАКС Моторс» планирует в скором времени разместить бренд Audi», — поясняет собеседник «КС».

В самом «Jaguar Land Rover Россия» подтвердили «КС», что больше не рассматривают возможность работы своих дилеров в формате временных решений, т. к. считают, что такой подход «не соответствует уровню работы премиум-бренда». Поэтому новому дилеру марки в Новосибирске сразу потребуется строительство полнофункционального салона. Сроки его запуска пока не называются. «Окончательные сроки по этапам — это как раз то, о чем мы должны договориться в рамках протокола о намерениях. Так как речь идет о строительстве нового дилерского центра, то это 1,5–2 года», — поясняет Дарья Головина.

При этом в «Jaguar Land Rover Россия» намерены продолжить работу и со своим текущим партнером. «Мы не рассматриваем возможность прекращения взаимоотношений с действующим дилером «МАКС Моторс», который на сегодняшний день ведет активную работу по реконструкции дилерского центра Jaguar Land Rover. От дилера таких заявок также не поступало. Таким образом, мы надеемся продолжать совместную работу с «МАКС Моторс» по развитию наших брендов в Сибирском регионе», — пояснила Дарья Головина. В самой «МАКС Моторс» не смогли предоставить комментарии по причине нахождения в командировке первых лиц организации, однако обещали сделать это позднее. Источники «КС» внутри группы компаний были не в курсе ситуации.

Напомним, что ГК «МАКС Моторс» стала официальным дилером Land Rover и Jaguar в 2010 году после ухода с рынка и последующего банкротства прежнего партнера марки — «Автолэнд-Сибирь». О выдвигаемых импортером условиях по строительству полнофункционального салона марки на тот момент «КС» говорили участники проводимого тендера. Директор по развитию «МАКС Моторс» Андрей Доценко на тот момент отмечал «КС», что строительство полноценного дилерского центра Jaguar и Land Rover в Новосибирске планируется начать в 2011 году, а сдан он будет в 2013 году.

Примечательно, что ситуация с поиском в Новосибирске второго дилера Jaguar и Land Rover не нова. Так, будучи не в полной мере удовлетворенным работой «Автолэнда-Сибирь», импортер в 2008 году подписал протокол о намерениях с тюменским «Автоградом» о строительстве в Новосибирске второго дилерского центра Jaguar и Land Rover на Станционной. Однако в связи с кризисом проект оказался замороженным, и эти планы так и не воплотились в реальность. Как сообщил «КС» топ-менеджер «Автограда» Андрей Еловенко, к этим намерениям компания не планирует возвращаться. Сложившейся ситуацией в Новосибирске он не удивлен. «Land Rover — прибыльный бренд, и на сегодняшний день многие дилеры хотят его заполучить. В Тюмени, кстати, это будет первый случай открытия второго дилерства в премиальном сегменте. Интересно будет посмотреть, к чему в итоге приведет эта ситуация в дальнейшем», — рассуждает собеседник «КС». По его словам, если импортеру удастся не только закрепить, но и существенно развить текущий успех марки, то вторые дилерства в Сибири в будущем смогут найти свое обоснование. Однако в текущей рыночной ситуации такие проекты можно считать достаточно рискованными.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ