У «Новосибирского завода тепловой изоляции» трудности с инвестором

Рынок теплоизоляционных материалов (ТИМ) в Новосибирской области не успев расшириться, уже сокращается. Как стало известно корреспонденту «КС», «Новосибирский завод тепловой изоляции» («НЗТИ»), первым заявивший о запуске производства ТИМ в регионе, потерял инвестора. Бизнесмены опасаются перепроизводства материала, который на данный момент полностью завозится из других областей, и не торопятся инвестировать в предприятие. По мнению экспертов, рынок завоюет тот, кто первым запустит производство.

Об открытии «НЗТИ» «КС» впервые сообщили в конце 2012 года. Завил о запуске первого в регионе производства теплоизоляционных материалов на основе базальта один из инициаторов проекта – бывший глава новосибирского завода «Экран», бизнесмен Антон Бальцевич. Немногим ранее свои намерения обнародовал ОАО «Главновосибирскстрой» с проектом завода по выпуску утеплителя, но на основе стекловолокна. Стоит отметить, что продукция «НЗТИ» на основе базальтовых пород или так называемой минеральной ваты имеет областью своего применения нагруженные конструкции (в отличие от утеплителя на стекловате плотностью в 30 кг на кубический метр). Для многоэтажного жилищного строительства — утепления фасадов и изготовления сэндвич-панелей — необходим утеплитель на основе каменной ваты. Сам Антон Бальцевич такие предприятия конкурентами не считает. Не видит прямой конкуренции между утеплителями из базальтового волокна и стройматериалами из стекловолокна по причине их использования в разных конструкциях и управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков.

«Кто бы знал, кроме инвестора-застройщика, какой утеплитель он будет применять для фасадов своих будущих домов – каменную вату в плитах (ROCKWOOL) или стекловолокно (URSA). То же можно сказать и обосновных потребителях утеплителей – о производителях сэндвич-панелей. Будут ли они использовать пенополиуретан или каменную вату – зависит от конъюнктуры рынка», – в свою очередь размышляет исполнительный директор «Союза строителей Сибири» Виктор Брацун.

Согласно данным министерства строительства и ЖКХ Новосибирской области обеспеченность региона ТИМ собственного производства нулевая. Ежегодный ввоз составляет порядка 500 – 600 тыс кубометров материала. По оценке DSO Consulting, в 2013 году объем потребления составил около 550 тыс. куб. м. По словам участников рынка, в основном такие утеплители завозятся с производств Урала, а также из Кемеровской области и Красноярского края.

Эксперты и участники рынка новость об открытии производства ТИМ на основе минеральной ваты полтора года назад приняли с энтузиазмом. «Создание производственных мощностей по выпуску эффективных утеплителей на основе минерального сырья в Новосибирской области не просто экономическая целесообразность — это многолетняя мечта строителей», – говорил Виктор Брацун. В группе компаний «Белый медведь», основным направлением деятельности которой является обустройство навесных вентилируемых фасадов, отметили, что заинтересованы в появлении местного предприятия с «адекватными ценами и высоким качеством материалов на уровне уральского производителя». Выразил заинтересованность в открытии предприятия и генеральный директор СК «Метаприбор» Владимир Мартыненков.

По замыслу инициаторов проекта, «НЗТИ» – продукт «региональный» с радиусом продажи не более чем на 500–800 км от места производства. Общая сумма инвестиций заявлена в размере 1,8 млрд руб на строительство двух очередей общей мощностью в 70 тысяч тонн ваты в год в Искитимском районе. Первую очередь в 35 тысяч тонн планировали запустить к началу 2014-го года. При этом, Антон Бальцевич тогда подметил, что даже если сократить производство в два раза и существенно снизить цену на продукцию, проект все равно останется рентабельным.

Впрочем, с наступлением обозначенной даты запуска предприятия так и не состоялось. По всей вероятности планы могли измениться в связи с тем, что через полгода после «НЗТИ» о строительстве аналогичного предприятия заявили и в ГК «КПД-Газстрой», создав компанию ООО «НПО «Базальт». Полностью завершить строительство производства в группе компаний намерены к 2018 году, а к 2015 уже вывести на мощность в те же 70 тыс. тонн.

По крайней мере, один из потенциальных инвесторов «НЗТИ» в беседе с корреспондентом «КС» сообщил, что инициаторы проекта находятся в поиске финансирования, так как предыдущие договоренности с одним из иностранных инвесторов были расторгнуты. Сам он за предприятие не берется ввиду возможного перепроизводства в области теплоизоляционных материалов, добавляя, что рынок останется за тем, кто стартует первым. «Кто первый встанет, того будут и тапки», – соглашается и Сергей Дьячков.

Антон Бальцевич не подтверждает и не опровергает данные об отказе инвестора от участия в проекте. «Инвесторы не отказываются, они просто считают риски. Ситуация с ослаблением рубля и присоединением Крыма очень серьезно скорректировала многие инвестпроекты. Растут риски по повышению процентных ставок, под вопросом стабильности строительного рынка, и.т.д.», — подчеркнул бизнесмен в беседе с корреспондентом «КС».

«Необходимо также понимать, что в условиях снижения инвестиционной активности в России, в целом аппетит инвесторов к риску снизился, еще и поэтому возникли сложности с инвесторами у ряда проектов по производству строительных материалов», – не отрицает этих обстоятельств управляющий партнер DSO Consulting.

По его словам, для предприятий Антона Бальцевича и группы «КПД-Газстрой» целевым рынком станет Западная Сибирь: Омская, Кемеровская, Томская, Новосибирская области и Алтай, где потребление подобных материалов в 2013 году находилось на уровне около 1,5 млн. куб. м. В Кемеровской области расположен завод группы «ТехноНиколь» производительностью не менее 800 тыс. куб. в год. «С уверенностью можно сказать, что место на целевом рынке есть лишь для одного нового завода. Второй завод, если таковой откроется, будет вынужден конкурировать ценами – и снижать, таким образом, рентабельность всей подотрасли», – говорит собеседник «КС».

Учитывая рыночную ситуацию, «более одного завода по ТИМ на основе стекловаты и одного на основе базальта не будет», прогнозирует и господин Бальцевич.

Не соглашается с таким пессимистичным прогнозами ректор НГАСУ Юрий Сколубович.

«Неправильно полагать, что три предприятия по производству теплоизоляционных материалов для Новосибирской области – это избыток. Не стоит забывать, что строить нам не только для Новосибирска, но и для области и соседних регионов. Рядом находится Алтайский край, располагающий огромными территориями для застройки, Омская область, Красноярский край. И, на мой взгляд, недостаток современных теплоизоляционных материалов, необходимых для строительства быстровозводимых зданий – это одна из проблем», – говорит ректор НГАСУ. Но тут же добавляет: «К сожалению, бизнес у нас смотрит на прибыль несколько по-иному, нежели на западе, где закладывают 20%, а не 200%. Но вынужден признать, что в России есть свои «подводные камни» с возвратом инвестиций. К сожалению, у многих представителей бизнеса нет уверенности успешного развития бизнеса в долгосрочной перспективе», – резюмирует Юрий Сколубович.

«КС» продолжит следить за развитием событий на рынке ТИМ. Какое же из предприятий все-таки стартует первым? По словам Антона Бальцевича, на данный момент «НЗТИ» находится на стадии проектирования. Оценить стадию реализации ООО «НПО «Базальт», расположившегося в ПЛП не представилось возможным. Став участником виртуального тура на момент сдачи материала, корреспондент «КС» лишь обнаружил на схеме участка рядом с предприятием пометку, что «просмотр станет доступен только после 01. 12.2013 года».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ