Светит ли Сибири патриотизм в сфере ИТ?

Наименее прозрачным, но и наиболее «лакомым» сегментом для ИТ-компаний является госсектор. В условиях общего падения рынка именно на него возлагаются большие надежды. Однако пока у системных интеграторов вопросов больше, чем ответов. При этом примечательно, что на рынке активно курсирует информация о том, что в скором времени госсектор может вообще отказаться от западного «железа» и «софта» в пользу отечественного оборудования. В ситуации разбирался «КС».

Ключевой фактор — госзаказы

Долю госзаказов на новосибирском рынке системной интеграции эксперты оценивают в размерах от 20% до 40%. «Ни для кого не секрет, что именно такие проекты составляют большую часть доходов федеральных системных интеграторов. Корпоративный сегмент, конечно, есть, но его объемы несопоставимы», — считает генеральный директор Сибирского офиса «ИНТАЛЕВ» Марина Гуляева. При этом мнение большинства участников рынка о «полезности» госзакупок достаточно скептично. «Госзаказы, с одной стороны, важны для рынка, но они же и «ломают» здоровую рыночную ситуацию, поскольку у интегратора появляется возможность делать ставку на одного заказчика или один проект. Это проигрышная позиция в долгосрочной перспективе», — считает директор филиала «Астерос» в Новосибирске Станислав Юминов. Эксперты отмечают резкое падение госзаказов в начале 2014 года. «В первом квартале 2014 года налицо почти полное отсутствие объявленных госзаказчиками конкурсов и аукционов. Это связано с дефицитами областных бюджетов и изменением приоритетов в федеральном финансировании, — добавил руководитель сибирского представительства CTI Станислав Титов. — На текущий момент конкуренция по госзаказам обострилась, и доходит до того, что ИТ-компании работают по проектам бесплатно, в расчете на будущие проекты».

Многие участники рынка говорят о непрозрачности в госзакупках и о том, что тендеры выигрывают никому не известные компании, поэтому конкурировать в этом сегменте очень непросто. «У нас здесь так все хорошо поделено, что проникнуть малой компании в госсектор практически нереально», — считает председатель совета директоров ассоциации «СибАкадемСофт», генеральный директор «СофтЛаб-НСК» Ирина Травина. С тем, что конкурировать в этом сегменте непросто, согласен и Станислав Юминов. «Это касается абсолютно всех госзакупок. Примеров тендеров, на которые не было заявок и которые проводились повторно, немало. Стоит учесть, что ИТ — технически сложная область, и у контролирующих органов зачастую просто нет возможности проверить тендеры, т. к. вопросы проверки завязаны на наличие компетенций. На этом поле могут быть взрощены различные схемы по получению того или иного конкурса. Кроме того, госзаказчик зачастую оказывается в ситуации, когда самостоятельно проработать постановку задачи он не в состоянии в силу отсутствия профильных компетенций. Объявить конкурс с размытыми формулировками — означает получить размытый результат. Плюс особенности бюджетных схем финансирования. Иного выхода, кроме как негласно доверить проработку ТЗ конкретному интегратору, нет. В общем-то, из конкурсного ТЗ любой толковый специалист может сделать вывод, насколько нейтрален данный конкурс», — пояснил Станислав Юминов.

Легитимным выходом из данной ситуации является наличие собственных специалистов, которые способны если не разрабатывать технические решения, то хотя бы формализовать постановку задачи и четкие критерии оценки результатов реализации. Кадровый вопрос всегда был и останется основополагающим. «Я прекрасно понимаю государственных заказчиков, которые всегда хотят получить предсказуемый результат в виде именно того решения, которое им необходимо. Многие из них сталкивались с ситуацией, когда победу в конкурсе или аукционе одерживал поставщик, который в дальнейшем не мог выполнить условия госконтракта или поставлял решение, лишь формально подходящее под требования ТЗ. Но могу сказать, что в сегменте коммерческих закупок конкурировать еще сложнее. Коммерческие заказчики гораздо дольше и активнее занимаются вопросами информатизации. Им не интересны просто поставщики оборудования или исполнители тех работ, которые они способны выполнить самостоятельно. В первую очередь им необходимы компании, имеющие продукты, способные решать сложные ИТ-задачи», — считает Станислав Титов.

С точки зрения финансовой емкости рынка госсектор, безусловно, важен. «Но опять же, есть подход формальный, а есть профессиональный. Под формальным я подразумеваю мероприятия, нацеленные исключительно на выполнение каких-либо законодательных требований или разработку и реализацию программ «для галочки». Под профессиональным — реализацию проектов, направленных на достижение четких целевых показателей, проектов прорывных, открывающих новые возможности или дающих нестандартные решения наболевших вопросов. Именно такие проекты должны быть катализаторами роста рынка. Пока таких проектов мы видим немного», — добавил Станислав Юминов. «Я бы сказал, что госсектор критически важен для рынка системной интеграции, особенно для региональных игроков. В последние годы именно там был сосредоточен огромный объем ИТ-задач», — заключил Станислав Титов. Падение объема заказов в госсекторе негативно скажется на объеме выручки всех игроков рынка, в особенности тех, кто эту тенденцию не смог предвидеть и скорректировать точку приложения усилий в сторону работы с коммерческим сегментом, разработки востребованных там продуктов. Многие полезные инициативы правительства деградируют, доходя до стадии реализации. Причем зачастую это является не чьим-либо намеренным противодействием, а следствием банального отсутствия компетентных специалистов в госсекторе.

Кибербезопасность как маркетинговая стратегия

В этом году в России вновь заговорили о переводе госсектора с американского «софта» и «железа» на отечественное. В марте министр связи Николай Никифоров возмутился статьей Wall Street Journal, где говорилось о прослушке российских государственных деятелей в период крымской кампании. «Американские «силовики» сами ставят крест на дальнейшем использовании «софта и железа» из США в госсекторе в России», — написал Никифоров в своем аккаунте в Twitter.

Тема безопасности при эксплуатации зарубежных ИТ-продуктов в госучреждениях не нова. А с учетом того, как стремительно развивается ситуация вокруг санкций, с взаимными обвинениями в использовании секретной информации, удивительно, что она пока не получила должного продолжения. От записи в социальной сети до государственного проекта — путь долгий.

Генеральный директор AT Consulting Сибирь Дмитрий Гоков считает вопрос перевода госсектора страны на отечественное ПО и «железо» актуальным. «Есть такое мнение, что микрокод оборудования зарубежных производителей имеет недокументированные возможности напрямую обмениваться сообщениями с сайтами производителей, или выполнять дистанционные команды. Однако на примере украинских событий мы видим, что данные возможности не помогли АНБ и ЦРУ получить информацию о планах и действиях России в Крыму», — поясняет специалист.

«На самом деле доступ к информации со стороны иностранных служб маловероятен, потому как в последние годы активно идет программа по обеспечению информационной безопасности деятельности госорганов, — рассказывает директор группы компаний 2BGROUP Андрей Попков. — Особенно это касается защиты персональных данных. Защищаются как каналы, так и вычислительные мощности, что характерно, для этих целей используются отечественные решения, как программные, так и аппаратные».

Есть вероятность, что в случае проблем с Западом сервера и коммутаторы просто выключатся, обесточив тем самым информационные процессы, или просто на установленное оборудование не будет осуществляться поддержка (что вероятнее), что также скажется на работе госорганизаций.

«Конечно, сама вероятность осложнения отношений именно с коммерческими западными компаниями ничтожно мала, но, безусловно, критически важные объекты должны строиться в изолированных сетях, есть ситуации, когда и чисто теоретические возможности надо исключать, если от этого зависит, например, безопасность государства», — считает Андрей Попков.

Теме импортозамещения в области автоматизации и ИТ посвящена отдельная площадка в рамках ИТ-форума «Сибирская индустрия информационных систем», проходящего в эти дни в Технопарке новосибирского Академгородка. По словам опрошенных «КС» экспертов, отечественное программное обеспечение для различных государственных институтов есть, и оно востребовано, дело лишь в отсутствии продуманной маркетинговой стратегии. Сегодняшняя геополитическая ситуация предоставляет уникальную возможность для того, чтобы проблема кибернетической безопасности легла в ее основу.

«Отечественные решения, как правило, бюджетнее импортных аналогов, но западные вендоры активно вкладывают деньги в маркетинг, формируя у ИТ-специалистов стойкий ассоциативный ряд «Запад — высокая цена — высокое качество — серьезные «железки», отечественный маркетинг пока гораздо слабее», — делится своим мнением директор 2BGROUP.

Отечественное программное обеспечение

Системные интеграторы, работающие на региональном рынке, заверяют, что с отечественным программным обеспечением в стране все в порядке. Доля импортного ПО в продуктах, автоматизирующих деятельность органов власти, небольшая. Особенно в регионах, где для автоматизации документооборота, бухгалтерии, медицинских, образовательных и других ведомств используются отечественные разработки. «А вот в федеральных органах власти процент импортного программного обеспечения значительно выше. Там, чтобы отказаться от Oracle, SAP, Microsoft, действительно потребуется время», — говорит Дмитрий Гоков.

Руководитель IT бизнес-инкубатора Академпарка Станислав Триерс полагает, что вопрос о полном отказе от американского ПО в госсекторе маловероятен. «Необходимо разработать отечественную операционную систему, СУБД, множество приложений, далее необходимо поддерживать это, переобучать пользователей. Какие-то шаги в этом направлении ведутся уже давно, но подвижек пока нет», — объясняет он.

Перевод рабочих мест с привычных продуктов Microsoft (Windows и Office), переобучение персонала потребуют несколько лет и значительных ресурсов.

«Самое больное место — операционная система, — считает Андрей Попков. — Почти все «отечественные» операционные системы созданы на базе Linux, ядро (да и приложения) которой является скорее интернациональным продуктом. Разработать собственную ОС с нуля можно, вопрос — в наличии для нее приложений общего пользования и скорости ее развития. Сообщество, разрабатывающее свободное программное обеспечение, такое как Linux, велико, территориально разбросано по всему миру, и поэтому аполитично в целом. Использование подобных продуктов и участие в их создании — логичный путь к независимости нашего государства от закрытого ПО».

С прикладным программным обеспечением дела обстоят намного лучше. В России имеются и решения для ERP, и для документооборота, и для автоматизации бизнес-процессов. Использование же импортных решений в госсекторе для таких задач, по словам экспертов, вызывает только вопросы. В отраслевых решениях почти на 100% используется отечественное прикладное ПО. Оно функционирует на западных СУБД и ОС, но, с учетом открытости кодов тех же СУБД или ОС, риски использования недекларированных возможностей сводятся практически к нулю. Медицинские системы, как правило, являются отечественными разработками и выигрывают у западных аналогов по объективным возможностям и функционалу. Похожая ситуация в образовании.

Как пояснил «КС» Дмитрий Гоков, в сфере специализированного ПО госсектор не только использует в основном российские продукты, но и отказывается в их пользу от ранее внедренных западных аналогов. «Существуют нормативные акты, обязывающие госорганы переходить на свободное ПО. Например, правительство Новосибирской области в этом году отказалось от использования портальной платформы Microsoft SharePoint. Взамен была внедрена разработка Академпарка, сделанная на базе СПО. Сэкономленные средства область направила на развитие региональной ИТ-отрасли», — рассказывает участник рынка.

Отечественное «железо»

Вопрос относительно hardware-оборудования стоит еще более остро. Так, изучив данные по тендерам департамента информатизации Новосибирской области, можно сделать вывод, что сейчас он покупает оборудование западных производителей в основном для обеспечения вычислительных мощностей и для построения сетей.

Однако с российским аппаратным обеспечением все далеко не так радужно, хотя определенные успехи время от времени появляются. «Этот сегмент промышленности нужно развивать, чтобы сделать отечественную микросхему должного качества. Сейчас в своих разработках мы пользуемся тем, что покупаем у мировых производителей. И вот так, за один раз, перейти невозможно. Необходима государственная программа, которая поможет это сделать. Если мы, конечно, хотим получить свою собственную элементную базу», — делится своим мнением Ирина Травина.

Производители и серверов, и коммутационного оборудования в России существуют, но их доля в госзакупках пока не велика. Компонентная база современных вычислительных устройств в основной массе производится в Китае и других странах Юго-Восточной Азии. Поэтому место, где эти микросхемы соберут в единый сервер, особого значения не имеет, считает Андрей Попков. Он отмечает, что рынок не ограничивается отечественными и западными производителями, все большую долю рынка занимают азиатские производители современного ИТ-оборудования, таким образом, если уж совсем осложнятся отношения с Западом, то высокопроизводительное оборудование можно найти в Азии.

«Мы вынуждены завозить микросхемы из Китая и на этой базе осуществлять свои разработки, — рассказывает Ирина Травина. — Мы готовы даже давать заказы на изготовление микросхем. Но, допустим, я как директор небольшого предприятия понимаю, что для меня ни один завод не возьмется «выпекать» микросхему по моему чертежу. 10 лет назад у нас в Новосибирске было пять поставщиков микросхем, и в основном это были московские фирмы. Сейчас поставщиков более 60. Это означает, что разработчиков и потребителей микросхем становится все больше. Этот рынок развивается. Поэтому мы готовы к переходу на отечественное «железо».

Спрос на отечественную элементную базу, как выяснилось, есть, и есть даже отдельные примеры успешного запуска российского продукта. Например, Новосибирский завод «Элтекс» уже выпускает всю линейку телекоммуникационного оборудования, которая признана и эксплуатируется на сетях телекоммуникационных операторов, что является аналогом Cisco и Juniper. Это оборудование также может использоваться в госорганах. Уже сегодня отечественным ИКТ производителям под силу обеспечить государство необходимыми решениями, говорят специалисты. Дело за государственным заказом, инвестициями и подготовкой кадров. Кроме того, шансы имеет новосибирский производитель серверов e1s. Наконец, нельзя забывать и про китайских Huawei и Lenovo.

В условиях нестабильной экономической ситуации государственный заказ для отечественных ИТ-компаний и производителей станет отличным подспорьем. «На фоне развивающейся рецессии это отличная возможность поддержать отечественную ИТ-отрасль и инвестировать госзаказы в развитие российских ИТ-компаний», — говорит Дмитрий Гоков.

По мнению Андрея Попкова, опасность может заключаться в том, что государственные деньги могут пойти на развитие определенной компании, и у производителя ПО или «железа» в заказчиках будет только одно министерство или один регион. Такие продукты, по его словам, получаются нежизнеспособными, и бюджеты опять расходуются неэффективно. «Для изменения ситуации нужно не ставить цель разработать замену импортных продуктов, нужно ставить задачу создания конкурентоспособных на мировом рынке решений», — резюмирует специалист.

Вместе с тем сами отечественные производители пока не отмечают какого-то заметного повышения спроса. «Государственные заказчики в большинстве своем при закупках серверного и телекоммуникационного оборудования до сих пор ориентируются на продукцию зарубежных производителей. Это видно по техническим заданиям, представленным в аукционных документациях. Лобби зарубежных производителей достаточно сильное, — пояснил «КС» директор производства средств вычислительной техники ОАО «Корпорация — Новосибирский завод «Электросигнал» Александр Аносов. — Но в случае резкого роста спроса наша компания обладает всеми ресурсами для увеличения в короткий срок производственных мощностей». Другие производители не смогли предоставить «КС» комментарии в указанные сроки.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марина Гуляева, генеральный директор Сибирского офиса «ИНТАЛЕВ»:

— За всю восьмилетнюю работу нашего офиса мы дважды принимали участие в конкурсах на госзаказ. В первом случае выиграла компания, имевшая нулевой опыт внедрения аналогичных проектов, но демпинговавшая по цене. На следующий день директор этой компании обратился к нам с предложением, от которого, на его взгляд, нельзя было отказаться — работать на субподряде. Конечно, мы отказались, ведь дело не только в деньгах, но и в репутации. Насколько я знаю, заказчик потом судился с этой компанией, но такие дела выиграть почти невозможно из-за всех прелестей закона.

Во второй раз заказчиком был наш клиент, который до этого уже приобрел наш программный продукт и теперь хотел начать проект по внедрению. Проведение проекта и бюджет компания согласовывала с вышестоящим органом власти, и эта структура привела подрядчика, который уже несколько лет работал на проектах в государственных организациях. При этом опыта, соответствующего задачам этого проекта, у подрядчика не было. Был быстро организован конкурс, тендерная документация была составлена таким образом, что изначально было понятно, кто получит проект. Мы не стали даже участвовать в этом конкурсе. Конечно, наша компания имеет возможность выбирать клиентов, работать на интересных проектах — за счет федерального бренда, большого опыта, набора компетенций. У других местных игроков выбор есть не всегда, ведь сотрудникам надо выплачивать зарплату, а государству — налоги. Им приходится играть по этим правилам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ