Новосибирская филармония: проблему надо решать изнутри

Новосибирская филармония на этой неделе оказалась в центре внимания: назрел публичный конфликт между коллективом учреждения и генеральным директором Татьяной Людмилиной. «КС» обратился к представителям властных кругов и культурной сферы Новосибирска с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию.

Напомним, что Татьяна Людмилина возглавила Новосибирскую филармонию в январе 2014 года, придя на замену бессменному Александру Назимко, руководившему учреждением на протяжении более 10 лет. До прихода в филармонию Людмилина являлась главой новосибирского театра «Глобус». По заявлению министра культуры Новосибирской области Василия Кузина, ее кандидатура на пост главы Новосибирской филармонии не была единственной. «В пользу Татьяны Николаевны сошлись несколько факторов: серьезный опыт организационной работы, опыт проведения крупных творческих акций, личные качества, умение работать в коллективе», — пояснял «КС» Василий Кузин. Поддержано это решение было и теперь уже экс-губернатором Новосибирской области Василием Юрченко, ушедшим в отставку по причине утраты доверия президентом РФ.

Вместе с тем уже на этой неделе тучи вокруг филармонии стали сгущаться, и ее сотрудниками было направлено открытое письмо полномочному представителю президента по СФО Виктору Толоконскому, председателю Законодательного собрания Новосибирской области Ивану Морозу и исполняющему обязанности губернатора Новосибирской области Владимиру Городецкому (полная версия). В нем они высказали недоверие директору учреждения Татьяне Людмилиной и призвали не допустить «дальнейшего уничтожения уникального коллектива». «В каждом, без преувеличения, своем кадровом решении директор обнаруживает чудовищную некомпетентность не только в вопросах организации филармонических концертов, но и в вопросах административно-хозяйственного управления. Подобная ситуация однозначно приведет — и уже ведет — к полному развалу финансово-хозяйственной деятельности», — говорится в обращении сотрудников. Под письмом подписались 172 сотрудника художественных коллективов, включая художественного руководителя камерного оркестра филармонии — заслуженного деятеля искусств России Владимира Калужского.

Сама Татьяна Людмилина вначале воздержалась от комментариев, но позже в тот же день через пресс-службу разослала официальный ответ (полная версия). В нем она отметила, что точно знает, что «часть сотрудников подписывала чистые листы, а те, кто инициировал эту акцию, остались в стороне». По ее мнению, это выглядит не совсем порядочно, а точнее — просто аморально. «Легко подписывать чистые листы, не зная сути вопроса. Легко не очень бережно расходовать финансы, например, регулярно выезжая в Европу за счет государственных средств, выделяемых филармонии», — отмечает Людмилина. Также она посетовала на пассивность сотрудников учреждения: «В январе 2014 года, когда я вступила в должность директора, в репертуаре текущего месяца значились 24 концерта, а первый репертуар, к которому я имела непосредственное отношение, уже включал 65 концертов. Естественно, это не нравится людям, привыкшим работать, мягко говоря, не в особо активном режиме». В заключение она отметила, что каждый сам сделает выводы из сложившейся ситуации.

Для обсуждения проблемы, по словам Владимира Калужского, руководителей художественных коллективов филармонии пригласили 25 апреля на встречу с вице-губернатором области Кириллом Колончиным.

На текущем этапе «КС» попросил дать оценку ситуации представителей культурной сферы и властных кругов.

Виктор Толоконский, полномочный представитель президента РФ по Сибирскому федеральному округу:

— Я бы не употреблял бы здесь термин «конфликт». Есть процесс адаптации нового директора в совершенно особом коллективе. И мне кажется, что это результат первого этапа работы, когда директору нужно понять специфику всех коллективов, а коллективу нужно понять те задачи, решая которые, новый директор филармонии хочет повысить качество работы. С одной стороны, я знаю много лет и с огромным уважением отношусь к творческим людям из филармонии — артистам, руководителям коллективов, лекторам и уникальным специалистам по пропаганде искусства. С другой стороны, очень хорошо знаю и уважаю Татьяну Людмилину. Она много сделала для театра «Глобус», принимала решения в непростых ситуациях, эффективно организовала работу театра как автономного учреждения. Она всегда пользовалась огромным уважением, хотя любой творческий коллектив — непростой. Было время, когда я предлагал Татьяне Николаевне стать министром культуры. Она настолько была привязана к театру, что не приняла мое приглашение. Я встречался и с представителями творческих коллективов, и с Татьяной Николаевной, мне кажется, нужно время, чтобы они поняли друг друга. Я уверен, что это будет сделано, и творческая работа продолжится.

Анна Терешкова, директор Сибирского центра современного искусства:

— Я не знаю эту ситуацию изнутри, только по тем публикациям, которые были в СМИ. Но я хорошо знаю Татьяну Людмилину как профессионала высокого уровня. Думаю, что во многом причиной конфликта стало то, что ее назначение произошло накануне Транссибирского арт-фестиваля. Чтобы провести мероприятие такого масштаба и уровня, необходима очень напряженная и согласования работа всего коллектива, причем в режиме цейтнота. Возможно, именно он обнажил слабые места, недостатки согласованности в филармонии, напряжение стало катализатором конфликта. Но мне кажется, что в любом случае конфликт нужно было попытаться решить сначала внутри коллектива. Если у части сотрудников возникло недовольство новым стилем руководства, то в первую очередь стоило попробовать найти взаимопонимание с самим директором, обратиться с этим письмом к ней, а не выносить конфликт сразу на публичное обсуждение.

Владимир Казанцев, актер театра «Старый дом»:

— Управленцы в учреждениях культуры имеют абсолютную власть — административную, художественную и в некоторых случаях даже профсоюзную. Художественные советы не избираются самими артистами, они «избираются» директором. Работники не имеют права голоса, не могут принимать в таких вопросах участия. И это повсеместно. Это большая разница, как руководители общаются с работниками учреждений и журналистами. Для журналистов у них все всегда великолепно.

Представитель культурной сферы Новосибирска, на условиях анонимности:

— Я считаю, когда люди от культуры сражаются друг с другом, это ужасно. А вынесение на поверхность подобных проблем ничем не поможет делу. Надо обсуждать ситуацию спокойно, полностью разобраться в том, что не устраивает коллектив, какими соображениями руководствуется Татьяна Людмилина, успешный менеджер. Надо дать людям возможность самим решить этот вопрос.

На заметку

Качественные и комфортабельные кресла для актовых залов, это залог удобства зрителя, и как следствие гарантия того, что все свое внимание, он предоставит именно сцене.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ