Если звезды приезжают, значит это кому-нибудь нужно

В апреле деловая и интеллектуальная элита города, забыв о прозе жизни, с упоением посещала концерты Транссибирского арт-фестиваля и спектакли VII Сибирского фестиваля балета. Количество мировых звезд на главных сценах города превзошло все ожидания, а качество выступлений оказалось выше всякой критики. Оставаться свидетелем или самому стать частью культурных событий мирового масштаба, каждый решал сам.

Балет, балет, балет

Сибирский фестиваль балета растет на глазах, как живой организм: продолжительность и формат меняются год от года, но качество остается неизменным. В этом году акцент сделан на именах: к нам прибыла целая плеяда великолепных артистов, принимать которых — большая честь для города. «Я рад, что седьмой фестиваль состоялся. Конечно, всегда хочется большего, поэтому мы делаем все возможное, чтобы показать новосибирской публике лучшие балеты и лучших исполнителей. Вы все знаете, кто такие Иван Васильев, Леонид Сарафанов, Сергей Полунин и Диана Вишнева, которая впервые выступила на сцене новосибирского театра оперы и балета. Собрать такой звездный состав на одной сцене — это большие усилия», — отметил художественный руководитель фестиваля и руководитель балета НГАТОиБ Игорь Зеленский.

«Театр оперы и балета — не только символ города, но реальный центр культурного притяжения, предмет всеобщей гордости горожан», — уверен владелец Сибирской хлебной корпорации Дмитрий Терешков. По его мнению, с которым солидарны многие поклонники Терпсихоры, новосибирский балет как искусство с появлением Игоря Зеленского обрел новое дыхание. «Мы понимаем, как хрупко сегодняшнее благоденствие и счастье ценителей балета. Таких людей, как Зеленский и плеяда его учеников, надо холить и лелеять, хранить как зеницу ока. Это одна из немногих действительно живых голов нашего культурного «дракона» (в хорошем, китайском смысле слова). Понимание этого толкает и меня, и Эдуарда Тарана, и Дениса Иванова на всемерную поддержку всех начинаний Игоря», — рассказал господин Терешков. Кстати, все упомянутые персоны известны своим неравнодушным отношением к вопросам развития частно-государственного партнерства в сфере культуры и являются членами попечительского совета НГАТОиБ.

Лучшее из возможного

Кроме звездных гастролеров, которые вышли на сцену в эталонных произведениях классического репертуара, внимание было уделено и современному балету. Ценителей неоклассики порадовала свежая премьера Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Утонченные «Восковые крылья» Иржи Килиана были показаны в один вечер с уже знакомыми нам балетами «Бессонница» и «Маленькая смерть. Шесть танцев». «Мы хотели показать новосибирцам еще одну нашу премьеру, интереснейший балет «Майерлинг», но в этом вопросе наши желания, к сожалению, разошлись с возможностями», — посетовал Игорь Зеленский. Оставить за скобками вопросы финансирования художественному руководителю фестиваля не удается, зато его любимый принцип «мыслим глобально, действуем локально» позволяет в каждом конкретном случае найти оптимальное решение. На будущий год Зеленский обещает привезти на фестиваль Большой театр — при условии, что конструктивный характер сотрудничества театра с областными и городскими властями будет сохраняться и развиваться.

По мнению Дмитрия Терешкова, любой город, принимая звезд такого масштаба, обязан быть гостеприимным. Конечно, главная форма этого гостеприимства — полные залы и овации, однако важна и готовность знаковых персон выразить гостям особое почтение от лица всех горожан. «Теплые встречи должны быть и в концертных залах, и за их пределами. Поэтому уже много лет мы устраиваем светские приемы в честь гостей, на которых новосибирцы, ценящие и поддерживающие культуру и искусство, могут донести до звездных исполнителей свою благодарность. Такое общение сближает и укрепляет надежду на то, что очередная великая гастроль не окажется последней», — уверен Дмитрий Терешков. Нам же остается надеяться, что формат сотрудничества Игоря Зеленского с НГАТОиБ не изменится в связи с его будущим контрактом с Баварским балетом — по крайней мере сам он уверяет, что сможет проводить в Новосибирске даже больше времени.

Первый Транссибирский

Блистательное начинание Вадима Репина, на две недели превратившего родной город в музыкальную столицу, увенчалось успехом. «Мы хотели посадить дерево, и сегодня видим первые ростки. Мы счастливы, что решили провести фестиваль именно в Новосибирске, и уже работаем над тем, чтобы достойно продолжить его в следующем году», — с удовлетворением отметил Вадим Репин. Прежде чем отправиться на четырехдневный отдых в Милан, он поблагодарил всех, кто принимал участие в проведении фестиваля, за высокий профессионализм, а публику — за прекрасный прием и то особое сотворчество, которое приносит обеим сторонам высшую радость. «Фестиваль получился — об этом говорит воодушевление зрителей и теплые отклики исполнителей, которые, поверьте, имеют опыт выступления на лучших площадках мира. В мире много хороших фестивалей, и для того чтобы наш проект стал действительно чем-то исключительным, потребовалось особое отношение, желание вложить в происходящее душу, выполнить свою работу безупречно», — констатировал директор фестиваля Олег Белый.

«Блистательные номера — это вершина айсберга, апофеоз огромного труда, за которым стоит целый комплекс организационных и инфраструктурных задач. Тем более если речь идет о балете и симфонической музыке — это же огромные, сложнейшие коллективы. Во многом мы и здесь оказываем свою посильную помощь», — оценил Дмитрий Терешков. По его мнению, такая поддержка также работает на развитие отношений и будущее города. «Визиты людей, обогащающих нас своими талантами, — не манна небесная и не разнарядка каких-то инстанций. Это инициатива и подвижнический труд конкретных людей, умение дружить, поддерживать личные отношения и привязанности. Поэтому вещи, о которых я говорю, — очень важная составляющая таких событий», — полагает господин Терешков.

Классика и современность

Первый Транссибирский арт-фестиваль задал высокую планку. «Нужно очень хорошо понимать, что только под такое имя, как Репин, в городе могут появиться великие Нагано, Гергиев, Захарова. А какую живительную цепную реакцию вызывает их приезд и выступление в Новосибирске! Ведь городу еще рожать и рожать, воспитывать и воспитывать новые поколения талантливых музыкантов. Им нужны живые легенды, великие авторитеты, в том числе выросшие на тех же улицах и воспитанные в тех же стенах», — считает Дмитрий Терешков. Финальная точка фестиваля — беспрецедентное исполнение сложнейшего Концерта для скрипки с оркестром № 1 Дмитрия Шостаковича в ситуации внезапного отсутствия Валерия Гергиева — вызвало, по словам Дмитрия Терешкова, настоящий культурный и эмоциональный шок. Вадим Репин играл с Новосибирским академическим симфоническим оркестром без дирижера, и это было настоящее слияние. «Столько людей со слезами на глазах, понимающих смелость и ответственность этого поступка и мастерство со стороны и Вадима, и наших фантастических оркестрантов!» — вспоминает Дмитрий Терешков.

Таким образом, Транссибирский арт-фестиваль и VII Сибирский фестиваль балета, несомненно, войдут в историю культурной жизни Новосибирска, а зрителям остается ждать новых событий и не менее амбициозных проектов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ