Совсем распустились

Туруханский Cовет депутатов может быть распущен — он не собирался более трех месяцев. Политические кризисы случались на этой территории и раньше, а прецеденты роспуска райсоветов в Красноярском крае уже есть, например, в Абанском районе. Эксперты связывают эту ситуацию с отсутствием контроля «партии власти» за местными депутатами и неэффективностью нынешней системы муниципального управления.

Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов внес на рассмотрение Законодательного собрания законопроект о роспуске Туруханского районного Cовета депутатов. Основанием для этого называется решение Туруханского районного суда от 5 декабря прошлого года, который по заявлению прокурора «в интересах неопределенного круга лиц» установил, что этот муниципальный орган не проводил заседаний более трех месяцев, начиная с 9 августа прошлого года. Решение суда вступило в силу 15 января.

Интересно, что уже в пояснительной записке к документу за подписью временно замещающего должность начальника управления территориальной политики губернатора края Владимира Богданова отмечается нецелесообразность роспуска Совета и просьба к депутатам отклонить законопроект. Эта позиция аргументируется изменившимися обстоятельствами: 23 декабря все же состоялась сессия Туруханского Совета, где было принято решение об утверждении бюджета на 2014 год, затем прошли еще две правомочные сессии — 5 марта и 2 апреля, на которых были замещены семь вакантных депутатских мандатов (в результате чего значительно изменился депутатский состав), а также единогласно 18 депутатами был одобрен отчет главы района о своей деятельности за 2013 год.

«При указанных обстоятельствах, с учетом всесторонней оценки социально-экономической и общественно-политической ситуации, сложившейся в Туруханском районе, принятие закона о роспуске представительного органа считаю нецелесообразным и не соответствующим интересам муниципального образования и его жителей», — говорится в записке.

Отметим, что вопрос о роспуске Туруханского райсовета встает не впервые. Подобный отклик уже был характерен для Законодательного собрания края, когда орган не провел в течение трех месяцев ни одного правомочного заседания. Однако к моменту рассмотрения ситуация также успела стабилизироваться, поскольку глава района и глава местной администрации к тому моменту уже подали в отставку. Соответственно, и краевой парламент решил тогда отказаться от роспуска, поскольку, как заявил тогда депутат Алексей Клешко, таким решением может еще более дестабилизироваться ситуация в районе.

По словам председателя Туруханского райсовета Анатолия Голодеда, за бойкотом депутатов стоит группа, близкая к Симоне Юрченко, возглавлявшей район в 2001–2010 годах. Под их же давлением покинул пост и предыдущий руководитель, «хотя и у него были свои ошибки».

«Они имели влияние на депутатов разных фракций, в том числе «единороссов». Однако осталось 11 человек, которые продолжали приходить на заседания. Сейчас ситуация нормализовалась, мы проделали работу, и заседания возобновились. Полагаю, нет необходимости в роспуске Совета, ему стоит дать доработать до конца срока — сентября 2015 года. К тому времени мы сможем подготовить нормальный список из работоспособных кандидатов. Если провести выборы сейчас, в состав придут те же люди, и кризис может возобновиться», — отмечает Голодед.

В регионе есть и другой прецедент: часть депутатов Абанского районного Совета бойкотировала заседания из-за несогласия с политикой главы района Михаила Кривицкого. После вмешательства региональных властей и функционеров «Единой России» муниципальный руководитель сначала согласился добровольно уйти в отставку, но позднее передумал. Все это привело к роспуску Совета и повторным выборам, которые прошли в марте текущего года.

Депутат Законодательного собрания Олег Пащенко отмечает, что внутренние конфликты имеют место во многих муниципалитетах, и причина этого — в сложившейся политической системе.

«Единая Россия», обладающая полнотой власти в большинстве советов, должна выступать цементирующим началом, создающим порядок, однако этого не происходит. Очень многое на местах решает бизнес, идущий в политику, родственные и клановые связи, отстаивающий свои интересы. Когда им выгодно, они могут, несмотря на партийную дисциплину, начать бойкотировать заседания, и краевое руководство с этим ничего не может сделать. Другая проблема — двоевластие. Сейчас сити-менеджер контролирует денежные потоки, а глава района фактически только разрезает ленточки. Это неизбежно приводит к конфликтам. С тем, что эта система вредна, согласились депутаты всех фракций у нас в ЗС», — отмечает Пащенко.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ