Обойдемся без «АИР»?

Грядущие выборы мэра Новосибирска актуализировали с новой силой все назревшие к «партии власти» вопросы и, соответственно, к реализованным ею инициативам. Один из таких вопросов: выполнение долгосрочной целевой программы (ДЦП) «Развитие промышленно-логистического парка (ПЛП) на территории Новосибирской области». Последняя сессия Законодательного собрания Новосибирской области еще раз подтвердила то, что вопросов к принципам развития программы стало только больше. В условиях обострившейся политической ситуации в регионе механизм финансирования проекта может измениться, соответственно, из цепочки «взаимодействия» с бюджетными средствами, возможно, исчезнет ОАО «АИР», деятельность которого продолжает вызывать острые разногласия.

Последняя сессия Законодательного собрания Новосибирской области показала, что напряжение, возникшее вокруг проекта, обострилось до предела. В рамках парламентских слушаний, которые, к слову, продлились почти полтора часа, депутаты ЗС задали немало вопросов врио заместителя губернатора Новосибирской области Анатолию Соболеву, который представил итоговый доклад о реализации ДЦП «Развитие ПЛП на территории Новосибирской области в 2011–2015 годах». Напомним, что до недавнего времени обсуждение реализации проекта ПЛП на повестку сессии ЗС не выносилось, несмотря на то, что Контрольно-счетная палата Новосибирской области неоднократно заявляла о нарушениях, найденных при проверке УК «ПЛП» и ОАО «АИР», и на то, что по материалам проверок проходили обыски в рамках уголовного дела.

На последней сессии ЗС было принято обращение к правительству, в котором депутаты просят пересмотреть схему финансирования проекта и начать выделять средства на развитие упомянутой ДЦП напрямую из бюджета. Именно в этом случае, уверены парламентарии, будет полный контроль над тратами в рамках проекта.

По сути, беспрецедентный по своим масштабам и несомненной значимости проект, реализуемый министерством экономического развития Новосибирской области и направленный на повышение инвестиционной привлекательности региона, возымел во многом обратный эффект.

Среди вопросов, которые продолжают задаватьк реализации программы, —вливание в проект бюджетных средств, не соответствующих его потребностям, уместность в цепочке финансирования ОАО «АИР», а также отставание от графика развития в финансовом и производственном плане.

Р), что государственное участие в проекте ПЛП осуществляется путем доведения бюджетных инвестиций до фактического исполнителя через уставной капитал ОАО «АИР» с последующим трансфертом денежного потока непосредственному оператору ОАО УК «ПЛП» в соответствии с потребностями создания инфраструктурных объектов конкретного резидента. Анатолий Соболев также отметил, что данный механизм полностью соответствует действующему законодательству и целесообразен с точки зрения построения системы управления проектом.

Многие собеседники «КС» в свою очередь говорят, что механизм, возможно, и соответствует законодательству, но совершенно не способствует целевому использованию бюджетных денег. К примеру, депутат ЗС от фракции КПРФ Сергей Клестов уверен, что взнос средств через уставный капитал ОАО «АИР» превращает бюджетные деньги во внебюджетные и, соответственно, лишает контроля за ними. «Хотя можно финансировать все парковые проекты напрямую из бюджета», — добавляет депутат.

Анатолий Соболев заметил на это, что именно такая схема позволяет более оперативно финансировать проект. «Необходимо где-то создать ресурс денег, потому что иначе получается так: если понадобились определенные средства на развитие инфраструктуры для резидентов парка, и они нужны оперативно, то мы начинаем выносить этот вопрос на ЗС, проводим корректировку бюджета, соответственно, процесс затягивается. Удобнее создать запас контролируемых денег в ОАО «АИР».

Сергей Клестов соглашается, что финансирование проекта напрямую из бюджета будет затягивать некоторые процессы, однако позволит контролировать передвижение бюджетных денег, а «в сложившихся условиях это важнее», добавляет депутат. «А когда средства уходят и бесконтрольно расходуются, без надлежащего проведения тендеров, торгов и т. д., это намного хуже для региона», — пояснил Клестов.

Один из собеседников «КС», имеющий непосредственное отношение к созданию ПЛП и его развитию до 2010 года, рассказал, что наличие или отсутствие ОАО «АИР» в финансовой цепочке проекта не имеет особого значения. (Напомним, что в 2010 году полностью поменялся штат сотрудников как в ОАО «АИР», так и в УК «ПЛП», из прежних сотрудников остался только Дмитрий Юрченко, сын экс-губернатора Новосибирской области. К слову, сразу после этого и появилась рассматриваемая ДЦП.) «Дело не в финансовых цепочках, форме организации юридического лица и не в том, как поступают деньги в проект, напрямую из бюджета или не напрямую, самое важное то, какие люди управляют процессом, — говорит эксперт. — Средства, которые поступают на финансирование программ и проектов напрямую, также расходуются, как известно, не особо подконтрольно. Перед глазами масса простых примеров. Например, все деньги, которые тратятся на дорожное строительство, на реконструкцию и ремонт дорог, идут напрямую из бюджета, однако бороться со злоупотреблениями это никак не помогает. Поэтому особого смысла в исключении «АИР» нет. Прямое финансирование из бюджета по инвестиционным контрактам только добавит бумажной волокиты и сделает процесс развития ПЛП более «неповоротливым», — считает собеседник «КС».

Действительно, бюджетные деньги, поступая в ОАО «АИР», превращаются во внебюджетные, но контролировать их, как говорят эксперты, не становится сложнее, просто для этого нужны другие механизмы. «Депутаты поняли только одну сторону процесса. Да, действительно, на бюджетные деньги, после того как они поступили в ОАО «АИР», не действует бюджетный кодекс, но эти деньги сразу «попадают под закон» об акционерных обществах, в котором есть понятие ревизионной комиссии, — поясняет источник, участвовавший в развитии ПЛП. — Эта комиссия формируется из совершенно произвольных людей, а так как эта областная структура, она может быть сформирована и из депутатов в том числе. Соответственно, члены ревизионной комиссии имеют право в любое время запросить любые документы и проверить их», — рассказал эксперт.

Вместе с тем депутат от фракции «Единая Россия» Юрий Зозуля считает, что на сегодняшний день к ОАО УК «ПЛП» и, в частности, ОАО «АИР» остается слишком много вопросов в связи с нецелевым использованием средств, и напомнил, что в отчете КСП говорится о 458,5 млн рублей, которые были использованы организациями на цели, не связанные с их деятельностью. Председатель КСП Новосибирской области Елена Гончарова пояснила ситуацию. «Мы указали, каким образом были вложены бюджетные инвестиции, эти деньги были вложены в уставный капитал ОАО «АИР», которое у нас по долгосрочной целевой программе не является исполнителем программных мероприятий <…>. Соответственно, УК «ПЛП» исполняет программные мероприятия, а в уставный капитал ОАО «АИР» вкладываются деньги. Но ни в программе, ни в каких-то других документах не прописаны ни сроки доведения денег от «АИР» до УК «ПЛП», ни цели, на которые эти деньги выделяются», — отметила Елена Гончарова.

Буквально на следующий день после сессии ЗС Новосибирской области представители ОАО «АИР» и УК «ПЛП» решили провести пресс-конференцию, на которой, по сути, попытались ответить на те вопросы, которые были подняты депутатами, а также подвести итоги деятельности за 2013 год. В частности, генеральный директор ОАО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» Виктор Балала заявил, что недавняя смена руководства в регионе не повлияет на работу с инвесторами и резидентами промышленно-логистического парка. «Инвесторы уже получили подтверждения по срокам реализации своих проектов, созданию инфраструктуры, договорам аренды и т. д.», — отметил Балала.

На вопрос, будет ли как-то изменена схема финансирования проекта в связи с последней сессией ЗС и инициативами, выдвигаемыми депутатами, Виктор Балала ответил, что этого не произойдет.

Отметим, что ДЦП «Развитие ПЛП на территории Новосибирской области в 2011–2015 годах» предполагает финансирование в 2014 году в размере 700 млн рублей, в 2015 году — 500 млн рублей, напомним, что в 2013 году объем финансирования составлял 1,4 млрд рублей, а в 2012-м — 1,2 млрд рублей. Согласно графику развития, в 2015 году запланировано окончание строительства инфраструктуры, а в 2017 году — окончание заполнения площадки резидентами. «Однако, — отметил Виктор Балала, — мы можем столкнуться с тем, что к концу 2015 года будет не хватать земельных участков, которые мы можем предоставить резиденту. Поэтому, возможно, в этом году или в следующем будет принято решение о расширении площадки», — очертил ситуацию генеральный директор «АИР». Продление площадки возможно как в сторону аэропорта, так и просто расширение фонда земельных участков, для этого рассматриваются три района — Ордынка, Коченевский район и Новосибирский район.

Несмотря на то что проект в своем развитии достиг определенных положительных результатов, многие собеседники «КС» считают, что необходимо притормозить его финансирование. В частности, Сергей Клестов в беседе с «КС» отметил, что «при условии долга Новосибирской области в размере 8 млрд рублей необходимо сократить финансирование проекта ПЛП раза в два–три. Сейчас есть более первостепенные задачи, соответственно, требуется пересмотреть расходную часть бюджета».

В свою очередь председатель совета директоров ОАО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» Алексей Хомлянский ответил на это, что вложения в инфраструктуру ПЛП почти закончены, осталось только ее довести до площадок резидентов: «Точка невозврата по ПЛП пройдена, соответственно, нельзя приостановить проект, а потом посмотреть что получится, так как существуют взаимные обязательства ОАО УК «ПЛП» и резидентов с четкими временными ограничениями».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ