В сибирской энергосистеме складывается парадоксальная ситуация. 1 апреля будет рассматриваться постановление, согласно которому 50% мощностей ГЭС станет возможным продавать по рыночной стоимости. Прежде всего это ударит по малому и среднему бизнесу. Правда, при этом аналитики уверяют, что «навар» от либерализации оптового рынка электроэнергии и мощностей (ОРЭМ) «РусГидро» получит небольшой, хотя изначально эти изменения вводились с целью компенсировать убытки «РУСАЛА». В ситуации разбирался корреспондент «КС».
Половина мощностей «РусГидро»
Проект постановления правительства РФ «О внесении изменений в правила оптового рынка электрической энергии и мощности по вопросу особенностей участия на оптовом рынке гидроэлектростанций, расположенных во второй ценовой зоне оптового рынка» прошел общественные слушания. Суть законопроекта заключается в том, что ГЭС Сибирского федерального округа начнут продавать 50% своих мощностей не по тарифу, установленному для каждой гидростанции Федеральной службы по тарифам, а по ценам конкурентного отбора мощности (КОМ) рынка мощности. В дальнейшем эта доля может быть увеличена по решению правительства РФ еще на 20%.
На сегодняшний день доля выработки электроэнергии ГЭС в Сибири составляет почти 50%. Общая годовая выработка за последние два года по СФО составила 195,8 млрд кВт•ч. Выработка энергии на ТЭЦ составляет 30% от выработки всех станций СФО, на долю ГЭС приходится 80,5 млрд кВт•ч, то есть 41,2% от общего показателя по Сибири.
В I квартале 2014 года приток воды в большинство водохранилищ Сибири превышает норму на 10–30%. Такая гидрологическая ситуация позволяет ожидать выработку электрической энергии на сибирских ГЭС «РусГидро» и на Богучанской ГЭС во II квартале 2014 года не ниже уровня аналогичного периода 2013 года, составляющего 7 551 млн кВт•ч.
Более 15 ГВт наших мощностей приходится на крупные российские гидростанции, расположенные на сибирских реках Ангара и Енисей: Красноярскую, Братскую, Усть-Илимскую и Иркутскую.
Под либерализацию рынка мощности во 2-й ценовой зоне попадают активы ООО «ЕвроСибЭнерго» и самый крупный генерирующий актив ОАО «РусГидро» (оба гидрогенератора, а также «РУСАЛ» входят в En+Group Олега Дерипаски) не только в Сибири, но и в стране — Саяно-Шушенский гидроэнергокомплекс (СШГЭК), включающий Саяно-Шушенскую и Майнскую ГЭС, а также Новосибирскую и Богучанскую гидроэлектростанции (строительство которой «РусГидро» и «РУСАЛ» ведут в Красноярском крае на паритетной основе). «В случае внесения изменений в правила рынка мощности и принятия соответствующего постановления правительства СШГЭК и Новосибирская ГЭС смогут продавать 50% мощности по рыночной цене, формируемой в результате конкурентного отбора мощности (КОМ). Богучанская ГЭС в результате принятия данной нормы сможет продавать весь объем мощности, 100% по цене КОМ (уже в конце 2013 года были изменены правила работы ОРЭМ в Сибири, по которым Богучанская ГЭС может сейчас продавать 50% по рыночной цене — «КС»)», — пояснили в пресс-службе ОАО «РусГидро».
По мнению экспертов из «Сибирской энергетической ассоциации», не лучшим образом это скажется и на ТЭЦ, которые переживают непростые времена (). Когенерация не является равноценным конкурентом гидрогенерации — рассматриваемые виды электростанций взаимно дополняют друг друга в энергосистеме. В отличие от теплоэлектроцентралей ГЭС работают на воде и не требуют топлива, а также не оставляют отходов. Эксплуатационные затраты ГЭС относительно невелики, поэтому себестоимость электроэнергии гидрогенератора (после того как станция окупит затраты на свое сооружение) намного ниже, чем у тепловых электростанций. К тому же ГЭС в условиях принятой в РФ системы маржинального ценообразования на ОРЭМ до 2011 года имели возможности для извлечения маржинальной прибыли на энергорынке. Так, по его правилам, ценовые заявки гидроэлектростанций удовлетворялись в первую очередь по схеме ценопринимания (с нулевой ценой, поскольку никакое топливо ими не сжигается). А оплата поставляемой ими электроэнергии шла по достаточно высокой сложившейся маржинальной цене, учитывающей как минимум затраты на топливо пусть даже на самых эффективных ТЭС. В результате правительство РФ скорректировало правила ОРЭМ — тарифы на мощность для ГЭС стало устанавливать Федеральная служба по тарифам России в соответствии со специально разработанной и утвержденной методикой.
Таким образом, по словам исполнительного директора «СЭА» Валентина Шаталова, вступление в силу предлагаемого нормативного акта приведет к пересмотру принятых ранее корректировок, и сверхприбыль ГЭС будет оплачиваться или за счет конечных потребителей или тепловых генераторов, поставляющих более 50% мощности в объединенную энергетическую систему (ОЭС) Сибирь.
Рост тарифа
По расчетам, представленным корреспонденту «КС» «Сибирской энергетической ассоциацией», продажа половины мощностей по цене КОМ в 2014 году приведет к росту цены на электрическую энергию для конечных потребителей второй ценовой зоны на 11,6%. Наращивание доли мощности для продажи по рыночным ценам к 2015 году еще на 20%, даже при условии, что цена КОМ 2015 года останется прежней и самой низкой за последние четыре года (97,5 тыс. руб./МВт), приведет к увеличению стоимости для конечных потребителей еще на 6,2%. При этом потребители и производители алюминия («РУСАЛ») будут исключены из круга потребителей 2-й ценовой зоны, на которых распространится дополнительная тарифная нагрузка. «Если провести градацию потребителей по категориям и учесть, что во второй ценовой зоне население составляет 11%, «Русаловские потребители» — 25%, прочие — 64%, то ценовая нагрузка на прочих потребителей может только усилиться примерно в 1,5 раза», — подсчитал Валентин Шаталов.
Поскольку население является защищенной категорией потребителей, то вступление этого постановления в силу скажется на среднем и малом бизнесе, который получает электрическую энергию на низком напряжении и рассчитывается по 1-й ценовой категории с присоединенной мощностью до 150 кВт. Для этой категории цена на электрическую энергию складывается из самых высоких тарифных составляющих: стоимости электрической энергии с оптового рынка в одноставочном исчислении плюс тарифы на услуги по передаче электрической энергии, достигающие 60% в составе общей стоимости 1 кВт•ч и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. В случае принятия законопроекта произойдет рост стоимости электрической энергии с оптового рынка и размер оплачиваемой сбытовой надбавки.
Впрочем, на населении изменения правил ОРЭМ также со временем может сказаться, «поскольку введение новых правил приведет к росту так называемого «перекрестного субсидирования» , которое должно быть в конце концов устранено», предполагает собеседник «КС».
Как считают в «СЭА», те меры, которые были приняты правительством, помогли сдерживать в период с 2011-го по 2013 год рост цен на электроэнергию. «В 2014 году существующее положение в экономике страны не менее сложно, и поэтому нет никаких оснований для радикального пересмотра, а к этому призывает подготовленный проект постановления, всех ранее принятых мер по сдерживанию роста цен во всех отраслях, в том числе и в электроэнергетике», — поясняет Валентин Шаталов. И это в свою очередь приведет к негативным последствиям для энергетики Сибири: росту ценовой нагрузки на конечных потребителей либо к искусственному снижению цены на мощность тепловой генерации Сибири путем принятия правительственными органами дополнительных регулировочных мер по перераспределению валовой выручки на рынке мощности от станций с низкой рентабельностью (ТЭЦ) в сторону ГЭС.
Причины либерализации
Как может представляться, объективных факторов поддерживать сибирскую гидроэнергетику нет. Какую же цель в таком случае преследуют законодатели, решил выяснить корреспондент «КС».
«Производство алюминия, в себестоимости которого доля электроэнергии достигает 40%, с использованием дешевой энергии ГЭС — очень рентабельная и высокоэффективная бизнес-связка, — рассуждает Валентин Шаталов. — ГЭС «Евросибэнерго», как известно, имеют с заводами «РУСАЛА» долгосрочные прямые договоры на поставку электроэнергии. Все это вместе, даже при среднем спросе на алюминий на мировых биржах, давало значительный синергетический эффект. Однако в последнее время заметно упал мировой спрос на алюминий, и «РУСАЛ», по заявлениям его топ-менеджеров, несет убытки от своего основного бизнеса. Отсюда возникает соблазн легкого решения — вместо оптимизации основной деятельности попробовать покрыть его убытки за счет любых других возможных средств увеличения прибыли в других своих секторах, в частности, гидроэнергетике», — предполагает исполнительный директор «СЭА».
То, что «РУСАЛ» в 2013 году сократил объем производства алюминия, подтверждает и аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. Объем сократился на 7,57% — до 3,9 тыс. тонн. «Данных по выручке пока еще нет, однако мы прогнозируем снижение показателя на 8,64% — до $9,95 млрд. В 2014 году, по нашим оценкам, «РУСАЛ» произведет порядка 3,4 млн тонн алюминия, а выручка может еще сократиться до $9,2 млрд», — подсчитывает Андрей Шенк.
В самой «РусГидро» либерализацию ОРЭМ считают эффективной мерой по ликвидации дискриминационных условий для гидрогенерации, работающей в Сибири, и надеются на то, что правительство и Минэнерго поддержат дальнейший курс на полную отмену тарификации для гидрогенерации в ОЭС Сибири и продажу 100% мощности всех сибирских ГЭС по свободно формируемой рыночной цене, за исключением доли электроэнергии и мощности, продаваемой по тарифу для населения и потребителей, приравненных к ним. «В 2011 году, когда для сдерживания роста тарифов для конечных потребителей в ОЭС Сибири принималась норма о стопроцентной тарификации мощности ГЭС, компания «РусГидро» предлагала не вводить данные тарифные ограничения и вместо этого использовать механизм адресного компенсирования для снятия нагрузки потребителей в сибирских регионах с темпами роста тарифов, превышающими 10%. Мы считаем такую конструкцию рынка более справедливой, поскольку она как учитывает экономические интересы компании, так и позволяет снять тарифную нагрузку с конечных потребителей в регионах Сибири с высокими темпами роста цен на электроэнергию», — говорится в ответе компании на запрос «КС».
Также в «РусГидро» сообщили о том, что ожидают и правительственного решения по внедрению механизма компенсирования, включающего перечень регионов с высокими темпами роста тарифов на электроэнергию для конечных потребителей, а также объемы и сроки компенсационных мер в отношении этих регионов. «Но в ходе разработки этого механизма компания будет настаивать на том, чтобы объем компенсации и сроки их выплат были определены заранее. «РусГидро» не готова принимать на себя все риски колебания цены на оптовом и розничном рынках, которые могут быть вызваны целым рядом факторов, например, на рознице — отменой «последней мили», — поясняют в компании.
При этом для снижения нагрузки для конечных потребителей на розничном рынке правительством рассматривается возможность внедрения специального механизма компенсации, предполагающего адресное возмещение роста цен на электроэнергию только в тех регионах Сибири, где темпы этого роста превысят 10% в год. (Предельный темп роста цен на оптовом рынке составляет 8,4%.) Компенсация будет производиться за счет части дополнительного дохода, который получат гидрогенераторы в результате либерализации рынка мощности во второй ценовой зоне. Участниками данного механизма должны стать две гидрогенерирующие компании, работающие в этой зоне, — «ЕвроСибЭнерго» и «РусГидро».
Если говорить о доходе «РусГидро» в результате реформирования ОРЭМ, то в самой компании планируют в 2014 году привлечь порядка 1 млрд рублей. «Данный показатель является предварительным и может измениться, так как сроки начала либерализации тарифного регулирования во 2-й ценовой зоне и ее объем в настоящий момент окончательно не определены и станут понятны после того, как постановление будет принято правительством», — добавляют в пресс-службе.
О том, что «РусГидро» выигрывает не так много от либерализации, говорит и аналитик «Инвесткафе» Екатерина Шишко и приводит ту же цифру в 1 млрд рублей. Поясняя этот показатель тем, что основным игроком гидрогенерации Сибири является «ЕвроСибЭнерго», которая, как известно, также входит в холдинг En+. Прогнозируя же в целом ценовую динамику на ОРЭМ, Екатерина Шишко отметила, что свободные цены на мощность в рамках КОМ на 2014 год упали в Сибири на 37% относительно уровня 2013 года. «Из-за повышенного предложения в регионе, а также стагнации энергопотребления по всей стране ожидать роста цен на ОРЭМ в Сибири не приходится», — подчеркнула аналитик «Инвесткафе», добавив, что конечная цена на электроэнергию также вырастет незначительно. «Ожидается, что этот рост составит не более 2%», — сообщила Екатерина Шишко.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валентин Шаталов, исполнительный директор «Сибирской энергетической ассоциации»:
— Правительству следует оставить неизменными принятые в 2011 году корректировки к правилам ОРЭМ, устанавливающие оплату мощности ГЭС по регулируемым ценам. Необходимо и далее сохранять курс в тарифной политике, предусматривающий практически мораторий на рост цены на электроэнергию и не повышать тарифы на железнодорожные перевозки, газоснабжение и электроэнергию выше предела «инфляция минус». При регулировании цен на ОРЭМ правительству требуется действовать хирургически точно, исходя из принципа «даешь преференции одним участникам рынка — не навреди другим».
Нужно отметить всю сложность «ручного» регулирования ОРЭМ, поскольку производство электроэнергии связывает в единую цепочку представителей различных отраслей: топливные компании — перевозчики топлива — ТЭЦ или ГРЭС — выработанная энергия — доставка по сетям — розничные перепродавцы электроэнергии — потребители. При регулировании деятельности одних участников этой цепочки нужно не допускать появление ценовых «пузырей» в других элементах. Иначе вся конструкция может привести к несправедливому росту доходов у одних участников за счет появления убытков у других.