Устраняя препятствия на пути к развитию

В мою общественную приемную горожане обращаются по самым различным вопросам. Часто это индивидуальные просьбы о помощи, иногда приходят люди подискутировать о моей предвыборной программе, но есть и такие обращения, которые поднимают и заостряют общие проблемы, без решения которых невозможно успешное развитие города. Например, насколько благоприятна сложившаяся в Новосибирске экономическая и административная среда для людей, стремящихся открыть свое дело, для инвесторов, готовых прийти сюда со своим бизнесом. Привожу выдержки из письма генерального директора ЗАО «Новосибирскхлебопродукт» С. Л. Соколова. Он называет ряд типичных проблемных точек в предпринимательской среде и просит их прокомментировать.

— В Новосибирске для того, чтобы начать свой бизнес, нужно пройти значительное количество инстанций. Процедура мэрии города Новосибирска по передаче в аренду земельного участка или же передаче в пользование муниципальных помещений в основном предусматривает срок действия договора не более 11 месяцев, что не дает предпринимателю никаких гарантий стабильности. Нет системы «Одного окна» для предпринимателей, при которой можно сэкономить время при согласовании разрешительных документов в структурах мэрии города, противопожарной службе, «Роспотребнадзоре» и прочих контролирующих органах.

На первый взгляд, это мелкие препятствия, но по большому счету именно они является мощным тормозом для людей, пытающихся вступить на дорогу частного предпринимательства. И ликвидировать такие препятствия необходимо, тем более что это вполне можно сделать в рамках муниципальных полномочий. Нужно только желание и волевые усилия.

— Количество индивидуальных предпринимателей в Новосибирске уменьшилось за год на 10%. Основной причиной сокращения стало двукратное увеличение платежей в Пенсионный фонд в начале прошлого года. При увеличении платежных нагрузок в Новосибирске нет реально работающей программы поддержки предпринимательства.

Не все так плохо, я должен с вами не совсем согласиться. Качество бизнес-среды в Новосибирске довольно высокое. Бизнес развивается, и, несмотря на все сложности, перечислил в 2013 году в городской и региональный бюджеты около 2 млрд рублей. Этому способствует высокий научно-образовательный потенциал, который позволяет заполнить как нишу потребительских услуг, так и высокотехнологичные производства. Но я согласен с тем, что законодательную базу, которой регулируется особенно сфера малого и среднего бизнеса, резко изменять нельзя. Это создает разрушительные тенденции: расширяет зону риска капиталовложений, исчезает мотив к расширению бизнеса, к модернизации, порождает стремление уйти в тень. И конечно, поддержка со стороны власти предпринимателям нужна в первую очередь в упрощении надзорных процедур, предоставлении долгосрочной аренды на земельные участки, развитии городского транспортно-логистического комплекса. Важно наладить обратную связь не только с крупным бизнесом, но и с представителями малого и среднего деловых кругов.

— Инвестиционный и предпринимательский климат Новосибирска требует системных решений. В городе отсутствуют равные и понятные для всех участников рынка правила ведения бизнеса, нет единой информационной системы для предпринимателей, которая ориентировала бы их на новые и перспективные направления работы. Отсутствует нормативно-правовая база для государственно-частного партнерства.

— На этот вопрос я отвечу подробнее, так как считаю его очень важным. Мы живем в общем законодательном поле, которое определяет рамки развития бизнеса в нашей стране. Хотя, безусловно, каждый регион имеет свою специфику. Считаю, что в Новосибирской области работу с потенциальными инвесторами по десятибалльной шкале можно оценить на 4–5 баллов. При этом с привлечением государственных инвестиций дело обстоит неплохо, в то время как работу с внешними и внутренними частными инвесторами можно признать слабой. Здесь очень важно прислушиваться к мнению и потребностям бизнеса и многие вопросы решать сообща.

Совершенно понятно, что сегодня инвестиции нужно привлекать прежде всего в сферу науки и инновационного бизнеса. И дело не в том, есть или нет малый инновационный бизнес в Новосибирске, а в том, что его пока в принципе недостаточно. Пока не хватает сил, чтобы, «взявшись за руки», таким предприятиям всем вместе охватить «непрерывной цепочкой» взаимосвязанные технологические циклы. Например, от подготовки почвы до реализации хлебных и молочных изделий. Сегодня имеются только отдельные звенья цепи. Поэтому вести речь о полномасштабных инвестициях пока рано. Но «под лежачий камень вода не течет», поэтому нужно действовать.

Инновационный бизнес можно стимулировать созданием внутренних рынков сбыта продукции. И здесь я вижу потенциал управленческих решений на уровне губернатора и мэра. В некоторых городах уже существует порядок, когда при бюджетном финансировании какого-нибудь проекта, например, ремонт школы или поликлиники, предусматривается обязательная норма: 20% из используемых материалов или услуг должны обязательно быть «инновационным продуктом». Мы с принятием такой нормы явно задерживаемся. Не требует федеральных законов и предоставление на льготных условиях производственных площадей, создание центров аутсорсинга, содействие развитию инжиниринга. И без общей координации мэрии и правительства области эти действия не могут стать системными.

На общероссийском уровне работа по созданию единых стандартов инвестиционного климата как на региональном, так и на муниципальном уровне идет полным ходом. И мы должны немедленно к ней подключиться. Единая система оценки и понимания того, что нужно поддерживать, а что нет, поддержка местного производителя в его попытке проникнуть со своей продукцией в другие регионы, поддержка участия наших разработок в программах госкорпораций — это все нужно делать. Необходимо популяризировать наш форум «Технопром» как международную площадку, на которой можно создавать условия для эффективных коммуникаций в сферах науки и производства, бизнеса и власти. Для развития инновационной среды нужно создавать специальные образовательные программы для подготовки кадров. Это необходимо, поскольку дефицит квалифицированных специалистов может стать главным препятствием обеспечения лидерства в инновационном развитии города. Власть должна перейти от поддержки отдельных производств и предприятий к осуществлению современной кластерной политики. Активизировать эти меры нужно немедленно, дорог каждый день — иначе мы утратим статус передового научно-промышленного центра, которым гордились столько лет.

— Как, с вашей точки зрения, мэр должен вести диалог с московскими и зарубежными инвесторами? Какими аргументами вы будете убеждать инвесторов приходить в город и регион? Кто этим должен заниматься — мэр или губернатор?

— Думаю, вести диалог с инвестором обязательно должны и мэр, и губернатор. И мэр, и губернатор заинтересованы в развитии Новосибирска. В зоне особого внимания мэрии должно быть привлечение инвестиций в модернизацию объектов городской инфраструктуры: транспортной, инженерной, сетей ЖКХ, социальной инфраструктуры, в пищевую отрасль — всего того, что делает наш город привлекательным и повышает качество жизни горожан, делает ее удобнее и комфортнее. Главный наш аргумент — выгодное географическое положение и транспортно-логистический комплекс, высокий уровень диверсификации экономики и мощный научно-образовательный комплекс. Это конкурентные преимущества нашего города. Но главную роль в конкурентной борьбе должны играть аргументы, которые предложит бизнес. Нужно всемерно развивать государственно-частное партнерство — без этого нам не преодолеть барьер между старым и новым подходами к экономическому развитию региона.

Заканчивая заочный разговор с С. Л. Соколовым, я хочу поблагодарить его за неравнодушие и оптимистически обобщить взгляд на проблему. В Новосибирской области 33,5% работающих занято на малых и средних предприятиях (включая индивидуальных предпринимателей), а удельный вес малых и средних предприятий в обороте организаций Новосибирской области превышает 40%. Регион регулярно становится победителем федеральных конкурсов по развитию малого и среднего бизнеса. Рост предпринимательской активности в регионе очевиден. А стратегией дальнейшего успеха является выстраивание таких взаимоотношений власти и общества, когда все слышат друг друга и вырабатывают единый вектор перспективного развития. Всем нам желаю успехов!

Материал оплачен из фонда кандидата в мэры Новосибирска Андрея Ксензова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ