Антивирусные войны

Вендоры антивирусного программного обеспечения продолжают завоевание сибирского рынка. Драйвером роста в пользовательском сегменте последние несколько лет остается сектор розничных «коробочных» продаж, хотя на фоне роста популярности мобильных устройств все больше потребителей предпочитают онлайн-покупки лицензий и схему аренды антивирусов через провайдеров по «облачной» схеме SaaS. На корпоративном же рынке замечен рост миграций с решений одних вендоров на другие. Как будет развиваться борьба за абонента в дальнейшем в условиях приближающегося к насыщению сибирского рынка, кто усилил, а кто ослабил позиции за прошлый год в СФО — в материале «КС».

Участники рынка положительно оценивают спрос на продукты антивирусной и информационной защиты в СФО в 2013 году. Так, по данным «Лаборатории Касперского», рынок антивирусов в регионе вырос на 15%. Если же говорить про российский рынок, то его динамика, по данным ESET, в 2013 году замедлилась до 5–7%. Таким образом, можно говорить о насыщении.

Драйвером дальнейшего роста рынка может стать именно схема аренды антивирусов вместо их покупки. Однако заработать на аренде смогут не ритейлеры, а провайдеры, предлагающие антивирусные продукты своим абонентам по подписке либо в рамках разработанных тарифных планов.

Онлайн вытесняет «коробки»

В качестве одного из трендов года участники рынка констатируют сокращение традиционного «коробочного» канала сбыта антивирусной продукции и активный рост онлайн-продаж. «Все больше россиян имеют доступ к качественной интернет-связи и все чаще совершают покупки в Интернете, тогда как раньше основную долю покупателей составляли клиенты компьютерных магазинов», — отмечает региональный представитель «Лаборатории Касперского» в СФО Александр Бондаренко.

Тем не менее, как уверяют поставщики, в ближайшие несколько лет «коробочный» канал продажи антивирусов никуда не денется, хотя несколько и сократит свои «амбиции». «На данный момент наш клиент все еще предпочитает обыкновенный розничный магазин — для него это знакомая, понятная и привычная экосистема. Но это не означает, что розница сохранит свои позиции в будущем», — отмечает руководитель представительства ESET в СФО Александр Зонов.

При этом некоторые поставщики считают, что традиционный канал ритейла и онлайн-продажи могут сосуществовать в будущем за счёт разных потребностей своих пользователей. «Это совершенно разные каналы с разными типами клиентов, которые пока имеют мало общего. В рознице преобладают продажи дорогих решений — комплексов или лицензий на 2–3 года. Через провайдера клиент пока выбирает продукты подешевле, т. к. в самой модели покупки решения по подписке заложена возможность экономии», — отмечают в компании ESET.

Интересно, что расстановка сил среди вендоров в сегменте «коробочных» решений отличается от ситуации на рынке провайдеров. Так, представители одного из крупных российских ритейлеров Media Markt констатируют, что весь 2013 год в плане продаж лидировали продукты «Лаборатории Касперского», доля которой за данный период выросла на 7%. «Подобный отрыв связан с маркетинговой политикой компании, благодаря которой у многих пользователей рынка слово «антивирус» все еще ассоциируется с «Лабораторией Касперского». Все позиции ТОП-5 и в начале, и в конце года занимали продукты от Kaspersky», — комментирует ситуацию руководитель PR-отдела сети Media Markt Анна Трофимова. В свою очередь в Softline также отмечают, чтона общем фоне выделяются продукты «Лаборатории Касперского», что можно связать с появлением в начале 2013 года новой корпоративной линейки продуктов. В то же время стоит отметить, что в сегменте аренды ПО продукты «Лаборатории Касперского» более жестко конкурируют с продукцией других вендоров.

В целом в Softline отмечают, что их ТОП-5 формируют Kaspersky, ESET, Dr.web, Symantec, TrendMicro. При этом доли продаж в пятерке лидеров антивирусного ПО изменились незначительно. По словам представителей компании, доля продуктов «Лаборатории Касперского» выросла с 70,4% в 2012 году до 72,3% в 2013-м, доля ESET упала с 12,1% в 2012 году до 11,3% в 2013-м, Dr.Web сократилась с 10,1% в 2012 году до 8% в 2013-м, Symantec упала с 5,8% в 2012 году до 5,6% в 2013-м, TrendMicro выросла с 1,7% в 2012 году до 2,4% в 2013 году. По итогам начала этого года «Лабораториz Касперского» показала прирост на 17,5%, ESET прибавил 6%, показатели Dr.Web упали на 10%, Symantec «окреп» на 8,9%, TrendMicro вырос на 63,08%.

Другие крупные продавцы программного обеспечения не смогли предоставить «КС» данные по раскладу сил среди вендоров антивирусной продукции.

SaaS наступает

В сравнении с 2012 годом наибольший рост аренды антивирусов по схеме SaaS был зафиксирован именно в СФО —в2013 году каждый 10-й сибирский абонент пользовался арендой антивируса через провайдера. В качестве возможных причин вендоры отмечают маркетинговые активности партнtров, предложивших своим абонентом комплексные интернет-тарифы с включенной в них антивирусной защитой, а также постепенное осознание пользователями удобства подобной модели аренды антивирусов. «Рост подписок на антивирусное ПО закономерен: софт сам по себе удобен и, можно сказать, предназначен для этого канала», — отмечает Александр Бондаренко.

«Большая часть наших интернет-пользователей (2,7 млн человек) используют антивирусы, уже включенные в абонентскую плату», — пояснили «КС» в компании «ЭР-Телеком». При этом покупают ПО из этого числа менее 1% абонентов.

Наиболее успешным вендоры считают сотрудничество с Сибирским филиалом «Ростелекома», занимающим 34% рынка широкополосного доступа в Интернет, «ЭР-Телекомом», на долю которого приходится 10% российского рынка, а также новосибирскими компаниями «Новотелеком» и «Сибирские Сети».

По словам участников рынка, сама же тройка лидеров поставщиков антивирусных услуг уже многие годы в сегменте аренды ПО неизменна: Kaspersky, ESET (NOD32) и Dr. Web. «Софт этих компаний присутствует на рынке уже второе десятилетие и зарекомендовал себе как качественный продукт», — отмечает специалист по связям с общественностью компании «Сибирские Сети» Вадим Голубев. «Наибольшей популярностью пользуются Kaspersky Internet Security для 2 ПК и Dr. Web Премиум, доля каждого из которых стабильна и составляет 30–35%», — отмечают в компании «ЭР-Телеком». Кроме того, уже в начале 2014 года наметился спрос на Outpost Antivirus Pro, который в январе подключили 10% пользователей, что вдвое больше декабрьского показателя.

Впрочем, не все провайдеры констатируют рост продаж антивирусов по схеме SaaS. В компании «Сибирские Сети» отмечают, что рынок рост клиентов услуги происходит в основном за счет роста общего числа абонентов, сохраняя при этом относительные цифры. «Фактически увеличение спроса на услугу происходит за счет увеличения общего притока абонентов, пользующихся тарифными планами компании», — поясняетВадим Голубев. Кроме того, провайдер констатирует, что уже в январе 2014 года количество установленных антивирусов несколько снизилось по отношению к декабрю, когда некоторые пользователи решили не продлять или не покупать подписку.

Этот феномен в «Сибирских Сетях» связывают с растущей популярностью мобильных устройств (планшетов, смартфонов), поскольку у многих абонентов они уже стали основной точкой выхода в Интернет. При этом все программное обеспечение на эти гаджеты устанавливается только из официальных магазинов, где перед публикацией проходит проверку на вирусы, таким образом, вопрос защиты не актуален.

Волна миграций в сегменте B2B

Как замечают участники рынка, традиционно корпоративный сегмент в 2013 году по продажам значительно уступал пользовательскому. Объемы продаж в сегменте B2B, в том числе и через интернет-провайдеров, оставляют желать лучшего и, по мнению поставщиков, не отражают реальных возможностей рынка. «Вместе с тем и в сегменте B2B наметилась положительная динамика, но она во многом обусловлена ростом партнеров, предлагающих аутсорсинговые ИТ-услуги, есть также значительный интерес со стороны региональных банков, для защиты своих клиентов использующих ДБО», — отмечает директор по маркетингу ООО «Доктор Веб» Людмила Гуртовая.

В качестве основных причин стагнации ведущие антивирусные компании называют сложность корпоративного рынка в сравнении с пользовательским сегментом. «Во многом это обусловлено более коротким циклом продаж в пользовательском сегменте. В отличие от пользовательского сегмента, где лицензия покупается на 1 год, в корпоративном сегменте контракты заключаются нередко на несколько лет», — поясняет Александр Бондаренко. При этом основным драйвером корпоративного рынка являютсяпереходы крупных заказчиков с одних решений на другие.

Миграционные настроения в качестве тренда на корпоративном рынке отмечают и остальные поставщики. Так, по заверению руководителя представительства ESET в СФО Александра Зонова, значительную долю в продажах начинают составлять миграции с продуктов других вендоров.

Поэтому в этом году антивирусные компании планируют делать ставку на развитие долгосрочных отношений с партнерами, основными же мишенями в СФО являются предприятия малого и среднего бизнеса, делающие первые шаги как в информационной защите своих данных, так и в использовании ИТ-технологий. По мнению поставщиков, наиболее востребованными направлениями в этом сегменте будут решения для защиты виртуальных сред, решения, связанные с защитой и управлением мобильными устройствами, — к ним уже есть достаточно серьезный интерес.

Стагнация или дальнейший рост?

В целом участники рынка антивирусного ПО считают, что сибирскому рынку рано говорить о насыщении — некоторым препятствующим фактором в проникновении технологий является особое расположение СФО на карте России. «Удаленность от центра Сибирского региона обуславливает не такой большой охват нашими решениями и продуктами как представителей бизнеса, так и частных пользователей», — поясняет Александр Бондаренко. Как отмечает собеседник «КС», Красноярск, Омск, Иркутск и другие крупные сибирские города демонстрируют разный уровень защищенности компаний.

Нерастраченный сибирский потенциал отмечают и разработчики «Доктора Веба». «Сибирскому региону до насыщения рынка еще далеко, и перспективы роста остаются высокими», — уверена Людмила Гуртовая.

В компании ESET придерживаются противоположного мнения — рынок приближается к насыщению не только в СФО, но и в целом по России. При этом компания не признает значительного отставания ИТ-технологий Сибири от ЦФО, отмечая лишь его локальную специфику, вытекающую в некоторые отличия от столичного рынка. «В госучреждениях этого округа продолжается ряд крупных проектов по информатизации, бизнес, хотя и сокращает издержки, старается «не уронить» докризисный уровень технологичности», — отмечаетАлександр Зонов.

В целом участники рынка констатируют рост грамотности сибирских пользователей, в результате которого люди начинают осознавать необходимость комплексной информационной защиты, а также антивирусной защиты мобильных устройств. По мнению вендоров, именно эти направления в последующие годы станут плацдармом для продвижения в Сибирь новейших средств антивирусной защиты от киберпреступников.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ