Ричард Румельт. Хорошая стратегия — плохая стратегия

«КС» запускает рубрику «Бизнес-книга месяца», в которой мы вместе с нашими читателями ежемесячно будем рассказывать о свежих новинках в области деловой литературы, а также осуществлять оценку их практической значимости.

О разработке стратегии и стратегическом планировании на сегодняшний день говорится немало. На эту тему написано множество книг и статей. Целая армия консультантов предлагает свои услуги по оказанию помощи в разработке стратегии. Тем не менее мало кто понимает, что такое хорошая стратегия, и еще меньше людей может такую стратегию разработать и реализовать. Автор рассматриваемой книги Ричард Румельт, впрочем, тоже вполне отдает себе отчет в этом. Слово «стратегия», по его мнению, стало настоящим паразитом: многие бизнесмены, преподаватели и чиновники употребляют его сегодня к месту и не к месту. О маркетинге говорят не иначе как о «маркетинговой стратегии», об обработке данных — как об «ИТ-стратегии», а о приобретении корпорациями новых бизнес-объектов — как о «стратегии роста».

В своей книге Ричард Румельт пытается последовательно объяснить читателю, что такое стратегия и почему стратегией сегодня называют все что угодно, за исключением ее самой. Основная идея стратегии, по его словам, заключается в применении сильных сторон с целью преодолеть слабые. Часто стратегии бывают вполне простыми, просто почему-то люди считают неожиданным, когда компания умеет выполнить ровно то, о чем говорит. При этом не «распыляется» на все, а умеет найти одну цель и следовать ей.

В качестве четырех признаков плохой стратегии он приводит «воду» (пустословие, имитирующее стратегические понятия и рассуждения), неспособность выявлять и решать проблемы, ситуацию, когда стратегию подменяют целью, плохие стратегические подцели. Стратегические цели плохи, если не решают важнейших вопросов или вообще недостижимы. Авторы плохих стратегий предпочитают спекулировать на стремлении к целям, но при этом полностью игнорируют практические меры и принципы действий.

Стратегия — это и долгий путь преодоления трудностей, и способ борьбы с ними, и решение сложной задачи, и определенная реакция на проблему. Поэтому крайне сложно, а порой и невозможно оценить качество стратегии, если не обозначена проблема.

Любая хорошая стратегия, по мнению автора, обязательно имеет базовую логическую структуру, которую автор называет «ядром». Состоит оно из трех элементов: постановка диагноза, направляющая политика и согласованные действия.

Рассуждение о стратегиях перемежается у автора с интересными практическими наблюдениями. «Если лидер считает ключевой проблемой низкую эффективность, он изначально закладывает фундамент для плохой стратегии. Низкая эффективность — это результат. А главными проблемами являются причины низкой эффективности». Также автор «проходится» и по интуитивным мотивам поведения компании на рынке: «Теория, будто человек способен внушить миру свое видение всего лишь силой мысли, была и остается невероятно привлекательной для очень многих людей. И чем сильнее они в нее верят, тем меньше способны мыслить критически и разрабатывать хорошие стратегии». Хорошая направляющая политика не является ни целью, ни видением, ни представлением о желаемом будущем. Скорее она определяет метод исправления ситуации, исключая широкий спектр других возможных мер. Хорошая стратегия описывает не только то, чего вы хотите достичь, но и почему вам это нужно и как вы будете это делать».

Во второй части книги исследуются основные источники силы, используемые в хорошей стратегии: средства воздействия, уточненные цели, системы цепной связи, план, фокус, рост, преимущества, динамика, инертность, энтропия.

Вместе с тем автор справедливо указывает на то, что полностью сконцентрироваться на приоритетной цели можно только в том случае, если многие другие важные моменты доведены до автоматизма. Более высокая ступень оказывается в пределах досягаемости лишь после того, как вы оказались на предыдущей. Никакие усилия по улучшению одного из звеньев взаимосвязанной цепочки не повысят ее общую эффективность, суммарная рентабельность системы фактически снижается. Размер компании скорее следствие, чем причина ее успеха.

Резюмируя, можно сказать, что автор дает хорошую пищу для размышлений, раскладывает процесс разработки стратегии по полочкам, а также в изобилии использует примеры хороших и плохих стратегий. Причем как на примере бизнеса, так и на примере военных действий. Каждый из примеров описан тщательно и объективно к месту. Таким образом, как следует из названия, автор честно раскрывает поставленную тему и дает много полезной информации.

Благодарим издательство «Манн, Иванов, Фербер» за предоставленную для ознакомления книгу.

Если вы хотите принять участие в рубрике и поделиться своим отзывом на ту или иную бизнес-книгу, пишите на ящик ks@sibpress.ru с темой письма «Бизнес-книга месяца».

На заметку

Кто 10 лет назад мог подумать , что грамотное SEO для сайта будет играть такую же роль, как бензин для автомобиля? Продвижение сайтов, практически неосуществимо без помощи специалистов, в Воронеже voronezh.semantica.in — занимается комплексным продвижением интернет проектов любой сложности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ