Антон Титов: «Мы смотрим на 2014 год с умеренным оптимизмом»

2014 год для многих бизнесменов обещает стать непростым. Как в условиях нестабильной экономической ситуации и роста цен компания «Обувь России» планирует увеличивать продажи и открывать еще больше магазинов, «КС» рассказал директор компании АНТОН ТИТОВ.
Группа компаний «Обувь России» — федеральная обувная компания, входит в пятерку крупнейших обувных ритейлеров России, лидер среднеценового сегмента обувного рынка. Группа была основана в 2003 году, головной офис находится в Новосибирске. Основные бизнес-направления Группы — розничная и оптовая торговля обувью и сопутствующими товарами, обувное производство. На сегодняшний день в более 85 городах России работают более 280 магазинов компании. «Эксперт РА» присвоил Группе кредитный рейтинг «А+», очень высокий уровень кредитоспособности. Выручка компании в 2013 году по РСБУ составила 4,97 млрд рублей, план по выручке на 2014 год — более 7 млрд рублей.

Сеть продолжает расти

— Антон Михайлович, на прошлой неделе вы огласили финансовые итоги работы компании в 2013 году. Хотелось бы, чтобы вы среди этих цифр выделили самые важные.
— Прошлый год по росту сети стал самым эффективным: мы открыли 90 новых магазинов, кроме того, мы еще и действующие магазины перемещали в лучшие места. По финансовым показателям год тоже стал одним из лучших. Выручка увеличилась на 50% и составила почти 5 млрд, в 1,5 раза выросла чистая прибыль — до 506 млн рублей. EBITDA составила 912 млн рублей, рентабельность по EBITDA — 18,4%.
2014 год мы начали достаточно активно, хотя было понятно, что год тяжелый с точки зрения перспектив российской экономики. Несмотря на этот факт, мы планируем в ближайшие четыре месяца открыть 30 магазинов. Таким образом, уже скоро общее количество розничных точек нашей сети превысит 300. Всего мы планируем запустить в этом году 120 магазинов, большая часть из них откроется летом.
— Чем вы руководствуетесь, выбирая города присутствия магазинов?
— Перед открытием мы тщательно изучаем рынок каждого города и каждого региона, все процессы по подбору помещений для магазинов отработаны. Конечно, у нас есть стандартные расчетные показатели, по которым мы определяем, сколько магазинов можно открыть в том или ином городе. Если говорить о Westfalika, то это один магазин на 80 тыс. жителей. Однако в каждом конкретном городе ситуация может отличаться. Например, в Тюмени у нас высокая плотность магазинов: одна торговая точка на 40 тысяч жителей. При этом все магазины прибыльные. Это говорит о сильных позициях в регионе и большом потенциале города.
— Как влияет экономическая ситуация в стране на ваши планы по развитию сети?
— Мы не корректируем наши планы в меньшую сторону, хотя ситуация и напряженная, но именно обувной рынок дает возможность расти. Даже с учетом кризисных явлений у нас большой потенциал в этом плане. В 2014 году мы сохраним темпы роста.
Мы расширяем географию присутствия магазинов — в этом году откроется первый магазин на Сахалине и в Мурманске. Развиваемся и в европейской части России, расширяем сеть в тех регионах, в которые вышли в прошлом году. Конечно, при росте сети усложняется логистика, повышаются требования к персоналу, т. е. мы развиваемся и количественно, и качественно.
— Успеваете ли вы совершенствовать бизнес-процессы в связи с активным развитием? Как именно вы решаете эти задачи?
— Активный рост сети является для нас дополнительным стимулом ускорения новых проектов. Так, расширяется сеть, усложняется логистика, поэтому мы уже в ближайшее время будем приступать к строительству собственного распределительного центра (в г. Обь. — «КС»). Без него нам уже не обойтись. По новому объекту завершены работы по проектированию.
Чтобы обеспечивать потребности растущей розничной сети, нужно расширять и модернизировать производственные мощности. Сейчас мы готовимся к переоборудованию фабрики в Новосибирске, теперь не только сборочный цех, но и раскройно-швейные линии будут автоматизированы. Также мы реализуем производственный проект в Черкесске, на который мы получили госгарантии в декабре 2013 года. Сейчас согласуем площадку для строительства объекта, ведем переговоры с поставщиками оборудования. Запуск производства запланирован на 2015 год.

Работа с покупателем

— Меняется ли сегодня потребительский спрос на обувь?
— Да, год непростой, в том числе и с точки зрения потребительского спроса. Из-за повышения курса доллара и евро цены на обувь выросли в среднем на 10%. Дело в том, что даже если обувь производится в России, для ее изготовления нужны импортные комплектующие. Если доллар будет расти и дальше, нам придется снова пересматривать цены, хотя делать это абсолютно не хочется.
— Как же в этих условиях вы планируете стимулировать потребительский спрос?
— В условиях девальвации рубля и роста цен эффективными инструментами являются беспроцентная рассрочка и кредитные предложения в рознице. Для покупателя важно, когда розничная сеть может предоставить ему рассрочку без первоначального взноса и переплат на несколько месяцев. Тогда покупатель заранее, до начала сезона приобретает товар, и цена остается для него фиксированной, несмотря на инфляцию и изменение курса валют. Такая система оплаты покупки актуальна, когда необходимо приобретать несколько пар обуви в сезон, а это ощутимая нагрузка на семейный бюджет.
— Какие еще дополнительные услуги вы считаете уместным предлагать в розничных сетях?
— В современное понятие «розница» вкладывают гораздо более широкий смысл, чем раньше. Посмотрите на весь спектр тех услуг, которые предлагают салоны сотовой связи. Никого не удивляет, что в «Связном», например, можно приобрести авиабилеты. При этом восприятие обувных магазинов как у покупателей, так и у самих бизнесменов достаточно консервативно. Однако обувной магазин — это тоже ритейл, и здесь есть много возможностей для расширения услуг, просто пока не все предприниматели их используют. Да, наша основная специализация — это обувь, но сегодня потребитель от ритейла ждет еще и дополнительных сервисов, что позволяет выстроить с покупателями долгосрочные отношения.
— Как вы работаете с ассортиментом? Вводите новинки каждый сезон?
— В прошлом году была запущена линейка обуви для женщин Valeriya by Westfalika, в создании которой принимала участие певица Валерия. В 2014 году доля этой линейки составит 30%. Кроме того, разработана мужская линия «Westfalika 10 000 км». В этому году мы также планируем более активно работать с сопутствующими товарами, так как развитие серьезной розничной сети без таких товаров невозможно. Их доля в розничной выручке в 2013 году составила почти 20%, продажи выросли в 2,7 раза — до 865 млн рублей.

Вышли в Сеть

— Расскажите о вашем проекте в Интернете, как вы относитесь к онлайн-продажам. Необходим ли Интернет современной рознице?
— В начале марта мы вышли на рынок интернет-торговли. Проект готовили полтора года, сформировали отдельную команду. Вообще еще 3–4 года назад к интернет-торговле обувью я относился скептически. Но жизнь меняется, и те результаты, которые демонстрируют федеральные обувные интернет-магазины, впечатляют. Если раньше в Интернете чаще всего покупали бытовую технику, то сейчас на первое место вышли одежда и обувь.
На мой взгляд, этот рынок только формируется, и доля интернет-торговли в нашем сегменте будет с каждым годом только увеличиваться. Я думаю, скоро произойдет сращивание онлайн- и офлайн-розницы, и Интернет станет дополнительным важным сервисом, расширяющим возможности традиционных магазинов. Понятно, что продажи обувью полностью не перейдут в Интернет, так как для многих людей поход в обувной магазин — это отдельный ритуал, и они не будут от него отказываться.
— Как будете конкурировать с уже работающими интернет-магазинами?
— От онлайн-ритейлеров нас отличает большая сеть магазинов, каждый из которых выполняет роль мини-склада. Таких мини-складов у нас уже почти 300 в более 85 городах. Мы не гоняем товар через всю страну, а поставляем из ближайшего магазина или города, что позволяет нам все делать быстрее и экономить на логистике. К тому же наша политика такова, что наш товар не могут продавать другие интернет-магазины.
— Давайте подытожим нашу беседу. Антон Михайлович, какие у вас ожидания от 2014 года в целом?
— Как я уже говорил, год будет однозначно тяжелым. Сейчас непростая ситуация на финансовых рынках. Для многих компаний этот год будет суровым и экзаменационным. Но даже в таких условиях можно работать, главное — правильно принимать решения. Мы смотрим на 2014 год с умеренным оптимизмом. Не надо впадать в панику, надо просто много работать. Мы и в 2009 году работали, и в 2014-м тоже. Просто мы ответственно относимся к своему бизнесу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ