Бернд Гуральчик: «Новосибирскому рынку есть куда расти»

Новосибирский рынок электроники и бытовой техники сегодня переживает рост и усиление конкуренции. Кроме того, усиливается тренд размещения крупных сетей в торговых центрах, т.к. они являются центром притяжения больших потоков посетителей. Недавно в крупнейшем торговом новосибирском торговом центре «Аура» открылся первый магазин немецкой сети «Медиа Маркт». О том, почему сложно вести бизнес России, а также о том, как изменится конкурентная ситуация с приходом нового оператора, корреспонденту КС Online Екатерине Бурлаковой рассказал генеральный директор Media-Markt-Saturn Rus Бернд Гуральчик.

Бернд, расскажите о приходе Медиа Маркта в Новосибирск? Отличается ли магазин в Новосибирске от магазинов в других городах России? Почему приняли решения открыться в Ауре, а не в МЕГЕ, как в Омске?

— Мы с самого начала были очень заинтересованы в освоении рынка Сибири, однако первым магазином сети в регионе стал Омск. Здесь нет каких-то глубинных причин или политики, все намного проще — развитие нашей компании теснейшим образом связано с развитием коммерческой недвижимости, вводом новых торговых площадок. С запуском в эксплуатацию второй очереди ТЦ «МЕГА» в Омске дал нам возможность открыть у себя наш магазин раньше, чем в Новосибирске.

При выборе торгового центра мы чаще всего ориентируемся на сочетание нескольких факторов и, в первую очередь, на наличие необходимого количества площадей. Согласно нашей концепции магазинов, предлагающих в среднем около 45 тыс. наименований товаров, нам требуются минимум 3-5 тыс. кв. м торговой площади. Учитывая прошедший кризис, серьезно ударивший по темпам строительства коммерческой недвижимости, в Новосибирске не так уж много площадок, способных соответствовать этому требованию. Совершенно новый ТЦ «Аура» площадью около 150 тыс. кв. м является самым крупным торговым комплексом города и, конечно же, мы с радостью воспользовались его возможностями. Стоит добавить, что «Аура» расположен в районе, где сконцентрировано достаточно много новостроек, что дает нам широкое поле для разработки интересных комплексных предложений для новоселов.

Применительно к нашей сети мне приятно утверждать, что, несмотря на общие для всех стандарты качества обслуживания клиентов, принципы оформления торговых площадей и единую стилистику во всей внешней коммуникации, все наши магазины отличаются друг от друга ассортиментом и специальными акциями, сформированными с учетом локальной специфики спроса и конъюнктуры рынка. Благодаря децентрализованной организационной структуре директора магазинов могут очень быстро принимать жизненно важные для бизнеса решения самостоятельно.

Что касается Media Markt в Новосибирске, то директором магазина стал уроженец этого города Евгений Кочкуров, человек с большим опытом работы в ритейле и FMCG секторе, последние два года возглавлявший Media Markt в Омске. Его опыт и знание менталитета местных жителей помогут магазину занять лидирующие позиции в Новосибирске.

Хотелось бы также отметить, что с мегамагазина в Новосибирске мы начинаем внедрение этикетки единого образца для обозначения классов энергоэффективности крупной бытовой техники. Мы взяли за образец вариант, который используется производителями в странах Евросоюза и доработали с учетом требований российского законодательства. Как вы знаете, производители в России используют всевозможные варианты этикеток, из-за чего у покупателя может возникать путаница в голове. Мы считаем, что унификация этикетки поможет нашим клиентам разобраться в классах энергоэффективности и сделать правильный выбор при покупке техники.

— Рассматриваете ли возможность открытия в других городах Сибири?

— Нам интересны все крупные города Сибири, способные принять формат мегамагазинов большой площади, — Красноярск, Барнаул, Иркутск, Новокузнецк, Томск и Кемерово, но это далеко не все, на что ориентируется наша компания при планировании своей экспансии в этом регионе.

— Чем отличается бизнес в России, в частности, в Сибири, от бизнеса в Европе? (приходилось ли сталкиваться с так называемыми «откатами»? и как решались эти вопросы?

— Если сравнивать с Германией, российский рынок имеет свою специфику и особенности. Здесь, из-за излишней бюрократии требуется оформлять невероятно большее количество документов для открытия магазинов. В Европе действует электронный документооборот, в России в связи с некоторыми ограничениями законов это не везде применимо. Так, ряд документации, связанной с уплатой налогов в Германии, передается с помощью Интернета. В России приходится все еще приезжать в налоговую службу, подписывать необходимые документы. Это же относится и к документообороту с партнерами, которые поставляют товар. Опять же в Германии можно обмениваться документами по электронной почте, в вашей стране необходимо обмениваться печатными комплектами документов.

Также количество и качество региональных дорог, по которым наша техника преодолевает почти 3,5 тысячи км, ставит перед нами сложные логистические задачи, особенно в зимнее время из-за плохих погодных условий — снегопады, метели. Но все они вполне решаемы и я уверяю вас в том, что наш клиент никогда их не почувствует на себе влияния этих факторов.

— Расскажите о том, как прошел мировой финансовый кризис для компании? Сказываются ли его последствия до сих пор на деятельности компании, и каким образом?

— Для нашей компании это время прошло относительно спокойно. Мы, благодаря тому, что входим в состав Metro Group, не пользуемся заемными средствами, поэтому экономические катаклизмы не так сильно сказываются на нашей работе. Фактически, с 2008 года мы выросли в России почти в три раза — с 11 до 32 магазинов, и вывели на рынок в конце прошлого года новую сеть гипермагазинов Saturn.

C другой стороны, некоторые аспекты экономической нестабильности нас все же затронули. Как я уже говорил, мы сильно завязаны на темпах строительства новых торговых объектов коммерческой недвижимости, однако именно по ним кризис в России ударил больнее всего. Строительство многих торговых центров было заморожено или отменено, что может повлиять на наши темпы развития в регионах.

— Если смотреть на опыт Омска, то как изменилась ситуация на рынке с Вашим приходом? Насколько это меняет конкурентную ситуацию?

— С нашим приходом ситуация в городе меняется довольно сильно. Мы активно работаем с аудиторией с помощью рекламы и довольно агрессивно ведем себя в плане интересных предложений. В результате наша доля неуклонно растет.

Для сравнения, в Омске в день открытия у нас было более 5000 покупателей, которые приобрели более 1600 телевизоров — очень хороший результат для любого магазина электроники в России в первый день работы.

— Имеет ли смысл на сегодняшний день открывать больше, чем один магазин, в Новосибирске? И почему? Будете ли выводить на сибирский рынок бренд Saturn?

— Несмотря на прямую зависимость от наличия подходящих для формата Media Markt или Saturn объектов коммерческой недвижимости, мы, конечно же, заинтересованы и видим смысл в открытии нескольких магазинов под обоими брендами в Новосибирске. И сейчас мы активно работаем над изучением возможных вариантов.

— Насколько, на ваш взгляд, развит рынок электроники и бытовой техники в Сибири? И чего ему не хватает?

— Рынок электроники и бытовой техники в Сибири развит хорошо, но здесь определенно есть куда расти. Об этом говорит хотя бы тот факт, что оборот розничной торговли в Новосибирске в 2009 году составил 73 млрд рублей, а это один из наиболее высоких показателей по стране, в том числе и на душу населения.

Кроме того, мы учитываем все большую осведомленность покупателей о последних новинках и растущем желании приобретать не «серый» товар, а сертифицированный с гарантией на обслуживание.

— На какой поток покупателей рассчитываете в магазине Медиа Маркт в ТРЦ Аура?

— Ассортимент, представленный в Media Markt, позволяет ориентироваться на потребителей совершенно разных групп — от 18-летних молодых людей до пенсионеров преклонного возраста, а это, по сути, почти все платежеспособное население города. К сожалению, точных цифр мы дать не можем, но учитывая расположение ТЦ «Аура» и то, что Новосибирск — город с населением около полутора миллионов человек, мы рассчитываем на очень хорошие результаты.

— Каков объем инвестиций в региональное расширение в 2011 году?

— 2011 год для нас — год развития в регионах. К сожалению, я не могу назвать точную цифру предполагаемых к открытию в этом году магазинов, но очень надеюсь, что наше желание по открытию такого же количества магазинов, что и в 2010 году, совпадет с наличием необходимого количества площадей в объектах коммерческой недвижимости.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ