Белые мамонты множатся на словах

Литературный проект «Я читаю», инициированный порталом «Белый мамонт» и маркетинговой группой Decision и прошедший в Новосибирске, позволил прислушаться к истеблишменту. Насладиться лиричными интонациями тех, кто привык командовать и рапортовать о производственных победах.

Владелец одного из издательств в разговоре как-то посетовал, что самые щедрые покупатели его книг отдалились от оперативного управления своими бизнесами. Вместо того чтобы, сломя голову, бежать в офис, они стали чаще покоиться дома. Все блага, еще в юности брошенные к ногам Эффективности, переложили к изголовью Уюта. А как следствие — переключились с бесконечного сонма новых книг о менеджменте на штучную классику из домашнего книжного шкафа. Там пылилось много историй, знакомых только поверхностно, изученных по-быстрому. А слова в толчее безвкусны. Для наслаждения нужно каждое подержать во рту, выплюнуть, освободить текст от мешающих косточек. Хорошо если, пришептывая, у камина. Или в кругу друзей — тогда в голос.

Этот сорт коллективных бдений многие годы сеялся слабо. В социальных практиках закрепилась только форма чтения детям. Ей свято следуют все образованные родители. Общеизвестно, что интеллигентность не только впитывается с молоком, но и передается воздушно-буквенным. Другая человеколюбивая версия: развлечение книгой старых и увечных. Во всем этом слишком много смысла, чтобы приносить еще и удовольствие.

Сгенерировать идею лишенных практичного обоснования литературных вечеров, приподняться над рутиной создания авторских миров, раствориться в любимых исходниках современного общества могли только слагатели слов. «Идея давно витала в воздухе, на междусобойчиках писателей мы частенько читаем свои тексты», — говорит исполнительный директор «Белого Мамонта» Татьяна Сапрыкина. Требовалась инициатива. Помощь пришла от руководителя маркетинговой группы Decision Наталии Малаховой. 25 января, в День студентов, ресторан La Maison принял первую «партию» известных дам и господ. Штудировали раннее творчество самых-самых, от Чехова до Битова.

Возле камина, согреваемые глинтвейном, собралась дюжина чтецов. Каждый предложил свою версию звучания любимых книг. Знакомые на уровне «здрасьте — здрасьте» классики, процитированные в кругу близких людей, оказываются современниками. Иногда лучше один раз услышать — тогда слова воспринимаются ярче, образы очерчиваются резче, суть впитывается сразу в кровь.

В марте провели еще одну встречу. Два десятка «своих» шептались, гудели, рифмовали о любви. Улыбались вместе с Сомерсетом Моэмом и его Мейбл, умилялись в такт с Рэем Бредбери и его «Кошкиной пижамой», замирали перед хокку Акико Есано. Разошлись разнеженные. Порешили в следующий раз проштудировать свои школьные читательские дневники.

У всех организаторов и участников наполеоновские планы. Они намерены города брать — если не числом, то качественным составом. Тем для чтения бездна, простор для творческого человека необычайный — могучей кучке по силам устраивать утренники для маленьких или ставить мини-спектакли для всех. Аппетиты сдерживает бюджет — участники проекта все делают сами. И пока эстетический лаконизм словам идет только на пользу.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:
Надежда и Даниил Гинзбург, инвесторы:

— Книги во времена компьютерных игр и Интернета стали для наших детей чем-то диковинным. Хочется «заразить» чтением, заинтересовать дорогими сердцу историями подрастающее поколение — предоставить альтернативу телевизору. Ведь невероятно приятно просто держать книгу в руках, перелистывать страницы. Ни один фильм не сможет передать всю глубину фантазии автора, не дотянется до тех картин, которые рисует наше воображение во время чтения.

Алексей Гребенников, директор «НовосибирскСтройМонтажа»:

— Посиделки самым приятнейшим образом напомнили мне традиции русской интеллигенции первой половины XX века. «Бродячую собаку» (или мифы о ней) и почему-то квартирники физиков 50–60-х. Особенно хотелось бы отметить наличие веселья при отсутствии алкоголя. Почему я выбрал Булгакова? Если говорить о любви, то для меня это, конечно, «Мастер и Маргарита». Описание космической религиозной любви, шакти, как говорят индусы, при этом так красиво и просто, правдиво и ясно. Я уверен, Михаил Афанасьевич ничего не придумал: что-то пережил сам, что-то услышал во сне. По телефону Неба.

Ольга Бузыцкая, модельер:

— В возрасте важно уметь относиться к жизни с юмором. Многого не вернешь, что-то осталось вне зоны доступа. Поэтому я выбрала ироничную и величавую, прожившую долгую интересную жизнь Тэффи — это мне на вырост. На чтениях приятно осознавать, сколько времени провела с книгой. Практически все произносимое я знала. В юности мы с мужем читали друг другу любовную лирику. Тогда в этом не было ничего сверхъестественного: он мне — Пушкина, я ему — Шекспира… Открытия устной литературы случались и раньше. Помню, как впервые погрузилась в «Золотого теленка», лет в 15. Стоим с приятелем на морозе — он читает, хохочет. Так и слилось в памяти — Ильф, Петров и мороз.

Евгения Елезова, директор по развитию ГК Satico:

— Стараюсь участвовать во всех Наташиных проектах. Особенно таких — я же книгочей! Для исполнения вслух я выбрала «Кошкину пижаму». Во-первых, потому что совсем недавно прочла этот рассказ. Во-вторых, Бредбери про любовь — это как минимум неожиданно. Ну и в-третьих, сразу стало понятно, кого взять в партнеры, чтобы не просто прочитать, а разыграть в лицах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ