Метро налево или направо?

Недавнее заявление и. о. мэра Новосибирска Владимира Знаткова о продлении Ленинской линии метро до жилого района «Чистая слобода» «КПД-Газстрой» вызвало немалый резонанс. Как это может сказаться на продажах застройщика и почему была озвучена перспектива протянуть ветку именно до этого, а не какого-либо густонаселенного отдаленного района города, выяснял «КС».

На одной из встреч со СМИ, которая состоялась около месяца назад, и. о. мэра города Владимир Знатков сообщил о том, что станция метро на площади Станиславского утратила свою актуальность, и ветку стоит тянуть до жилого района «Чистая слобода». Этот жилой район строит ООО «КПД-Газстрой». Всего к концу текущего года застройщик планирует построить 34 десятиэтажных панельных дома. Скорость возведения жилья позволяет компании не первый год занимать верхние строчки рейтинга застройщиков, составляемого мэрией Новосибирска. По итогам 2012 года «КПД-Газстрой» занимало 2-ю позицию, по итогам прошлого — 7-ю. В 2013 году компанию возглавил сложивший полномочия первого заместителя председателя Законодательного собрания региона Евгений Покровский.

Корреспондент «КС» сначала поинтересовалась у экспертов жилищного рынка, каким образом близость к линиям метро влияет на стоимость квартир. «Несколько лет назад ходили разговоры о метро до площади Станиславского. Тогда, кстати, цены на квартиры в окрестностях тут же выросли примерно на 5%», — вспоминает руководитель аналитического центра компании «Сибакадемстрой Недвижимость» Татьяна Казакова. Комментируя перспективу строительства станции рядом с микрорайоном «КПД-Газстрой», собеседница «КС» отметила, что сама «Чистая слобода» пока никак не анонсирует строительство метро. «В компании говорят о быстром освоении микрорайона и отделке «под ключ», на мой взгляд, для жилья такого класса это сильное преимущество», — поясняет собеседница «КС». Впрочем, по словам Татьяны Казаковой, в случае строительства там метро, когда появится уже конкретный проект с выделенными на него средствами, «Чистой слободе» добавится «огромный плюс». «Не уверена, что удастся слишком поднять цену, но скорость продаж вырастет, что может быть особо актуально в сложные периоды на рынке недвижимости», — подчеркивает эксперт.
«Метро увеличит цену на 10–15% и спрос на 20–30%, хотя застройщику достаточно сделать безостановочный автобус до станции метро по ближайшему маршруту, и можно получить половину этого эффекта», — рекомендует независимый аналитик Сергей Николаев.

«По оценкам нашего маркетингового агентства, близость метро повышает стоимость квадратного метра от 10% до 30%, а если умножить их на общее количество строящихся квадратных метров, то представьте, о каких колоссальных суммах идет речь, — рассуждает директор маркетингового агентства «Б-52» Дмитрий Петров. — Не стоит забывать и о ликвидности, так как сейчас многие застройщики столкнулись с кризисом продаж. На данный момент кризис несколько отступил из-за повышения спроса в связи с подорожанием курса евро и рубля. Но эта ситуация временная, а дальше будет еще хуже, и девелоперы со строителями это прекрасно понимают».

Дмитрий Петров предполагает, что в данном случае определенные группы влияния конкурируют за то, чтобы метро пошло в нужном им направлении. «Я не знаю, есть ли у и. о. мэра с застройщиком какие-то связи и взаимоотношения, но это вполне естественно, что у людей сразу начинают возникать домыслы относительно финансирования избирательной кампании, денег на которую тратится достаточно много. Не являются ли эти предвыборные заявления некой публичной офертой перед потенциальными инвесторами?» — задает вопрос директор маркетингового агентства. С заявлением о том, что метро необходимо прокладывать во всех направлениях, вряд ли кто поспорит. «На самом деле непонятно, почему Владимир Знатков предложил протянуть линию до «Чистой слободы», которая, бесспорно, труднодоступна. Но такой район у нас не один, — продолжают возникать вопросы у собеседника «КС». — Например, тот же МЖК, который строит «Дискус Плюс», также удален, в жилом районе отсутствует инфраструктура, и в результате складывается не самая благоприятная социальная среда».

Впрочем, по словам Дмитрия Петрова, денег на строительство метро все равно нет. «Метро — налево, метро — направо! Хочется спросить, понимают ли вообще авторы этих заявлений, что постройка одной станции метрополитена стоит около 5 миллиардов рублей?! — соглашается директор по стратегическому развитию ООО «Фалькон» Андрей Ксензов, который в бытность работы заместителем губернатора курировал вопросы метростроительства. — Есть принятая программа завершения Дзержинской линии, ее цена — 27 млрд рублей вместе с метродепо. Так что давайте все делать поэтапно — что-то одно сначала завершим».

По мнению Андрея Ксензова, разумнее параллельно ускорить строительство метро «Площадь Станиславского». «Это может стать более значимым транспортным узлом, чем площадь Маркса. Из жилого массива «Чистая слобода» люди сюда приедут, а если в «Чистую слободу» еще трамвай запустить — построить 500 метров трамвайной линии до первых домов, — жители смогут доехать на трамвае до «Троллейки», — считает собеседник «КС».

Непосредственно участники строительного рынка из числа крупных застройщиков, к которым обращался «КС», прокомментировать это заявление Владимира Знаткова отказались. Запросы в органы власти относительно планов по строительству станций также результаты не принесли. Оперативно получить ответ не было возможности, потому что из мэрии корреспондента направили в облправительство, а оттуда — обратно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ