Дороги и транспорт: все решаемо?

Транспортный вопрос имеет важное значение для решения экономических проблем региона. Доступность дорог и их качество определяют привлекательность города для деловой среды и инвестиционную привлекательность. «КС» поинтересовался точкой зрения представителей бизнеса и власти по этому вопросу, предложив им высказаться на своих страницах. В этот раз в интервью «КС» своим видением ситуации поделился бывший вице-губернатор Новосибирской области, член Сибирской Ассоциации автомобильных дилеров АНДРЕЙ КСЕНЗОВ.

— Андрей Евгеньевич, Новосибирск стоит в пробках, многие уже пытались предложить свое решение этой проблемы. Какой действенный подход к этому вопросу можно найти?

— Уверен, что ситуация в этой сфере требует больших перемен и решительных шагов от городских властей. Сейчас Новосибирску необходим детальный план конкретных действий в дорожной сфере. Начать надо с элементарного — маленького расширения перекрестка, установки дополнительной секции светофора, обустройства остановочного павильона, расширения полосы движения там, где это возможно, установки дополнительных дорожных знаков, устройства реверсивного движения, дополнительного освещения магистралей, улучшения текущего содержания дорог. Сегодня, согласно опросам, более 30% горожан — а это почти полмиллиона человек! — на первое место ставят именно проблему дорог. Обратите внимание: не проблемы ЖКХ, не проблемы преступности или наркомании… Поэтому нужно усилить блок городского хозяйства и, возможно, даже трансформировать департамент транспорта, разделив ряд полномочий этого подразделения — ведь пока функции транспорта и благоустройства объединены в одном звене. Можно создать отдельный департамент дорожного хозяйства и наделить его руководителя реальными полномочиями в области дорожной инфраструктуры. Взгляните на Новосибирск и сравните его с малыми городами-спутниками — даже когда приезжаешь в Бердск, видишь, что там намного лучше с дорогами, в Кольцово приезжаешь — все расчищено вплоть до бордюров, все аккуратно.

— А к кому должны обращаться простые жители города по поводу состояния городских дорог?

— Сейчас главы администраций не несут реальной ответственности за состояние дорог. К сожалению, такова структура городского управления. Фактически глава администрации лишь курирует общественно-политическую жизнь на территории района, взаимодействие с предприятиями, учреждениями. Но за состояние дорог с него спросить нельзя! Все полномочия в этой сфере забрали департаменты мэрии. Поэтому просто необходимо эту работу децентрализовать, хотя делать это надо очень грамотно — росчерком пера не выйдет, потому что там сегодня нет специалистов. И если вдруг разом отдать полномочия и деньги администрациям районов — сколько же потом нужно будет все восстанавливать? Департаменты могли бы выполнять также функции «методических центров», но в централизованной системе городского управления и это практически невозможно!

У каждой дорожной проблемы должны быть фамилия, имя и отчество — люди должны знать руководителей в лицо, а те — нести персональную ответственность за любые шаги и решения. Если за подъезд транспорта к домам и придомовым территориям несет ответственность руководитель департамента, то с него нужно персонально спрашивать и за использование целевых бюджетных средств, и за содержание территории.

— Проблема дорожного движения напрямую связана с городским общественным транспортом. Какие действия были бы правильными в этой сфере?

— Здесь нельзя допускать популистских заявлений, а они от городских властей звучали в последнее время: проложить новую ветку метрополитена, продлить до площади Станиславского… Метро — налево, метро — направо! Хочется спросить, понимают ли вообще авторы этих заявлений, что постройка одной станции метрополитена стоит около 5 млрд рублей?! Есть принятая программа завершения Дзержинской линии, ее цена — 27 млрд рублей вместе с метродепо. Так что давайте все делать поэтапно — что-то одно сначала завершим.

Разумно параллельно ускорить строительство метро «Площадь Станиславского». Это может стать более значимым транспортным узлом, чем площадь Маркса. Из жилого массива «Чистая слобода» люди сюда приедут, а если в «Чистую слободу» еще трамвай запустить — построить 500 метров трамвайной линии до первых домов, — люди доедут на трамвае до «троллейки».

У нас уже почти не осталось времени для размышлений — нужны действия! Автомобилизация давит, давит и давит. Машины становятся все дешевле, а доступность их приобретения все возрастает.

— Общественный транспорт и пробки — две взаимосвязанные вещи. В 2008 году, когда проблема пробок встала довольно остро, «КС» проводил опрос среди читателей: как расширить Красный проспект? Видите ли вы решение проблемы?

— Если раньше дороги и транспорт можно было увязать в одну структуру, сейчас это разные полюса задачи. За последние пять лет от автобусного муниципального парка остался почти ноль — у нас в основном частный парк автобусов. И городской власти прежде всего следует пополнить автобусный парк.

Полагаю, что устранение трамваев с улиц города не поможет. Например, трамвай по ул. Мичурина на сегодня нельзя трогать: если мы там встанем в жуткую пробку, то хотя бы кто-то на трамвае проедет. Другой вопрос, что его нужно модернизировать. Также ул. Мичурина можно расширить, там есть куда.

Почему я считаю, что нужно усилить департамент транспорта? Если 30% населения говорит, что первая проблема у нас — дороги, мы их не можем не слышать и говорить в ответ: «Нет, у нас все нормально, там вроде кто-то занимается этим, только ответственных назвать не можем». Городская власть должна брать на себя ответственность!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ