Государство, выступая в роли инвестора, использует различные механизмы финансирования — как прямые вложения в виде федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), так и отраслевые — путем участия в соответствующих программах госкомпаний. Но если ФАИП, хотя и в малой доле, финансирует сибирские высокотехнологичные проекты, то госкомпании сосредотачиваются в Сибири на инфраструктурных и топливно-энергетических вложениях. О них — в материале «КС».
Почти десяток лет назад во главу российской экономики были поставлены гигантские корпоративные объединения, сформированные по различным видам деятельности — государственные компании. При этом приводилось множество обоснований необходимости создания госкомпаний — от неизбежной экономической эффективности бизнеса с государственным участием до демонстрации государственной собственности на основные естественные богатства России. Немалую роль сыграла и возможность полного государственного контроля за наиболее востребованным экспортом — энергоносителями и сырьем. А неконкурентные условия работы госкомпаний предполагалось нивелировать качественным управлением самих компаний с привлечением независимых членов совета директоров и бдительным надзором ФАС. Сейчас сложно восстановить, как планировалось выстраивание инвестиционной деятельности госкомпаний — не исключено, что вера в могущество рыночных отношений распространилась и на явно нерыночные структуры. Но прошедшие годы не показали даже зарождающихся тенденций на разворот отечественной экономики от топливно-сырьевой экспортной зависимости, и в 2010 году государство «рекомендовало» госкомпаниям разработать долгосрочные программы инвестиционного развития (ПИР), оставив за собой функции мониторинга разработок. Видимо, и этот шаг не принес желаемых результатов — в 2013 году степень государственного участия в ПИР была повышена от «мониторинга» до «утверждения».
Наполнение ПИР происходит как за счет собственных средств госкомпаний (т. е. по крайней мере частично — за счет государства), так и за счет собственных ресурсов, включая деньги частных инвесторов. Но сегодня здесь начинают проявляться новые источники — для реализации масштабных неотложных проектов в разумные сроки порой не хватает всей финансовой мощи российского бюджета.
Так, фонд национального благосостояния (ФНБ), который «призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан РФ на длительную перспективу», не просто накапливает денежные средства. ФНБ может управлять своими средствами в том числе путем размещения средств Фонда в финансовые активы, номинированные в российских рублях. И в последнее время все чаше звучат призывы использовать эту возможность на благо экономического роста. Среди наиболее известных, но пока не реализованных проектов — финансирование сооружения высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва–Казань и софинансирование инвестиционной программы «РЖД» по модернизации Транссибирской железной дороги (Транссиб) и Байкало-Амурской магистрали (БАМ), отмечающей в этом году 40-летний юбилей. Эти проекты столь масштабны, что шансы на реализацию имеет только один из них — и похоже, федеральные деньги заработают в пределах Сибири и Дальнего Востока.
Инвестиции в транспорт
Среди инфраструктурных проектов нельзя не отметить «РЖД». Так, по данным компании, в результате принятых правительством РФ решений за счет средств государственной поддержки в 2014 году будут профинансированы мероприятия по модернизации железнодорожной инфраструктуры (БАМа и Транссиба) и комплексной реконструкции участка Междуреченск–Тайшет. Реализация проекта развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (БАМ и Транссиб) призвана не только ежегодно дополнительно вывозить 55 млн тонн грузов крупнейшим российским компаниям, но и поспособствовать развитию промышленных предприятий региона, созданию рабочих мест, формированию необходимых экономических условий для эффективного и устойчивого развития Сибири и Дальнего Востока. Осуществление работ по реконструкции участка Междуреченск–Тайшет направлено на совершенствование перевозки грузов железнодорожным транспортом и освоение перспективного грузопотока, в первую очередь с линии Кызыл (республика Тыва) — Курагино (Красноярский край). Впрочем, одним из мотивов предстоящей глобальной модернизации БАМа и Транссиба является критическое падение скорости продвижения грузов по железной дороге. На это указал министр экономического развития Алексей Улюкаев при обсуждении инвестиционной программы ОАО «РЖД». Он же озвучил проблему разделения «грузового и пассажирского сообщения, прежде всего через обходы вокруг городов, которые стоят на трассах Транссиба, БАМа и т. д.». «РЖД» уже объявила о создании «Дирекции развития железных дорог Восточного полигона» для реализации этого проекта, так что как минимум Кемеровская область и Красноярский край смогут заметно улучшить свою транспортную инфраструктуру. Первые деньги – 50 млрд рублей – РЖД планирует привлечь уже в марте.
К инвестициям – как минимум, в человеческий капитал – можно отнести и повышение доступности авиарейсов из сибирских городов в другие регионы России. Министерство транспорта РФ, продолжая развитие программы субсидирования авиперевозок, планирует включить в 2014 году в перечень субсидируемых маршруты, обеспечивающие сообщение далёкого Иркутска с курортными городами юга России и Санкт-Петербургом. Более того, Минтранс готов пойти ещё дальше, включив в программу субсидирования перелётов с Дальнего Востока аэропорты Новосибирска и Екатеринбурга — для сокращения рейсов в центральные и западные регионы со стыковками в Москве. Окончательное решение этого вопроса ожидается к 1 апреля.
Вокруг нефти
Говоря о сырьевых компаниях, уместно выделить «Транссибнефть» — дочернее предприятие другой компании с государственным участием — «Транснефть», которое уже объявило об сибирских инвестиционных проектах 2014 года. Более 2 млрд рублей будут направлены на модернизацию объектов нефтепроводного транспорта в Омской области, причем в 2014 году, и приоритетной задачей будет плановый ремонт линейной части магистрального на участке Туймазы–Омск–Новосибирск.
Порядка 600 млн рублей вложит «Транссибнефть» в обновление и модернизацию нефтепроводной инфраструктуры в Новосибирской и Кемеровской областях. Это коснется подводного перехода через реку Томь, участка Сокур–Анжеро-Судженск магистрального нефтепровода Омск–Иркутск и Анжеро-Судженской линейной производственной диспетчерской станции.
Сама же головная организация «Транснефть» при общем сокращении инвестиционной программы на 2014 год намерена не экономить на сооружении сибирского магистрального нефтепровода Куюмба–Тайшет от месторождений юга Эвенкии до трубопроводной системы Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО) с тем, чтобы в 2016 году ввести его в строй.
Стоит отметить, что небольшой сибирский город Тайшет благодаря своему месторасположению вошел во многие инвестиционные программы 2014 года. Строительство и реконструкция автодороги Тайшет–Чуна–Братск вошли в ФАИП–2014, в Тайшет инвестируют «РЖД» и «Транснефть», здесь же РУСАЛ рассматривает возможность расширения анодного производства на Тайшетском алюминиевом заводе и выделения его в Тайшетскую анодную фабрику. Можно только порадоваться за столь бурные перспективы развития города и пожелать им сбываться в запланированном порядке.
Энергетическая подстилка
Заметный взнос в развитие сибирской промышленности собирается сделать и ОАО «РусГидро». В инвестиционной программе компании на 2014 год отражены средства на техническое перевооружение — реконструкцию Саяно-Шушенской ГЭС вместе с прилежащим Майнским гидроузлом — более 1,5 млрд рублей, при этом завершение работ по восстановлению СШГЭС дополнительно оценено в сумму свыше 3,2 млрд рублей. Близится к окончанию и одна из крупнейших сибирских строек начала века — Богучанская ГЭС, финансируемая совместно «РусГидро» и РУСАЛом, при этом инвестпрограмма «РусГидро» предусматривает выделение 142 млн рублей. Очень оптимистичным взглядом в этих местах можно увидеть зарождение нового сибирского металло-энергетического кластера между двумя транспортными путями: водным по реке Ангаре с примыканием Богучанского энергометаллургического объединения и наземным — автотрасса М-53 «Байкал» и Транссибирская магистраль в районе Тайшета.
Новосибирская ГЭС, которая 31 марта отмечает 55-ю годовщину запуска последнего шестого гидроагрегата, в текущем году должна получить весьма крупную сумму — более 2,3 млрд рублей, в том числе средства на поставку и замену гидротурбин.
ОАО «ТВЭЛ» (топливная компания Росатома) имеет свои структуры во многих городах Сибири, и некоторые из них целиком и полностью зависят от предприятий «ТВЭЛ» — например, ЗАТО Зеленогорск Красноярского края. Здесь «ТВЭЛ» демонстрирует комплексный инвестиционный подход, не только направляя финансирование на градообразующие предприятия, но и вкладываясь в развитие бизнес-среды и создание новых рабочих мест самого города. Совместный проект «Зеленогорск: территория Росатома — территория развития» представили на XI Красноярском экономическом форуме ПО «Электрохимический завод», входящее в структуру «ТВЭЛ», и администрация ЗАТО г. Зеленогорск.
Очаги концентрации
Красноярский край, как и сам Красноярск, в последнее время все чаще упоминают не только в инвестиционных проектах, но и как место проведения российских мероприятий различной направленности — от сегодняшнего экономического Форума до зимней Универсиады–2019. Рост авторитета города влечет за собой наращивание энергопотребления — именно на это нацелен один из инвестиционных проектов ФСК ЕЭС (дочернее предприятие ОАО «Россети». Строительство в Красноярске подстанции (ПС) 500 кВ, которое планируется завершить в 2014 году, позволит городу принимать электроэнергию от Саяно-Шушенской ГЭС и существенно увеличить надежность электроснабжения. Заметим, что ОАО «Россети» буквально на днях, 25 февраля, приняло «Программу партнерства с субъектами малого и среднего предпринимательства», которая призвана активно привлекать малый и средний бизнес к долгосрочному сотрудничеству с государственной компанией.
Безусловно, результат выполнения инвестиционных программ госкомпаний составят не только построенные и модернизированные объекты. Значимый эффект ожидается и от вовлечения в финансируемые процессы производительных сил Сибири — множества предприятий различной величины, от крупных заводов до небольших компаний. И все-таки не покидает ощущение несоответствия размеров и направлений инвестирования потенциалу сибирских регионов — тем более что проекты госкомпаний пока не открывают новых направлений сибирского развития.
Однако федеральная власть в последнее время все настойчивее ищет новые пути улучшения экономической ситуации, в том числе совершенствования системы государственных инвестиций. Возможно, именно неудовлетворенность их отдачей была одной из причин встречи Владимира Путина 19 февраля с экспертной группой ученых-экономистов Российской Академии наук, в ходе которой академики представили президенту свое видение основных направлений дальнейшего развития экономики России. Роль сибирских регионов в общероссийском масштабе невозможно переоценить — так что надежда на экономический рост остается в Сибири.
Как сказал на недавно завершившемся красноярском экономическом форуме член президиума Совета по внешней и оборонной политике Владимир Рыжков, «именно Сибирь должна стать локомотивом российского развития, территорией, которая будет интегрироваться в международные экономические связи и рынки Азиатско-Тихоокеанского региона».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ:
Пресс-центр Новосибирской ГЭС:
В настоящее время полным ходом идут работы по замене гидротурбины ст. №6 ГЭС, в частности смонтирована камера рабочего колеса, опорное кольцо, работы осуществляются в соответствии с утвержденным графиком. Идет подготовка к бетонированию камеры рабочего колеса турбины. Буквально на днях встретили вспомогательное оборудование (система регулирования), которое прибыло из Харькова.
Продолжаются работы по реконструкции водобойной плиты и шашек-гасителей водосливной плотины, начаты работы по реконструкции бетона водосливных граней и бычков в зоне переменного уровня нижнего бьефа. Подготовительные работы были начаты еще в ноябре 2013 года в части подготовки оснастки для выполнения работ по реконструкции водосливной плотины. В январе 2014 года ГЭС получено разрешение на производство работ. В настоящее время работы по реконструкции бетонной поверхности проводятся на бычке № 7. Целью работы является восстановление деструктивно-разрушенного бетона в зоне переменного уровня.
На наш взгляд, своевременное финансирование ремонтных работ и работ, связанных с Программой комплексной модернизации (ПКМ), позволит не только поддерживать в удовлетворительном состоянии имеющееся основное и вспомогательное оборудование, но и позволит повысить надежность и уровень безопасной эксплуатации оборудования и сооружений Новосибирской ГЭС, с одновременным увеличением показателей выработки и установленной мощности ГЭС. В совокупности эти факторы позволят снизить уровень эксплуатационных затрат.