Банк ВТБ в Новосибирске в феврале подвел итоги работы в 2013 году — кредитный портфель в сегменте среднего бизнеса за год вырос в 20 раз. Конечно, здесь сыграл свою роль и «эффект низкой базы», но только его для такого роста недостаточно. Руководитель дирекции банка ВТБ по Новосибирской области ОЛЕГ ПАВЛИКОВ рассказал корреспонденту «КС» ВИКТОРИИ АНТОНОВОЙ о том, почему результаты стали именно такими.
Согласно данным Новосибирской дирекции ВТБ, в 2013 году заключено 32 кредитных соглашения на сумму 4,66 млрд рублей, в том числе с клиентами среднего бизнеса — 30 соглашений на сумму 3,252 млрд рублей. Кроме того, за 2013 год выдано 70 банковских гарантий на общую сумму 1,412 млрд рублей.
По итогам 2013 года кредитный портфель банка ВТБ в Новосибирске в сегменте «средний бизнес» вырос в 20 раз. И произошло это в основном за вторую половину года. Начало 2014 года продолжает эту тенденцию. Количество обращений не только не уменьшилось, но и постепенно увеличивается. Только за январь портфель по среднему бизнесу прирос на 300 млн рублей.
О росте, бизнесе и клиентах
— Олег Анатольевич, как получилось, что за прошедший год вы в 20 раз увеличили портфель по среднему бизнесу?
— Такие показатели сразу настораживают, но нужно понимать, что сама база была в этой ситуации неадекватно низкой. Вопрос не в том, почему мы выросли в 20 раз, а почему прежде работа велась так, что мы смогли это сделать.
Если же все-таки вернуться к нашей работе, то помогло и кадровое усиление. Кстати, оно началось еще до моего прихода в банк ВТБ из ТКБ (ТрансКредитБанк. — «КС»): были укомплектованы ведущие подразделения. Важную роль сыграло и создание достаточно способного клиентского отдела.
Уже с моим приходом было усилено кредитное подразделение, которое анализирует заявки клиентских менеджеров. Нам удалось работу двух этих важных отделов синхронизировать. Но я не хочу сказать, что абсолютно все отлажено, есть еще над чем работать. Здесь нужно использовать и кадровые возможности.
Также пригодился и опыт, связанный с предыдущим местом работы, — знание клиентской базы города и руководителей предприятий Новосибирска. По количеству кредитующихся клиентов среднего бизнеса мы приросли с 3 до 30. Таким образом, мы можем сегодня смело заявить, что приоритет нашего развития — это средний бизнес. В головном офисе банка также акцентируют на этом внимание.
— Клиентский отдел, как я понимаю, занимается продажами продуктов банка?
— Да, это люди, которые непосредственно общаются с клиентом, ведут переговоры, помогают правильно подготовить документы. После этого подключаются другие службы банка. Все эти подразделения сегодня работают хорошо и слаженно. Хотя, конечно, банк крупный и достаточно сложен бюрократически. Но для клиентов это незаметно. С каждым клиентом мы работаем индивидуально, за каждым закреплен клиентский менеджер.
— Не пугает ли ваших клиентов из бизнеса та самая пресловутая бюрократия госбанков?
— Мы обслуживаем средний и крупный бизнес. То есть те компании, которые знакомы с банковскими требованиями по документам, и у них нет проблем с их подготовкой. Конечно, в разных банках пакет документов может различаться, но минимальный набор, как правило, одинаковый.
Отмечу, что в связи с последними событиями многие предприятия к банкам стали относиться настороженнее, и не только хранить средства и обслуживать счета, но даже брать кредиты стараются в госбанках. Они более стабильные и понятные. На слуху ситуации, связанные с отзывами лицензий. В том числе не в таких уж маленьких банках. Поэтому все относятся к выбору банка более внимательно.
А вообще, бюрократия — это не всегда плохо. Некоторые клиенты нас благодарят: «Знаете, а мы наконец-то у себя порядок в документах навели!»
— Какие задачи стоят перед вами на 2014 год по увеличению портфеля по среднему бизнесу?
— Сейчас мы находимся в стадии постановки задач. Предполагаю, что перед нами поставят задачу увеличения кредитного портфеля не в два раза, как я озвучивал на недавней пресс-конференции, а даже в три раза. По крупному бизнесу таких жестких требований нет. Поэтому то, над чем мы работаем, и наш основной костяк — это региональный средний бизнес.
— Насколько это реально — рост в три раза за год?
— Вполне реально. Как я уже сказал, у нас подобрался очень хороший квалифицированный состав подразделений, налажены взаимосвязи между ними. Фундамент заложен — нужно просто упорно работать. Рассчитываем и на помощь головного отделения, чтобы можно было оперативно и на месте решать многие вопросы. Опыт такого взаимодействия у нас имеется.
— То, что в банке «ставят» на средний бизнес, обусловлено стремлением к диверсификации?
— Да, несомненно. Средний бизнес — это наиболее устойчивый пласт в любой ситуации. Многие эти компании существуют более 10 лет и прошли другие фазы кризисов. Они знают, как себя вести, и гибко выстраивают свою политику, умеют работать в условиях спада и рецессии.
Работа с правительством области и госконтракты
— В конце 2013 года ВТБ подписал соглашение о сотрудничестве с правительством Новосибирской области. Сделаны ли уже конкретные шаги в его рамках?
— Создана рабочая группа с участием руководства области и банка ВТБ. Было проведено уже несколько совещаний, намечены основные векторы взаимодействия. Пока все, конечно, зависит от того, в какой стадии проработки находятся те или иные проекты.
— Помимо глобальных планов вроде строительства метро, мостов и дорог, что еще интересно банку в сотрудничестве с областью?
— Мы также планируем участвовать в работе в рамках госконтрактов на строительство объектов социальной инфраструктуры: детсадов, школ. Интересна нам и программа по капитальному ремонту жилых домов, в соответствии с которой ТСЖ могут самостоятельно накапливать средства на ремонт домов на специальных счетах, открытых в уполномоченных банках. Такие накопительные счета банк открывает бесплатно и начисляет проценты на остаток средств.
Другие приоритеты
— Какие еще приоритеты у банка, кроме кредитования среднего бизнеса?
— Нужно уделять пристальное внимание не только кредитованию среднего бизнеса. Перед нами также стоит задача увеличивать долю комиссионных доходов. Пока у нас соотношение 70 на 30 (кредитные доходы к комиссионным). Но я все-таки считаю, что банки должны оставаться кредитными организациями, и это основная их деятельность.
Вопросы менеджмента
— Вы жесткий или лояльный руководитель?
— Как говорят, «я строгий, но справедливый». Я хорошо отношусь к людям, которые работают, стараются, и от этого весь банк получает эффект. Но у меня жесткое отношение к тем, кто говорит: «До вас тут все так было, вы думаете, что все поменяете?» Сотрудники должны быть настроены на созидательную работу. Я уважительно отношусь к коллегам, ставлю задачи и слежу за результатами их работы.
— Но результаты же не всегда можно отследить?
— У меня такой богатый опыт работы и общения с людьми, что я все вижу быстро. Мне важны в данной ситуации в том числе и работа, и лояльность. Если я делаю какое-то замечание, я это делаю корректно. Если меня не понимают — более жестко.
— Часто ли сотрудники повышают свою квалификацию, обучаются?
— Регулярно. Причем это не только клиентский и кредитный отделы. В этом плане в банке все хорошо поставлено. Наш директор по клиентской работе, например, сейчас учится в Корпоративном университете ВТБ в Санкт-Петербурге. 52 топ-менеджера собрали на обучение в рамках этой программы, сам Андрей Леонидович Костин (президент-председатель правления ВТБ. — «КС») читал первые лекции. Программа разработана Высшей школой менеджмента СПбГУ. Ее цель — дать конкретные навыки и знания в сфере мотивации сотрудников, вопросах лидерства и создании команды, управлении изменениями и рисками. Андрей Леонидович на открытии программы, кстати, отметил, что главное в профессии банкира — уметь общаться с людьми. Программа обучения учит прежде всего как раз таким навыкам: быть лидером, уметь убеждать, искать компромиссы и подход к людям. И я могу сказать, что мне нравятся общение с клиентами и моя работа.