Утешительные итоги неутешительной ситуации

Выступая на 38-й сессии законодательного собрания губернатор Василий Юрченко сформулировал основные итоги деятельности правительства региона за 2013 год. По мнению ряда депутатов, в докладе губернатора были приведены только позитивные показатели, о недостатках деятельности, которые очевидны и требуют объяснений, сказано не было.

Вопрос, касающийся обысков в областной администрации, губернатор также оставил без конструктивных комментариев. В результате, после ряда критических выступлений других депутатов, депутат от фракции "ЛДПР" Вячеслав Смагин предложил губернатору подать в отставку. Однако позже в беседе с «КС», сами депутаты признали, что серьезно предложение воспринято не было, хотя, по мнению некоторых законодателей, для этого есть очевидные основания.

По итогам самой сессии был принят один закон, пять законопроектов в первом чтении, а также ряд постановлений. В частности внесены изменения в областной закон «О регулировании градостроительной деятельности в Новосибирской области, а также предложено приостановить действие «Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2038 годы» до 1 января 2015 года. Кроме этого власти Новосибирской области решили пока что не вводить в регионе социальную норму потребления электроэнергии. Как заявил губернатор Василий Юрченко, к этому не готова ни система учета, ни жители.

Не обошлось без политических разногласий

Основная дискуссия сессии развернулась после предложения независимого депутата Андрея Жирнова потребовать от губернатора области Василия Юрченко объяснений по поводу обысков, которые прошли 19 февраля 2014 года в здании областного правительства. Напомним, что обыски проводились у руководителя департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области Романа Шилохвостова, помощника губернатора Новосибирской области Евгения Малофеева и руководителя аппарата губернатора Юрия Гарафонова. Действия проводились в рамках уголовного дела № 30255 по факту продажи деревянного строения постройки 1903 г. (областной кожно-венерологический диспансер) и участка земли в центре Новосибирска. Как ранее писал «КС» , губернатор предпочел оставить этот вопрос без объяснения, отметив при этом, что не собирается комментировать информацию, изложенную в «анонимках», назвав ее ложью.

Основные итоги: мнение губернатора

Наряду с политическим поворотом дискуссии, новосибирские законодатели высказались и по самому докладу. Однако и здесь некоторые депутаты были настроены критично. «Когда представляется отчет о деятельности любого органа, положено обозначать, кроме позитивных моментов, и те, которые касаются того, что не удалось сделать, или удалось не в полной мере. Об этом абсолютно не было сказано, что, по мнению нашей фракции, не приемлемо, — подчеркнул депутат от фракции «КПРФ» Сергей Клестов в беседе с «КС». «Доклад действительно носил позитивный характер, однако был очень подробный и содержательный», — отметил депутат от фракции «Единая Россия» Николай Мамулат.

Подводя итоги работы регионального правительства за год, в качестве комплексного показателя развития области Василий Юрченко назвал сохраняющийся второй год подряд естественный прирост населения. Кроме этого, губернатор отметил, что валовой региональный продукт увеличился в прошедшем году на 3,2% в сопоставимых ценах и превысил темпы роста ВВП страны. Также, согласно докладу, сохранена положительная динамика инвестиций в основной капитал, по итогам прошлого года объём инвестиций составил 174,6 миллиарда. «Не меньший потенциал для привлечения инвестиций заложен в государственно-частном партнёрстве, — отметил Василий Юрченко. — В 2012 году был принят закон о ГЧП и в прошлом году мы начали пять пилотных проектов, основанных на государственно-частном партнёрстве в 4 районах области по комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры. Объём инвестиций в данные проекты составил за год 732 миллиона рублей. «Вы знаете, насколько это чувствительная тема, какая конкуренция и в малых населённых пунктах, в районных центрах, какие условия работы в ЖКХ. Показатель работы того, что инвестиции пошли в малую энергетику, жилищно-коммунальный комплекс», — отметил в докладе Юрченко. Кроме прочего, в качестве позитивных сдвигов губернатор назвал реализацию парковых проектов (ПЛП, Технопарк, Биотехнопарк в Кольцово), и это несмотря на сомнения многих депутатов, на то, что в минувшем году в Новосибирском ПЛП прошли обыски, а также была проведена проверка контрольно-счетной палаты НСО, касающаяся законности и результативности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию долгосрочной целевой программы «Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово на 2011 – 2015 годы» .

Отдельную часть доклада о деятельности правительства в 2013 году Василий Юрченко посвятил развитию промышленности в регионе. Напомним, что по итогам 2013 года, ИПП региона составил 102,2%, при среднероссийском значении – 100,4%. «Это, конечно же, показатель ниже плановых. И здесь нам надо работать над тем, чтобы темп роста промышленного производства был выше. Это базовая отрасль в нашей диверсифицированной экономике, поскольку при доле в ВРП в 23% доля налогов, уплачиваемых в консолидированный бюджет области, составляет 36%, – пояснил ситуацию Василий Юрченко. – Органам исполнительной власти, и органам местного самоуправления нужно проводить работу по выводу из тени бизнеса, по созданию некомфортных условий тем предпринимателям, которые имеют налоговую нагрузку существенно ниже среднеотраслевой. Причём это снижение налоговой нагрузки происходит не за счёт специфики того или иного предприятия, а за счёт, так бы сказал, некорректной работы по налоговому кодексу и по правилам ведения бизнеса», – добавил губернатор. На падении динамики роста промышленного производства региона, по мнению губернатора, сказались общероссийские тенденции замедления экономики, а также снижение производства ресурсоснабжающих организаций, темп роста которых составил 95,9%. «С одной стороны, это хорошо. Сегодня многие предприятия, люди начали экономить ресурсы за счёт установки приборов учёта, более эффективного применения новых менее энергозатратных технологий. Получили такой обратный эффект, но обратный эффект по сути — положительный. Лучше, чтобы была более энергоэффективная экономика, чем мы будем расти за счёт прироста этой отрасли. Поэтому я просто остановился, чтобы показать: если убрать эту долю, то повышение темпов роста промышленности было бы больше, чем сегодня мы имеем по статистике», — пояснил Василий Юрченко.

Проблему с капремонтом — отложили

После заслушанного доклада, депутаты смогли задать вопросы, среди них те, которые касались потребностей граждан в заготовке древесины, недофинансирования общего среднего образования, качества облуживания в сфере здравоохранения, а также норм потребления электрической энергии и капремонта. Депутат от фракции «КПРФ» Вадим Агеенко после доклада губернатора, и в ходе сессии актуализировал проблемы, касающихся проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Депутат сообщил о беспокойстве жителей области и избирателей в связи с нерешенностью вопросов государственного софинансирования и несовершенством региональной программы проведения капитального ремонта жилья. «У нас много законов, которые потом плохо исполняются. Закон о капитальном ремонте один из тех, который ужасно выполнен министерством по строительству. Программа капитального ремонта домов в 2014 году будет провалена. Поэтому ее надо приостановить и менять все содержание», — уверен депутат. «По программе капитального ремонта, на мой взгляд, за полгода не сделано ничего», — добавил Сергей Клестов. В свою очередь Николай Мочалин считает, что показатели областной программы капитального ремонта многоквартирных домов не имеют достаточного экономического обоснования: «Я не призываю совсем отменить закон о капитальном ремонте, но мы должны высказать свою позицию, — пояснил депутат. На сессии депутаты законодательного собрания предложили правительству Новосибирской области приостановить до 1 января 2015 года действие «Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2038 годы». Председатель Законодательного собрания Иван Мороз подводя итоги дискуссии, сказал: «Вопрос о капитальном ремонте многоквартирных домов требует особого внимания. Из десяти человек, которые приходят на прием, пятерых волнуют именно эти проблемы. Поэтому предлагаю депутатам принять постановление, предложенное профильным комитетом Законодательного собрания». В итоге, постановление, включающее рекомендации и предложения законодателей, было принято 38 сессией Законодательного собрания.

Проигнорированные вопросы

Тем не менее, по мнению ряда парламентариев, ряд острых вопросов, были проигнорированы. Напомним, что согласно процедуре, каждая фракция может подать по три вопроса в письменном виде, примерно за 20 дней до сессии, как стало известно «КС» среди них был вопрос, касающийся проверок КСП Новосибирской области по деятельности парковых проектов, однако эта тема затронута не была. «Напомню, что сейчас идет следственная проверка в рамках уголовного дела. На мой взгляд, все нарушения и злоупотребления, зафиксированные в парковых проектах Новосибирской области, связаны с «мутными» схемами, когда в уставной капитал перечисляются бюджетные деньги. Потом, когда бюджетные деньги перешли, и они стали внебюджетными, контроль за ними по сути теряется. Хотя можно было финансировать все парковые проекты напрямую из бюджета», — пояснил Сергей Клестов.

Одну из проблем, которая касается сроков и способах погашения кредиторской задолженности бюджета, сложившейся в регионе по итогам 2013 года, затронул депутат от фракции «Единая Россия» Александр Барсуков. «На 1 января кредиторская задолженность составляла 7 миллиардов рублей. За январь мы погасили 3,5 миллиарда. На что губернатор ответил, что делается все, что возможно, — и посоветовал руководителям районов не надеяться на внесение изменений в областной бюджет, а рационально расходовать имеющиеся средства.

Согласно докладу губернатора, высокие результаты показали в 2013 году строители. Результат – 1млн. 700 тыс. кв. метров жилья. «Задача на ближайшие годы – снижение стоимости квадратного метра жилья или хотя бы добиться, чтобы его цена не росла», -определил Василий Юрченко главное направление работы. Именно на это направлена принятая программа развития в области строительной индустрии, включающая запуск новых и расширение действующих предприятий по производству строительных материалов. Однако в своем докладе губернатор так и не затронул проблему точечной застройки. «точечная застройка ведется абсолютно бессистемно, все нормативы по плотности превышаются в 3-4 раза. Целые жилмассивы строятся без социальной инфраструктуры: без магазинов, школ и детских садов, и это при наличии Госстройнадзора, руководитель которого подчиняется непосредственно губернатору», — отметил Сергей Клестов.

Кроме перечисленного, не были затронуты вопросы роста коммунальных тарифов, кадровой чехарды в правительстве, которая в прошедшем году стала беспрецедентной, а также новой информационной политики правительства.

По мнению, многих парламентариев, предложение Вячеслава Смагина о том, чтобы отправить губернатора в отставку, хоть и прозвучало «по-детски», но, тем не менее, небезосновательно. На анонимной основе, собеседники «КС» высказывают мнение о том, что постоянные вызовы губернатора на допросы и всевозможные объяснения дают почву для соответствующих выводов, так как нет дыма без огня. «Василий Юрченко сейчас находится в достаточно неудобном положении, он всегда самоуверенно выступал, но сегодня его самоуверенности я совершенно не заметил», — высказался один из депутатов.

В итоге, на 38 сессии был принят один закон и пять законопроектов в первом чтении, а также ряд постановлений. В частности законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О регулировании градостроительной деятельности в Новосибирской области» введены существенные изменения в содержание документов территориального планирования: схемы территориального планирования субъектов РФ, муниципальных районов, генеральные планы поселений и городских округов; установлены требования к содержанию проектов планировки территорий, разрабатываемых в соответствии с документами территориального планирования Новосибирской области; определен порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти Новосибирской области.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ