Авторская колонка. Зимний цветок

Я не болельщик. Не знаток фигурного катания. Ещё недавно выражения «тройной аксель» и «двойной тулуп» были для меня абсолютной бессмыслицей. Я привык к строгому распорядку, и ели бы кто-то сказал, что до трёх часов ночи я буду, как прикованный, сидеть перед телевизором, который почти никогда не смотрю, и нетерпеливо ждать чьего-то выступления — я бы не поверил.

Всё объясняется просто – проходя по улице мимо кафе, в окнах которого был выставлен телевизор, я мельком увидел выступление Юлии Липницкой, и, как миллионы других телезрителей по всему миру, просто прирос к месту.

В чём же причина невероятного обаяния Юлии Липницкой, в чём секрет потрясающего успеха хрупкой девочки из глубины России, в мгновение ока ставшей не просто самым запоминающимся событием зимней Олимпиады, а, как пишут многие западные газеты, новым символом своей страны ?

Рискну объяснить. Выступление Юлии Липницкой не имеет отношения к спорту. Оценивать её выступление в спортивных терминах – «растяжка», «дорожка шагов», «прыжки» – так же бессмысленно, как пытаться оценить произведение искусства, измеряя его линейкой. Формально соблюдая и используя технику фигурного катания, Юлия Липницкая ярко отличается от своих соперниц тем, что её танец на льду исполнен редкого драматизма. Она настолько выразительна, настолько самоотверженно вкладывает душу в каждое своё движение, что кажется, что она не только в состоянии растрогать зрителей до слёз, но ей, как андерсоновской Герде под силу растопить как лёд, так и самые холодные сердца. Когда смотришь выступление Юлии Липницкой под музыку из песни «Не отрекаются любя», кажется, что ты присутствуешь на театральном представлении не только блестящей фигуристки, но и таланливой актрисы, которая играет саму себя.

Огромное количество людей, как и я, далёких от фигурного катания, почувствовало это буквально с первого взгляда. Огромное количество людей, поражённое её артистизмом, всеми силами желало ей победы.

Но, как и в жизни, в фигурном катании всего один – неверный – шаг отделяет триумф и поражение. Испуганная всеобщим вниманием и грузом ответственности пятнадцатилетняя девочка Юлия Липницкая оступилась и упала в самом конце своего выступления.

Было такое впечатление, что над стадионом пронёсся общий тяжёлый вздох. Миллионы людей смотрели на то, как девочка самоотверженно заканчивает программу, как сдерживаясь из последних сил, не глядя в камеру, грустно машет рукой, как, молча, одевает олимпийку и обречённо садится рядом с тренером.

Её тренер – Этери Тутберидзе – по-видимому, неординарный человек, не проронила ни слова. Взрослая женщина и опытный тренер, не постеснявшаяся признаться, что часто не может без слёз смотреть на выступление своей воспитанницы, лучше других понимала, какую драму переживает Юлия Липницкая. Всё, что смогла сделать тренер – это молча обнять этот маленький страдающий комочек, этот сгусток энергии и воли, внезапно, со всей восприимчивостью детской души ощутивший произошедшее, как катастрофу.

В таких случаях нельзя говорить и невозможно помочь. Нельзя найти слов, которые поддержат. Нельзя утешать, потому что путь, который выбирает Юлия Липницкая , будучи ещё ребёнком, она выбирает с редким мужеством взрослого человека, с ясным пониманием того, что она может пройти его только сама.

Возможно, она это ещё не полностью осознаёт, но её цель не материальна. Это не медаль и не чемпионский титул. Её планка поднята гораздо выше. Её подлинная, её настоящая цель – это полная творческая самореализация личности, самая сложная, самая недоступная, но и самая возвышенная, самая прекрасная цель, которая только и может быть поставлена человеком.

Вот почему каждое её выступление проникнуто и духом индивидуализма, и бесхитростной и твёрдой верой ребёнка в его способность добиваться осуществления своей мечты.

Вот почему, увидев, что она упала, те, кто смотрел на неё в ледовом дворце , закрывали руками лица. Вот почему комментатор закричала «Нет!», а многие, увидев, как потух её взгляд и опустились плечи, не сумели сдержать слёз и выключили телевизор.

Но в жизни и искусстве завораживают не радостные и счастливые лица, гораздо более сильное впечатление оставляют лица, на которых видна тяжёлая внутренняя борьба. Борьба, в которой человек стремится, преодолев себя, прорваться сквозь тернии к звёздам.

Борьба, про которую Киплингом написаны бессмертные строки — «Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно всё пусто, всё сгорело, И только воля говорит — «Иди!».

В Юлии Липницкой отчётливо чувствуется её готовность к борьбе.

Но когда, готовясь выполнять произвольную программу, она смотрит вполоборота через плечо, чуть назад и вверх, то кажется, что её взгляд – это робкая и немая мольба, обращённая не столько к зрителям, сколько к неведомым богам, с кроткой просьбой позволить ей выполнить всё, на что она способна. И это так ясно, так по-детски трогательно и непосредственно написано на её лице ребёнка, что остаться к этому равнодушным может только очень чёрствый человек.

Когда она падает, мы остро чувствуем собственное бессилие перед несправедливостью жизни.

Её индивидуальность настолько бросается в глаза, что сами собой угадываются и не удивляют подробности её короткой биографии, бесцеремонно вытащенные журналистами на всеобщее обозрение. Росла без отца в неполной семье. Но именно в неполных семьях часто рождаются сильные духом дети. Все подчёркивают её тесную связь со своей матерью, жертвующую всем, ради развития таланта дочери. Вот откуда характер и требовательность к себе. Все отмечают, что она старше своих лет, что она целеустремленна и твёрдо знает, что хочет. Совсем не детский выбор музыки для своего выступления из кинофильма «Список Шиндлера»? Это — её личное решение. Она старше своих лет и избирательна в общении… Перед нами – сильная личность, облечённая в хрупкую оболочку.

Сегодня, когда Олимпиада стала яблоком раздора, когда одни восхищаются ею, а другие видят в ней лишь безумную имперскую расточительность, на память приходят слова Герцена: «Пушкин стоит псковского оброка!». Выступление Юлии Липницкой заставляет забыть об экономической стороне вопроса.

Конечно, кроме Юлии Липницкой, на Олимпиаде было немало прекрасных спортсменок-фигуристок. Четверо из них набрали большее количество баллов, трое стали призёрами. В спорте — свои правила, и в фигурном катании судят особенно придирчиво и строго. Дадим возможность профессионалам сравнивать спортсменок между собой и обсуждать, кто из них был лучше, и кто был более достоин чемпионского титула.

Несомненно одно – если бы зрительские симпатии могли материализоваться в медали, Юлия Липницкая была бы осыпана золотом с ног до головы. Даже в далёкой Японии, с её вековыми традициями созерцания красоты, где так хорошо умеют чувствовать прекрасное, где к слову сказать, есть и свои знаменитые фигуристки, чьи имена в стране Восходящего Солнца будут поизвестнее имени японского премьер-министра, Юлия Липницкая была замечена как нечто невиданное, как новое русское чудо. Пытаясь хоть как-то запечатлеть всю эфемерную красоту её выступлений в дни олимпиады, японский художник создал её анимэ. Нельзя не разделить его восторга.

Юлия Липницкая напоминает подснежник, пробившийся сквозь лёд и распустившийся под весенним солнцем на склоне Уральских гор. Её танец изящен и неповторим, как узор, который оставляет на стёклах дыхание русского мороза. Её выступление врезается в память с такой же силой, с какой врезается в лёд отточенное, блестящее лезвие её конька. Она как-то очень по-русски трагически прекрасна, как прекрасна может быть только увертюра Чайковского к «Лебединому озеру». Возможно, не за горами тот день, когда мы увидим её на льду, кружащейся под музыку великого русского композитора и вновь почувствуем, как плывут перед глазами краски, и туманится наш взгляд.

Нужно только терпение. Что ж : не отрекаются — любя! Мы будем ждать повторения чуда.

Редакция благодарит Сергея Ахапова за фото из личного архива

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ