Проблема внутреннего спроса – одно из препятствий интенсивного развития российской экономики. При многолетних усилиях, прикладываемых к развитию частного бизнеса, государственное участие в генерации внутреннего спроса неоспоримо высоко, хотя пока явно недостаточно для стабильного развития. По большей части государственные вложения направлены на капитальное строительство и модернизацию производственных мощностей, и осуществляются двумя путями – в виде непосредственного финансирования, и через компании с государственным участием — путём влияния на инвестиционные программы госкомпаний. О том, как обстоит ситуация в разрезе Сибири, в материале «КС».
«Омский научно-исследовательский институт приборостроения» (ОАО «ОНИИП») проводит исследования в области радиосвязи – от создания радиоэлектронных компонентов и устройств радиосвязи до сложнейших комплексов и систем связи и управления связью.
Томский НИИ полупроводниковых приборов работает в наукоемких направлениях: полупроводниковая СВЧ электроника, оптоэлектроника и медицинские изделия.
ОАО «НПЦ «Полюс» специализируется на создании наукоемкого бортового и наземного электротехнического оборудования и систем точной механики, в том числе – для авиации и космонавтики.
СибНИИА имени С.А. Чаплыгина является крупнейшей научно-исследовательской и испытательной базой авиационной и космической отраслей России на Востоке страны.
ОАО «ИСС» владеет технологиями полного цикла создания космических комплексов от проектирования до управления КА на всех орбитах – от низких круговых до геостационарных.
НПП «Радиосвязь» работает в области создания систем и аппаратных комплексов передачи данных, тропосферной, спутниковой связи и навигации в интересах обеспечения обороны и безопасности страны.
Уже в самый первый рабочий день года, 9-го января, Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев утвердил федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. ФАИП – один из «китов», на которых строится система государственного стратегического управления. Эта программа даёт понимание государственных приоритетов социально-экономического развития в целом по России, в разрезе отраслей и регионов.
Как видно, Сибирскому федеральному округу достался почти самый маленький кусок федерального «пирога», меньше получил лишь ближайший западный сосед Сибири – Уральский федеральный округ. Но не надо забывать, что существенная часть сибирского бизнеса, в том числе промышленности, де-юре принадлежит центральным коммерческим и федеральным структурам – так что реально Сибирь может рассчитывать на несколько большую долю российских инвестиций.
Внутри региона бюджетное финансирование распределилась неравномерно: наибольшие инвестиции пойдут в Иркутскую область и Красноярский край, немного меньше достанется Омской области. За этой тройкой лидеров с заметным отставанием расположились Новосибирская область с республикой Бурятия. Остальные сибирские регионы с ещё большим отрывом замыкают список получателей федеральных денег.
Немалую часть объёмов сибирского финансирования занимает социальный комплекс – деньги на детские сады, поликлиники, школы встречаются в бюджетных статьях всех субъектов СФО. Практически ни один сибирский регион не остался без федеральных планов развития высших учебных заведений.
Красной нитью по всей Сибири проходят работы по реконструкции федеральных автодорог — М-51, М-53, М-55 «Байкал» (Челябинск-Омск – Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ), М-52 «Чуйский тракт» (Новосибирск- граница с Монголией), М-54 «Енисей» (Красноярск – Абакан – Кызыл – граница с Монголией). Не забыт и начатый осенью 2013 года Восточный обход Новосибирска – точнее, его первый этап протяжённостью 20 км, и обход города Мариинск на трассе М-53. Председатель правления АНО «Агентство по привлечению инвестиций в Сибирь» Тарас Демиденко отмечает, что сейчас наибольший объём финансирования в СФО по ФАИП сосредоточен на объектах в Иркутской области, Красноярском крае и Омской области. «Основным распорядителем средств по ФАИП является Федеральное дорожное агентство, в его распоряжении основная доля всех бюджетных средств. Эффект для регионов Сибири от средств ФАИП выражается в построенных объектах социальной и транспортной инфраструктуры, дальнейшем развитии инфраструктуры на территории всего округа. Транспортная инфраструктура приоритетна, так как увеличивает внутренний рынок регионов, способствует спросу на продукцию производимую в Сибири, тем самым стимулируя экономику СФО», — заверяет Тарас Демиденко.
Ещё два проекта, в которых участвуют все сибирские регионы — строительство сети цифрового наземного телевизионного вещания и модернизация аэродромов со строительством новых технических комплексов — доплеровских метеорологических локаторов. Комментируя это направление, Тарас Демиденко считает, что такое инвестирование «происходит в направлении развития проектов связи и развития региональной авиации, сфере очень важной для Сибири, с её просторами и расстояниями. Это будет способствовать освоению территорий, развитию внутреннего регионального рынка и созданию новых проектов, которые внесут существенный вклад в рост ВРП и будут способствовать межрегиональной интеграции».
Радует обещание финансирования нескольких крупных проектов СФО, которые по праву относятся к развитию – новому строительству и реконструкции — сибирской промышленной инфраструктуры.
Омская область может надеяться на выделение средств для строительства Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш, а Омский НИИ приборостроения – на рост своего потенциала в области радиосвязи и управления за счёт реконструкции лабораторной базы и научно-технического комплекса высокочастотных акустоэлектронных и пьезокварцевых устройств.
В свою очередь «Сибирский химический комбинат», расположенный в г. Северск Томской области ожидает финансирования строительства модуля уранплутониевого топлива для реакторов на быстрых нейтронах (проект Росатома «Прорыв») – но, похоже, только в следующем году. А томский НИИ полупроводниковых приборов и ОАО «Научно-производственный центр «Полюс»» готовятся к производственно- техническому и технологическому перевооружению за счёт бюджетных средств.
ФГУП «Сибирский НИИ авиации имени С.А. Чаплыгина» (СибНИИА), расположенный в Новосибирске, рассчитывает в 2014 году на бюджетную поддержку в части модернизации и реконструкция стендов для летающих лабораторий, но более серьёзные суммы обещает институту уже следующий, 2015 год.
Заметим, что Новосибирск – единственный из сибирских городов, который включен в ФАИП по статье «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»
В Красноярском крае два высокотехнологичных производства – ОАО «ИСС» («Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф.Решетнёва») и Научно-производственное предприятие «Радиосвязь» смогут использовать бюджетные деньги на техническое перевооружение для дальнейшего выпуска СВЧ аппаратуры и микроэлектроники.
По мнению Тараса Демиденко, на предприятиях СФО, вошедших в программу ФАИП, «основные средства пошли на реконструкцию и техническое перевооружение производств. Это обоснованные и очень необходимые для экономики регионов инвестиции в модернизацию предприятий, которые позволят выпускать современную высокотехнологичную продукцию и позволят предприятиям конкурировать на рынке. Доля таких инвестиций должна быть существенно больше, это база для дальнейшего развития экономики нового технологического уклада».
Алтайским регионам, республикам Бурятия и Тыва федеральный бюджет намерен содействовать в развитии туристического бизнеса – предусмотрено финансирование создания комплексов обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров в Республике Алтай, Алтайском крае («Белокуриха», «Золотые ворота»), Бурятии («Подлеморье», «Кяхта», «Байкальский», «Тункинская долина») и Тыве.
Нельзя не согласиться с мнением эксперта о недостаточности целевого федерального финансирования сибирских регионов. Сибирь странным образом оказывается в экономической ложбине между двумя возвышенностями – традиционным российско-европейским Центром и поднимающимся Дальним Востоком. Топливно-сырьевое богатство сибирских регионов по-прежнему слабо конвертируется в экономическое развитие. Будем надеяться, что намеченное увеличение инвестиций в 2015 году станет позитивным трендом будущих лет, и для этого не пожалеют усилий властные и хозяйствующие структуры Сибирского федерального округа.
Тарас Демиденко, председатель правления АНО «Агентство по привлечению инвестиций в Сибирь»:
— В настоящее время на 2014 год наблюдается сокращение общих объёмов бюджетного финансирования по ФАИП до 637,4 млрд.руб. в целом по РФ, также сокращена доля СФО в общем объёме с 6,2% в 2013 году до 3,7% в нынешнем.
На 2015 год планируется рост финансирования по инвестиционной программе до 658 млрд.руб. с одновременным ростом доли Сибирского федерального округа до 5% от общего объёма бюджетного финансирования.
Конечно, потребности Сибири в инвестициях существенно больше, и если привести получаемые суммы в рамках инвестиционных программ к показателям на единицы площади, населения или доли от объема производства, которую занимает СФО в РФ, то увеличение объёмов ФАИП в несколько раз будет обоснованным.
Владимир Тырин, Заместитель директора по капитальному строительству ФГУП «Сибирский НИИ авиации имени С.А. Чаплыгина», кандидат технических наук:
— Ваше предприятие включено в ФАИП по нескольким статьям. Насколько сложным для вас было добиться федерального финансирования?
— На этапе формирования ФАИП «Развитие гражданской авиационной техники на период до 2015 года» было принято правильное решение, что без технического перевооружения экспериментальной базы ведущих научно-исследовательских центров дальнейшее развитие авиационной техники невозможно. Поэтому наш институт, являясь ведущим в России по вопросам местной аэродинамики и ресурса летательных аппаратов, с самого начала формирования ФАИП был включен в программу, и самым сложным было обосновать необходимость приобретения того или иного оборудования.
— Расскажите более подробно о работах в рамках ФАИП.
— Каждая из статей ФАИП предполагает финансирование реконструкции и технического перевооружения лабораторий и испытательных стендов, входящих в научно-исследовательский комплекс по конкретному направлению деятельности института.
Так, статья «Техническое перевооружение и реконструкция аэродинамических стендов и стендов статических и ресурсных испытаний» предполагает модернизацию дозвуковой аэродинамической трубы Т-203 и сопутствующего ей лабораторного оборудования для проведения научно-исследовательских работ по совершенствованию аэродинамики самолета на режимах взлета и посадки.
В настоящее время заменена механическая часть аэродинамической трубы, а именно — вентилятор, муфты, валы, подшипники, отремонтирована с использованием современных материалов рабочая часть трубы, полностью модернизирована электрическая часть питания двигателей мощностью 2,5 МВт, приобретено новое современное оборудование для модельной мастерской. Приобретается оборудование для системы сбора и обработки информации во время проведения экспериментов, отвечающее самым высоким требованиям мировых стандартов, отлаживается автоматическая система управления комплексом.
Все это должно позволить в 2015 году получить аэродинамический комплекс, отвечающий самым современным требованиям по точности и объему измерений, стабильности и характеристикам потока воздуха в трубе, энергоэффективности.
Кроме этого, данная статья ФАИП предполагает модернизацию корпуса-стенда статических и ресурсных испытаний натурных авиационных конструкций. Предполагается (и большей частью уже выполнена) замена всех инженерных сетей корпуса, реконструкция и ремонт всех ограждающих конструкций с использованием современных материалов с целью соответствия корпуса современным требованиям технологии подготовки и проведение испытаний и требованиям энергоэффективности для такого рода сооружений.
К концу 2015 года мы также получим корпус-стенд, отвечающий современным требованиям и позволяющий существенно снизить стоимость эксперимента из-за снижения затрат по энергетике.
Две другие строки ФАИП предполагают создание научной и производственной базы по разработке, изготовлению и монтажу оборудования на самолеты – летающие лаборатории, используемые для летных испытаний отдельных агрегатов и оборудования, устанавливаемого на разрабатываемых летательных аппаратах, а так же для оснащения испытательным оборудованием авиационной техники на стадии летных испытаний.
Наряду с этим в рамках этого же проекта предполагается создание предсерийного образца самолета-лаборатории, позволяющего осуществить проверку наземного аэродромного оборудования, обеспечивающего взлет и посадку. Эта разработка в первую очередь ориентирована на системы взлета и посадки экспериментальных аэродромов, но также будет обеспечивать проверку на соответствие требованиям ИКАО, предъявляемым к гражданским аэродромам всех классов, включая самое современное оборудование взлета и посадки.