Сибирские адреса федеральных инвестиций

Проблема внутреннего спроса – одно из препятствий интенсивного развития российской экономики. При многолетних усилиях, прикладываемых к развитию частного бизнеса, государственное участие в генерации внутреннего спроса неоспоримо высоко, хотя пока явно недостаточно для стабильного развития. По большей части государственные вложения направлены на капитальное строительство и модернизацию производственных мощностей, и осуществляются двумя путями – в виде непосредственного финансирования, и через компании с государственным участием — путём влияния на инвестиционные программы госкомпаний. О том, как обстоит ситуация в разрезе Сибири, в материале «КС».

«Омский научно-исследовательский институт приборостроения» (ОАО «ОНИИП») проводит исследования в области радиосвязи – от создания радиоэлектронных компонентов и устройств радиосвязи до сложнейших комплексов и систем связи и управления связью.

Томский НИИ полупроводниковых приборов работает в наукоемких направлениях: полупроводниковая СВЧ электроника, оптоэлектроника и медицинские изделия.

ОАО «НПЦ «Полюс» специализируется на создании наукоемкого бортового и наземного электротехнического оборудования и систем точной механики, в том числе – для авиации и космонавтики.

СибНИИА имени С.А. Чаплыгина является крупнейшей научно-исследовательской и испытательной базой авиационной и космической отраслей России на Востоке страны.

ОАО «ИСС» владеет технологиями полного цикла создания космических комплексов от проектирования до управления КА на всех орбитах – от низких круговых до геостационарных.

НПП «Радиосвязь» работает в области создания систем и аппаратных комплексов передачи данных, тропосферной, спутниковой связи и навигации в интересах обеспечения обороны и безопасности страны.

Уже в самый первый рабочий день года, 9-го января, Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев утвердил федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. ФАИП – один из «китов», на которых строится система государственного стратегического управления. Эта программа даёт понимание государственных приоритетов социально-экономического развития в целом по России, в разрезе отраслей и регионов.

Как видно, Сибирскому федеральному округу достался почти самый маленький кусок федерального «пирога», меньше получил лишь ближайший западный сосед Сибири – Уральский федеральный округ. Но не надо забывать, что существенная часть сибирского бизнеса, в том числе промышленности, де-юре принадлежит центральным коммерческим и федеральным структурам – так что реально Сибирь может рассчитывать на несколько большую долю российских инвестиций.

Внутри региона бюджетное финансирование распределилась неравномерно: наибольшие инвестиции пойдут в Иркутскую область и Красноярский край, немного меньше достанется Омской области. За этой тройкой лидеров с заметным отставанием расположились Новосибирская область с республикой Бурятия. Остальные сибирские регионы с ещё большим отрывом замыкают список получателей федеральных денег.

Немалую часть объёмов сибирского финансирования занимает социальный комплекс – деньги на детские сады, поликлиники, школы встречаются в бюджетных статьях всех субъектов СФО. Практически ни один сибирский регион не остался без федеральных планов развития высших учебных заведений.

Красной нитью по всей Сибири проходят работы по реконструкции федеральных автодорог — М-51, М-53, М-55 «Байкал» (Челябинск-Омск – Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ), М-52 «Чуйский тракт» (Новосибирск- граница с Монголией), М-54 «Енисей» (Красноярск – Абакан – Кызыл – граница с Монголией). Не забыт и начатый осенью 2013 года Восточный обход Новосибирска – точнее, его первый этап протяжённостью 20 км, и обход города Мариинск на трассе М-53. Председатель правления АНО «Агентство по привлечению инвестиций в Сибирь» Тарас Демиденко отмечает, что сейчас наибольший объём финансирования в СФО по ФАИП сосредоточен на объектах в Иркутской области, Красноярском крае и Омской области. «Основным распорядителем средств по ФАИП является Федеральное дорожное агентство, в его распоряжении основная доля всех бюджетных средств. Эффект для регионов Сибири от средств ФАИП выражается в построенных объектах социальной и транспортной инфраструктуры, дальнейшем развитии инфраструктуры на территории всего округа. Транспортная инфраструктура приоритетна, так как увеличивает внутренний рынок регионов, способствует спросу на продукцию производимую в Сибири, тем самым стимулируя экономику СФО», — заверяет Тарас Демиденко.

Ещё два проекта, в которых участвуют все сибирские регионы — строительство сети цифрового наземного телевизионного вещания и модернизация аэродромов со строительством новых технических комплексов — доплеровских метеорологических локаторов. Комментируя это направление, Тарас Демиденко считает, что такое инвестирование «происходит в направлении развития проектов связи и развития региональной авиации, сфере очень важной для Сибири, с её просторами и расстояниями. Это будет способствовать освоению территорий, развитию внутреннего регионального рынка и созданию новых проектов, которые внесут существенный вклад в рост ВРП и будут способствовать межрегиональной интеграции».

Радует обещание финансирования нескольких крупных проектов СФО, которые по праву относятся к развитию – новому строительству и реконструкции — сибирской промышленной инфраструктуры.

Омская область может надеяться на выделение средств для строительства Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш, а Омский НИИ приборостроения – на рост своего потенциала в области радиосвязи и управления за счёт реконструкции лабораторной базы и научно-технического комплекса высокочастотных акустоэлектронных и пьезокварцевых устройств.

В свою очередь «Сибирский химический комбинат», расположенный в г. Северск Томской области ожидает финансирования строительства модуля уранплутониевого топлива для реакторов на быстрых нейтронах (проект Росатома «Прорыв») – но, похоже, только в следующем году. А томский НИИ полупроводниковых приборов и ОАО «Научно-производственный центр «Полюс»» готовятся к производственно- техническому и технологическому перевооружению за счёт бюджетных средств.

ФГУП «Сибирский НИИ авиации имени С.А. Чаплыгина» (СибНИИА), расположенный в Новосибирске, рассчитывает в 2014 году на бюджетную поддержку в части модернизации и реконструкция стендов для летающих лабораторий, но более серьёзные суммы обещает институту уже следующий, 2015 год.

Заметим, что Новосибирск – единственный из сибирских городов, который включен в ФАИП по статье «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»

В Красноярском крае два высокотехнологичных производства – ОАО «ИСС» («Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф.Решетнёва») и Научно-производственное предприятие «Радиосвязь» смогут использовать бюджетные деньги на техническое перевооружение для дальнейшего выпуска СВЧ аппаратуры и микроэлектроники.

По мнению Тараса Демиденко, на предприятиях СФО, вошедших в программу ФАИП, «основные средства пошли на реконструкцию и техническое перевооружение производств. Это обоснованные и очень необходимые для экономики регионов инвестиции в модернизацию предприятий, которые позволят выпускать современную высокотехнологичную продукцию и позволят предприятиям конкурировать на рынке. Доля таких инвестиций должна быть существенно больше, это база для дальнейшего развития экономики нового технологического уклада».

Алтайским регионам, республикам Бурятия и Тыва федеральный бюджет намерен содействовать в развитии туристического бизнеса – предусмотрено финансирование создания комплексов обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров в Республике Алтай, Алтайском крае («Белокуриха», «Золотые ворота»), Бурятии («Подлеморье», «Кяхта», «Байкальский», «Тункинская долина») и Тыве.

Нельзя не согласиться с мнением эксперта о недостаточности целевого федерального финансирования сибирских регионов. Сибирь странным образом оказывается в экономической ложбине между двумя возвышенностями – традиционным российско-европейским Центром и поднимающимся Дальним Востоком. Топливно-сырьевое богатство сибирских регионов по-прежнему слабо конвертируется в экономическое развитие. Будем надеяться, что намеченное увеличение инвестиций в 2015 году станет позитивным трендом будущих лет, и для этого не пожалеют усилий властные и хозяйствующие структуры Сибирского федерального округа.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Тарас Демиденко, председатель правления АНО «Агентство по привлечению инвестиций в Сибирь»:

— В настоящее время на 2014 год наблюдается сокращение общих объёмов бюджетного финансирования по ФАИП до 637,4 млрд.руб. в целом по РФ, также сокращена доля СФО в общем объёме с 6,2% в 2013 году до 3,7% в нынешнем.

На 2015 год планируется рост финансирования по инвестиционной программе до 658 млрд.руб. с одновременным ростом доли Сибирского федерального округа до 5% от общего объёма бюджетного финансирования.

Конечно, потребности Сибири в инвестициях существенно больше, и если привести получаемые суммы в рамках инвестиционных программ к показателям на единицы площади, населения или доли от объема производства, которую занимает СФО в РФ, то увеличение объёмов ФАИП в несколько раз будет обоснованным.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ:

Владимир Тырин, Заместитель директора по капитальному строительству ФГУП «Сибирский НИИ авиации имени С.А. Чаплыгина», кандидат технических наук:

— Ваше предприятие включено в ФАИП по нескольким статьям. Насколько сложным для вас было добиться федерального финансирования?

На этапе формирования ФАИП «Развитие гражданской авиационной техники на период до 2015 года» было принято правильное решение, что без технического перевооружения экспериментальной базы ведущих научно-исследовательских центров дальнейшее развитие авиационной техники невозможно. Поэтому наш институт, являясь ведущим в России по вопросам местной аэродинамики и ресурса летательных аппаратов, с самого начала формирования ФАИП был включен в программу, и самым сложным было обосновать необходимость приобретения того или иного оборудования.

— Расскажите более подробно о работах в рамках ФАИП.

— Каждая из статей ФАИП предполагает финансирование реконструкции и технического перевооружения лабораторий и испытательных стендов, входящих в научно-исследовательский комплекс по конкретному направлению деятельности института.

Так, статья «Техническое перевооружение и реконструкция аэродинамических стендов и стендов статических и ресурсных испытаний» предполагает модернизацию дозвуковой аэродинамической трубы Т-203 и сопутствующего ей лабораторного оборудования для проведения научно-исследовательских работ по совершенствованию аэродинамики самолета на режимах взлета и посадки.

В настоящее время заменена механическая часть аэродинамической трубы, а именно — вентилятор, муфты, валы, подшипники, отремонтирована с использованием современных материалов рабочая часть трубы, полностью модернизирована электрическая часть питания двигателей мощностью 2,5 МВт, приобретено новое современное оборудование для модельной мастерской. Приобретается оборудование для системы сбора и обработки информации во время проведения экспериментов, отвечающее самым высоким требованиям мировых стандартов, отлаживается автоматическая система управления комплексом.

Все это должно позволить в 2015 году получить аэродинамический комплекс, отвечающий самым современным требованиям по точности и объему измерений, стабильности и характеристикам потока воздуха в трубе, энергоэффективности.

Кроме этого, данная статья ФАИП предполагает модернизацию корпуса-стенда статических и ресурсных испытаний натурных авиационных конструкций. Предполагается (и большей частью уже выполнена) замена всех инженерных сетей корпуса, реконструкция и ремонт всех ограждающих конструкций с использованием современных материалов с целью соответствия корпуса современным требованиям технологии подготовки и проведение испытаний и требованиям энергоэффективности для такого рода сооружений.

К концу 2015 года мы также получим корпус-стенд, отвечающий современным требованиям и позволяющий существенно снизить стоимость эксперимента из-за снижения затрат по энергетике.

Две другие строки ФАИП предполагают создание научной и производственной базы по разработке, изготовлению и монтажу оборудования на самолеты – летающие лаборатории, используемые для летных испытаний отдельных агрегатов и оборудования, устанавливаемого на разрабатываемых летательных аппаратах, а так же для оснащения испытательным оборудованием авиационной техники на стадии летных испытаний.

Наряду с этим в рамках этого же проекта предполагается создание предсерийного образца самолета-лаборатории, позволяющего осуществить проверку наземного аэродромного оборудования, обеспечивающего взлет и посадку. Эта разработка в первую очередь ориентирована на системы взлета и посадки экспериментальных аэродромов, но также будет обеспечивать проверку на соответствие требованиям ИКАО, предъявляемым к гражданским аэродромам всех классов, включая самое современное оборудование взлета и посадки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ