Депутаты против «распила»

Контрольно-счетная палата НСО проверила законность и результативность использования средств областного бюджета, направленных на реализацию долгосрочной целевой программы «Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово на 2011 – 2015 годы» в 2011-2012 годах и за текущий период 2013 года. Результаты были озвучены на заседаниях двух комитетов законодательного собрания НСО. Они вызвали бурную дискуссию среди депутатов. В результате на заседании 19 февраля парламентарии приняли решение больше не финансировать проекты через АИР, мотивируя что текущая схема имеет в себе подспудную цель – «распил» бюджета.

Нарушения в реализации целевой программы

Упомянутая долгосрочная целевая программа (ДЦП) была принята в 2011 году в целях обеспечить ускоренное развитие высокотехнологических отраслей экономики и создания биотехнопарка на территории Новосибирской области. Сейчас ее проверку провели в связи с плановой работой Контрольно-счетной палаты (КСП).

По словам аудитора контрольно-счетной палаты Елены Саблиной, в 2011, 2012 годах и с январь по сентябрь 2013 года на реализацию долгосрочной целевой программы было выделено 530 млн. руб. В том числе из областного бюджета – 429 млн. руб., а из бюджета Кольцово — еще 54 млн. руб. Из них 50 млн. руб. составил взнос в уставный капитал управляющей компании. Из внебюджетных источников по инвестиционным программам ООО РЭС было выделено 47 млн. руб.

«В ходе проверки выявлен ряд системных недостатков, характерных для инвестиционных проектов, которые реализуются в НСО через взносы в уставный капитал акционерных обществ. Как и при строительстве Промышленно-логистического парка (ПЛП), формы и сроки доведения бюджетных инвестиций от Агентства Инвестиционного развития до УК «Биотехнопарк» (БТП), которая осуществляет реализацию проекта, не установлены. В отличие от строительства ПЛП, Агентство инвестиционного развития (АИР) фактически не осуществляло консультационную поддержку данного проекта», — утверждает Елена Саблина.

В ноябре 2013 года Департамент имущества и земельных отношений (ДИЗО) за счет бюджетных средств приобрел у АИР в государственную собственность области акции УК БТП за 400 миллионов. Руб. Как сказано в обоснованиях ДИЗО, с целью упрощения процедуры и срока доведения бюджетных ассигнований.

«В результате из областного бюджета оплачены акции, которые АИР ранее приобрел за счет средств областного бюджета. Необходимость выкупить акции УК БТП за счет средств областного бюджета возникла в связи с неэффективностью по нашему мнению, выбранной схемы направления бюджетных инвестиций, — говорит Елена Саблина. – Также системным недостатком является то, что в разработке концепции утверждения ДЦП отсутствовал инвестиционный проект создания биотехнопарка и бизнес-план с обоснованием необходимых объемов инвестиций, форм привлечения средств и графиком выполнения работы. Параметры бизнес-плана, утвержденного УК БТП только в декабре 2012 года отличаются от показателей ДЦП по объему как вложений, и ожидаемым целевым показателям. При этом в нем отсутствует финансовый план затрат строительства по годам».

Из-за отсутствия финансового плана инвестиционного проекта и увязанного графика выделения бюджетных инвестиций УК БТП имело возможность использовать свободные деньги для выдачи беспроцентного займа АИР. И в 2011 году организация ею воспользовалась, предоставив агентству 65 млн. руб., которые были возвращены в сентябре 2012 года. Также свободные средства размещались на депозитных счетах. Доходы от депозитов составили 7,5 млн. руб. На 1 октября 2013 года на счетах УК БТП осталось 80 млн. руб. Из них 35 млн. руб. на депозите.

Елена Саблина также отметила, что как и при строительстве ПЛП, проектная документация проходила государственную экспертизу без предоставления смет, что по заключению контрольно-счетной палаты, повлияло на оценку достоверности объемов и эффективности использования средств на капитальные вложения. Так оказались существенно превышены расходы на подготовку проектно-сметной документации – 25 млн. рублей при плане 11 млн. руб., вертикальную планировку площадки 66 млн. руб. при плане 30 млн. руб., строительство центра коллективного пользования – 91 млн. руб. при плане 150 млн. руб. Стоимость строительства по смете центра коллективного пользования — 243 млн. руб.

При этом 3 мероприятия на сумму 138 млн. руб. не исполнялись из-за отсутствия потребности резидентов. УТ БТП самостоятельно без внесения изменения в ДЦП распределило полученные средства на строительство других объектов инфраструктуры.

Бездействие министерства

С 2014 года финансирование ДЦП на строительство инфраструктурных объектов за счет средств областного бюджета не планируется. Предусмотрен взнос в уставный капитал УК БТП за счет средств бюджета поселка Кольцово в размере 99 млн. руб.

«Министерством экономического развития как заказчиком-координатором мер по своевременному внесению изменений в ДЦП не принимались. Отчетные данные по ряду мероприятий не соответствуют фактическим расходам, что свидетельствует о недостаточном контроле за реализацией ДЦП», — сообщила Елена Саблина. – «На конец 2012 года намеченные целевые показатели ДЦП по количеству компаний-резидентов не достигнуты. Имеется заключенный договор только с одним резидентом при плане в три. В 2013 году заключен договор еще с одним резидентом. А по плану их должно быть 6. Также системным недостатком является отсутствие инвестиционного проекта и бизнес-плана».

«Разброд и шатание»

Стоит отметить, что доклад контрольно-счетной палаты озвучили на заседаниях двух заседаниях Законодательного собрания Новосибирской области: на комитете по транспортной, промышленной и информационной политике и на комитете по бюджетной финансово-экономической политике НСО. И на обоих мероприятиях депутаты были крайне возмущены услышанным.

«Мы очень детально проанализировали акт Контрольно-счетной палаты, провели работу для того, чтобы устранить существующие недостатки и не допустить их повторения в будущем, — прокомментировал доклад КСП заместитель министра экономического развития Новосибирской области Виталий Шовтак. – 5 февраля мы подписали план по устранению недостатков. 12 февраля мы направили его в адрес КСП».

«На сегодняшний день отставание от плана реализации проекта связаны с конъектурой рынка. То есть компания немого растянула свои планы по времени, но не отказывается от объемов инвестиций», — объяснил Генеральный директора УК «Биотехнопарк» Владимир Кожевников. – «На данный момент уже введены в эксплуатацию ускорительный и лабораторный корпус. Ведется проектирование еще одного корпуса. Это достаточно длительный процесс. Объем инвестиций составляет около 50 млн. евро. Поэтому проект не заморожен и не остановлен, просто немного затянут по времени».

Однако такие объяснения депутатов не устроили. Один из вопросов, который их заинтересовал: кто несет ответственность за все эти нарушения.

«Получается, Агентство инвестиционного развития, Промышленно-логистический парк, Биотехнопарк и министерство экономического развития не знают, куда дальше идут бюджетные средства», — говорит депутат Законодательного собрания НСО Максим Леоненко. – Деньги выделяются на строительство, на определенные цели, на получение потом налоговых отчислений. Но у нас разброд и шатание полное. Мы, может быть, лучше садики будем строить на эти средства?»

Стоит отметить, что недавно аналогичные отчеты проводились по возведению Промышленно-логистического парка, и результаты тоже были не утешительные. Депутаты отметили, что такого рода проекты реализуются через АИР по одной и той же схеме.

«Сейчас мало просто устранять недостатки. Надо в корне менять все. Здесь схема, которая имеет в себе подспудную цель – «распил» бюджета, — посетовала депутат Законодательного собрания НСО Вера Ганзя. – Заменять руководство здесь бессмысленно. Надо менять подходы. Проект Биотехнопарка хорош. Но мы его, извините, испоганим таким финансированием. Я считаю, нужно поставит вопрос о целесообразности существования АИР».

В результате на комитете по бюджетной финансово-экономической политике НСО, депутаты решили более подробно рассмотреть программу в мае и посетить непосредственно место возведения Биотехнопарка. Кроме того они решили больше не финансировать различные проекты через АИР и написать об этом письмо в правительство НСО.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ