Готовы поручиться: гарантии сибирскому бизнесу

Повышение доступности банковского кредитования — постоянная тема любой дискуссии об эффективных мерах увеличения темпов роста российской экономики. Однако поиск путей к достижению этой цели пока приводит к демонстрации непримиримых позиций федеральных властных и финансовых структур. Станет ли создание «Агентства кредитных гарантий» долгожданным наглядным примером единения мнений и реальным шагом от разговоров к реальным делам и как сейчас обстоит ситуация в различных субъектах СФО, выяснял «КС».

На пути к светлому будущему МСБ

Пока еще не подведены все итоги прошедшего года, но по прошествии января уже выстраиваются новые планы — наверстать упущенное и заложить-таки основу для устойчивого долгосрочного развития. Сегодня 2013 год воспринимается как расплата за своевременно не принятые или не доведенные до конца решения и представляет собой новую точку отсчета, ниже которой опускаться уже нельзя. И если в январе прошлого года преобладали радужные прогнозы («наступила новая фаза развития российской экономики… ВВП за год составит 3,6%, среднегодовой прирост промышленного производства — от 2,6% до 4,2%, в 2014 году Россия войдет в пятерку ведущих стран мира, обогнав Германию…»), то нынешний январь был месяцем генерации новых концепций, программ и подходов — все на благо дальнейшего экономического роста.

Тон задало Минэкономразвития. Уже в начале второй декады января появилась информация о подготовке документа под звучным названием «Концепция первоочередных мер социально-экономического развития». С этих пор отдельные положения «Концепции…» неоднократно озвучивались и становились поводом для дискуссий. Что же, по мнению авторов, должно стимулировать экономический рост в средне- и долгосрочной перспективе?

Для бизнеса разных уровней, в зависимости от величины и формы собственности, предлагаются различные подходы. Так, компаниям с участием государства предписывается совершенствование стандартов корпоративного управления, а долгосрочные программы этих компаний будут проходить аудит на уровне правительственных органов, и только после этого «решением правительства РФ принимается вариант либо одобрить проект развития, либо дать соответствующие замечания, которые необходимо учесть». Есть надежда, что такой подход «позволит серьезно повысить эффективность работы компаний, а также позволит соответствовать тем целям развития, которые правительство РФ ставит перед этими компаниями». Отсюда же, из более пристального внимания государства к естественным монополиям, вытекает, по мнению авторов «Концепции…» и второе качество — снижение издержек госкомпаний при реализации собственных инвестиционных программ. Ведь они будут проходить аудит на правительственном уровне — следовательно, все возможные неэффективные затраты обречены на исключение в самой ранней стадии. В результате усиления государственного участия — не только в капитале, но и в управлении госкомпаниями — ожидается синергетический позитивный эффект. Мало того, что госкомпании заработают более эффективно, так еще и произойдёт сдерживание тарифов и услуг инфраструктурных монополистов. Теперь главное, чтобы «гладко было» не только на бумаге…

Для малого и среднего бизнеса предлагаются другие пути развития. Основные препятствия развитию этого сектора Минэкономразвития видит в двух направлениях — чрезмерная налоговая и регулятивная нагрузка и недостаточность финансирования из-за ограниченного доступа к банковским кредитным ресурсам. Но если по вопросам работы с госкорпорациями у авторов «Концепции…» нашлись только сторонники, то реакция различных властных и финансовых структур на предложения для активизации частного бизнеса показала неоднозначность подходов Минэкономразвития.

Так, для малого бизнеса было предложено ввести льготы — налоговые (двухлетние каникулы для новой компании) и регулятивные (запрет на проверки), а также исключить малый бизнес из сферы действия антимонопольного законодательства (за исключением ценовых сговоров и сговоров на торгах). Стоит заметить, что идея налоговых каникул была озвучена В. Путиным в декабре 2013 года в послании Федеральному Собранию: «…все регионы страны могут предоставлять двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий, работающих в производственной, социальной, научной сферах».

Эти идеи, никем не отвергаемые в принципе, вызвали у экспертов сомнение в возможности практической реализации. Существуют вполне обоснованные опасения, что предлагаемыми льготами — как налоговыми, так и антимонопольными — в первую очередь поспешат воспользоваться крупные компании путем выведения части своего бизнеса в сегмент малого предпринимательства. Вполне вероятен рост преференций компаниям малого бизнеса, аффилированным с муниципальными властями. Возможно и появление фирм–«двухлеток», исчезающих после окончания налоговых каникул. В связи с этим участниками рынка предлагался вариант ввода преференций только тем предприятиям, в которых заинтересован регион, дабы исключить злоупотребления.

Но наибольшее развитие получило предложение Минэкономразвития, касающееся повышения доступности бизнеса к банковским кредитным ресурсам. Эта тема постоянно поднимается министерством, и еще летом 2013 года в План мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики, были включены пункты «Подготовка предложений по повышению доступности кредитных инструментов для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет использования средств Фонда национального благосостояния для обеспечения кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Оказание комплексной гарантийной поддержки кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства: оказание государственной гарантийной поддержки субъектам среднего предпринимательства и создание национальной системы гарантийных организаций, включая создание федерального гарантийного фонда, учреждаемого правительством Российской Федерации» со сроками исполнения декабрь 2013 года и соисполнителями — Министерством финансов и ЦБ РФ.

Однако, похоже, соисполнители не смогли прийти к общему решению. Минфин активно выступил против кредитования малого и среднего бизнеса средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ), мотивируя это высокими рисками и внутренней политикой ФНБ (практически заполненным 40%-ным лимитом инвестирования в российских рублях). А ЦБ РФ ранее уже указал путь к повышению доступности кредитов — снижение банковских издержек и маржи, к тому же выдал новый ориентир для коммерческих банков — «ключевую ставку» недельной ликвидности в размере 5,5% годовых. В результате 2013 год закончился известным нерадостным итогом — рост ВВП за год добрался лишь до 1,3%.

В 2014 году Минэкономики более активно принялось претворять в жизнь свои проекты, в результате чего был разработан и вынесен для публичного обсуждения проект постановления правительства РФ «О создании открытого акционерного общества небанковской депозитно-кредитной организации «Агентство кредитных гарантий». Предполагается, что «Основной деятельностью Агентства является предоставление контргарантий региональным гарантийным организациям для увеличения объемов гарантийной поддержки малых и средних предприятий и прямых гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты, в случаях, когда сумма кредита превышает возможности региональных гарантийных организаций». При этом должны быть достигнуты цели «снижения кредитных рисков инвестиционных проектов малых и средних предприятий…; улучшения условий кредитования субъектов МСП; увеличения объемов долгосрочного кредитования субъектов МСП; увеличения возможностей региональных гарантийных организаций предоставлять поручительства по кредитам малых и средних предприятий».

Обсуждение этого проекта на Едином федеральном портале закончилось 6 февраля. Далее планируется работа с полученными предложениями и вынос скорректированного документа на окончательное утверждение. Но уже сейчас можно говорить о первых итогах продвижения этого проекта — 3 февраля на совещании у премьер-министра «О мерах поддержки малого и среднего предпринимательства» участники обсудили «систему гарантий, которые государство готово предоставить кредитным организациям при инвестировании в малый и средний бизнес». Здесь же вновь поднимался вопрос об использовании средств ФНБ, но все стороны, похоже, остались при своих прежних мнениях — окончательное решение пока не принято.

На последующем брифинге министр экономразвития Алексей Улюкаев объявил о «принятии решения о создании федерального гарантийного фонда, который сможет выровнять стандарты и параметры работы всех региональных фондов, их требования к заемщику, к параметрам предоставляемых кредитов, условиям кредитования, с тем чтобы они были единообразными и типовыми. И кроме того, с тем чтобы этот федеральный гарантийный фонд мог предоставлять под поручительство, которое дают региональные фонды, свои контргарантии, а в необходимых случаях непосредственно выставлять гарантии для заемщиков в случае объемных кредитов». Теперь дело за капитализацией создаваемого фонда, которая в 2014 году должна превысить 10 млрд рублей.

В достижении планов Минэкономразвития по увеличению темпов роста российского бизнеса большую роль играют региональные фонды поддержки, работающие практически во всех субъектах России и СФО. На том же брифинге Алексей Улюкаев оценил роль этих структур: «У нас сейчас работает система региональных гарантийных фондов. Большой объем — 37 тыс. кредитов — под эти гарантии был выдан на сумму больше 230 млрд рублей». Возможно, именно им предстоит увеличивать гарантийное покрытие для кредитования регионального бизнеса с использованием потенциала создаваемого федерального фонда «Агентство кредитных гарантий».

В разрезе Сибири

В Сибирском федеральном округе практически во всех центрах субъектов Федерации работают механизмы и структуры поддержки бизнеса. Помимо субсидирования затрат предприятий и процентных ставок по кредитам, используются различные схемы — информационная поддержка, бизнес-инкубаторы, микрофинансирование и гарантийное обеспечение. Не умаляя значимости первых трех направлений, стоит признать: последние новации могут существенно повлиять на финансовые потоки поддержки бизнеса по линии предоставления гарантий и поручительств.

Характеризуя работу Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства, начальник управления поддержки малого и среднего предпринимательства, инвестиций и инноваций министерства экономики Омской области Денис Кушнер пояснил «КС», что с помощью областного гарантийного фонда предприниматели за 9 месяцев 2013 года получили кредиты на сумму порядка 900 млн рублей.

В свою очередь Томским гарантийным фондом за 2013 год выдано 41 поручительство по банковскому кредиту и одно по банковской гарантии на общую сумму 165 535 482 руб. В том числе было выдано 2 поручительства козоводческой ферме — одному из показательных хозяйств региона. По информации заместителя директора по экономике и финансам ООО «Гарантийный фонд Томской области» Евгения Павловских, с поддержкой фонда открылся крупный автосалон, выдано два поручительства крупному производителю мороженого, который запросил кредит на инвестиционные цели.

Говоря о Сибири, нельзя не обратить пристальное внимание и на ситуацию в Новосибирской области. Начальник отдела по работе с предприятиями МСП Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области Ольга Дыдикова пояснила «КС», что фонд в 2013 году предоставил своим клиентам поручительства на сумму 911 957 178,83 рублей, при этом сумма обязательств, по которым предоставлено поручительство Фонда, составила 1 911 955 814,00 рублей. Среди клиентов Фонда оказались ООО «Дядя Дёнер», ООО «ШашлыкоФФ 1», ООО «Кондитерский Дом Дудник», ЗАО «НПО «ДЮМА», ООО «Аванта-мед», ООО «Пеликан», ЗАО «Винус». С 2013 года Фонд стал предоставлять поручительства по договорам финансовой аренды (лизинга). При этом в мае 2013 года фонд повысил свой рейтинг — крупнейшее национальное рейтинговое агентство России «Эксперт РА» присвоило Фонду развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области рейтинг класса «А+»: «Очень высокий уровень надежности гарантийного покрытия».

Алтайский гарантийный фонд за последние шесть лет с помощью предоставления поручительств фонда на сумму свыше 1,2 млрд рублей позволил субъектам малого и среднего бизнеса Алтая привлечь на развитие своих проектов более 3 млрд рублей кредитных средств.

Государственный фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области в течение 2013 года предоставил своим клиентам поручительств в общей сумме 260,06 млн рублей. Используя такие гарантии, предприниматели области привлекли 477,1 млн рублей банковских кредитов. Как сообщил «КС» генеральный директор Государственного фонда поддержки предпринимательства Кемеровской области Константин Андрусик, «фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области, как и прежде, останется тем инструментом, которым уже привыкли пользоваться субъекты МСП при получении кредитов в небольших суммах. За 2013 год мы выдали более 90 поручительств, а всего за пять лет работы — более 600, что говорит о востребованности этой меры для предпринимателей, получающих кредиты в сумме от 1 до 10 млн рублей». При этом, по словам директора фонда, был поддержан «ряд производственных проектов: переработка вторичного пластика, производство молочных продуктов, гусиного мяса. Также поддержали проект расширения швейного производства. Все это позволит не только обеспечить занятость более 49 человек, но и пополнить бюджеты всех уровней».

Оценивая перспективы 2014 года, Константин Андрусик напоминает, что экономика развивается волнообразно, поэтому спад, который сегодня чувствуют те или иные отрасли, безусловно, отразится на финансовых показателях предпринимателей. Однако такие явления, по его мнению, не повод отказываться от планов по развитию своего бизнеса. «Сегодня Госфонд Кемеровской области может играть роль той структуры, которая в силу уставных задач призвана поддерживать субъектов при решении текущих задач бизнеса: пополнение оборотных средств, приобретение основных средств, замещение более дорогих займов более дешевыми. Причем сегодня средства Госфонда накоплены в объеме достаточном, чтобы удовлетворить спрос на такие финансовые ресурсы», — уверен собеседник «КС».

В свою очередь Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, используя механизм предоставления поручительств, сумело обеспечить прирост кредитного портфеля МСП на 268,8 млн рублей, выдав 30 гарантий на общую сумму 112,5 млн рублей. Об этом «КС» проинформировала специалист агентства по связям с общественностью фонда Татьяна Бунина.

При этом агентство сертифицировано в области оказания услуг субъектам малого и среднего бизнеса в части предоставления займов, микрозаймов; поручительств по кредитным и иным договорам; поддержки внешнеэкономической деятельности; содействия в поиске партнеров на мировом и российских рынках; консультаций и обучения.

Наконец, Иркутский областной гарантийный фонд, по данным на 1 ноября 2013 года, выступил поручителем за 367 предпринимателей на общую сумму в 1,83 млрд рублей. Воспользовавшись поручительством гарантийного фонда, они смогли привлечь в свой бизнес финансовые ресурсы, превышающие 2,87 млрд рублей).

Все структуры поддержки бизнеса Сибири активно работают в своих регионах по направлению предоставления гарантийного обеспечения. Однако создание крупной федеральной компании «Агентство кредитных гарантий» способно существенно увеличить возможности региональных коллег. Не исключено, что региональные фонды будут выступать агентами федерального Агентства, участвуя в получении заемщиками контргарантий и сопровождении сделок крупных заемщиков, нуждающихся в гарантийном покрытии сверх лимитов региональных фондов. Осталось дождаться начала работы Агентства, и оценить его первые результаты.

В материале использована информация с официальных сайтов органов поддержки предпринимательства субъектов СФО.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Константин Андрусик, генеральный директор Государственного фонда поддержки предпринимательства Кемеровской области:

— Агентство кредитных гарантий призвано поддерживать крупные, значимые для региона инвестиционные проекты, которым поддержки действующего в субъекте гарантийного фонда недостаточно. Сегодня гарантийный фонд Кемеровской области может выдавать поручительства в сумме до 32,8 млн рублей, а такие проекты, как строительство перерабатывающих производств, предприятий, производящих товары народного потребления, и другие бывают гораздо более инвестиционно емкими! В «чистом поле» завод по производству палет, например, не построишь! Поэтому нужны инструменты, с помощью которых можно привлечь инвестиции от 100 млн рублей и более.

Конечно, таким инструментом может быть поручительство Агентства, и те соискатели инвестиций, которые на протяжении длительного времени не могут получить кредиты по причине отсутствия залога, смогут на них рассчитывать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ