Проверка на выдержку. Итоги 2013 года на авторынке Сибири

В 2013 году в Сибири было реализовано около 190 тысяч новых автомобилей, что, по предварительным оценкам, на 14,7% меньше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные по продажам новых автомобилей в СФО, попавшие в распоряжение «КС». В целом по России, как известно, авторынок упал лишь на 5%. Ситуация в разрезе отдельных городов еще критичнее: 20%-ное падение в Кемерове, 19%-ное — в Томске, 18%-ное — в Красноярске. Текущий год обещает стать для авторынка еще более сложным. Исходя из этого можно ожидать очередного перераспределения сил на рынке.

Большая часть автомобилей, реализованных в СФО, — практически пятая часть — традиционно осталась в Красноярске. Второе место удержал Новосибирск (17%), а почетное третье место получил Кемерово (14%). Однако по темпам падения рынка Кузбасс, как уже было сказано, оказался в первых рядах (–20%). Довольно неплохо выстоял Новосибирск (–12%). А меньше всего «упал» Омск (–1%), но это объясняется эффектом низкой базы и тем, что продажи в городе традиционно были невысоки и не соответствовали статусу города-миллионника.

На ключевых событиях, происходивших в 2013 году и приведших к изменению ситуации на рынке, «КС» подробно останавливался в конце прошлого года. В этот раз мы провели традиционное аналитическое исследование состояния сибирского авторынка, основываясь на имеющихся данных.

Рекордсмены по росту и падению

Говоря о марках, которые по итогам 2013 года смогли в наибольшей степени нарастить продажи, стоит отметить китайские FAW, Lifan (+120%), Geely (+69%). В Омске два последних бренда сумели даже войти в городской Топ-10 по продажам. В Кемерове точно так же «пробился» Lifan. Таким образом, на фоне общего падения рынка у китайских производителей появился долгожданный шанс на закрепление позиций на сибирском рынке.

За счет эффекта низкой базы выросли марки группы FIAT, в частности, сам FIAT (+143%) и Jeep (+96,7%). Также стоит отдельно выделить корейский SsangYong (+61%), японские Subaru (+35%) и Honda (+35%). Так, SsangYong усилиями трех дилеров за прошлый год продал в Новосибирске 685 автомобилей против 274 в соседнем Красноярске или 101 в Омске. Аналогичная ситуация сложилась и с Subaru: 619 машин в Новосибирске против 269 в Красноярске и 137 в Омске.

В свою очередь среди аутсайдеров года по темпам прироста можно отметить Cadillac (–63%), Uz-Daewoo (–50%), Volvo (–46%), Ford (–38%). Результаты последнего объясняются в том числе сокращением дилерской сети: в 2013 году с маркой были расторгнуты договоры со стороны партнеров в Новосибирске («СЛК-Моторс»), Омске («Евразия-Моторс») и Томске («ММР-Авто»). В свою очередь со схожей проблемой столкнулся и Volvo — сейчас марка среди городов Сибири представлена только в Красноярске, Иркутске и Кемерове.

Сибирская «десятка»

Первое место по Сибири традиционно удерживает «АвтоВАЗ», сумевший реализовать за год свыше 33 тысяч автомобилей. Однако такие результаты не идут в сравнение с результатами 2012 года (–30%). В итоге Lada упала за год в большей степени, чем все остальные члены ТОП–10. По сути «АвтоВАЗ» медленно теряет крупные города России, что стало заметно и на примере Сибири. Так, в Новосибирске и Красноярске продажи АвтоВАЗа сократились еще больше, чем в целом по региону, — на 35%. А в Иркутске Ladaуже в 1,45 раза уступила ближайшему преследователю в лице Toyota. Таким образом, в дальнейшем могущество завода будет держаться исключительно на небольших городах региона. Но пока по факту этот тренд не очень грозит завода, поскольку почти четверть всех продаж по Сибири была сосредоточена в Красноярске. Если говорить об «АвтоВАЗе» в разрезе моделей, то 37% всех продаж «АвтоВАЗа» пришлось на Granta. Также в фаворитах — нестареющая «Нива» (4х4), Largus и Kalina. Все они попали в Топ-10 моделей по СФО.

Второе место в «абсолютном зачете» и первое среди иномарок заняла японская Toyota, продажи которой за период упали на 11,3%. Если раньше марка удерживала пьедестал в большинстве городов Сибири, то теперь она уступила Hyundai в Омске, Chevrolet в Кемерове, Hyundai и Renault в Омске, а также Hyundai, Renault, Chevrolet, Nissan в Барнауле. Благополучно обстоит лишь ситуация в Красноярске, на который приходится четверть всех сибирских продаж Toyota. Таким образом, японской марке становится немного сложнее конкурировать с «корейцами» и «европейцами». На сегодняшний день в линейке Toyota сибиряки лучше всего покупают RAV4, Camry и Corolla.

Замыкает первую тройку корейская Hyundai. Своими результатами на 60% она обязана бюджетной модели Solaris. Среди других автомобилей хорошо продается ix35. Тем не менее продажи Hyundai за год все же упали на 2%. Увереннее всего марка сейчас чувствует себя в Омске и Барнауле (1-е место среди иномарок), а хуже всего — в Томске (9-е место, –43%), где интересы марки представляет ГК «Автосан».

С 6-го на 4-е место поднялась за год французская Renault, нарастившая продажи на 6% на фоне общего падения рынка. В Новосибирске французской марке удалось «вскочить» с 4-й строчки на вторую, показав прирост в целых 40%. Во многом это объясняется успешной работой в городе двух дилеров марки — столичного «Автомира» и местной «МАКС Моторс». Гораздо слабее позиции марки на фоне конкурентов в Кемерове (8-е место, –22%) и Иркутске (7-е место, –3%). Основной объем продаж французской марке сформировали модели Duster, Logan и Sandero.

Замыкает Топ-5 марка Chevrolet (5-е место), за год упавшая на 19%. В Новосибирске этот бренд уже лишь 9-й (–28%), а в Иркутске 8-й (–27%), и это несмотря на наличие в каждом из этих городов двух дилеров: «Новосибирск-Авто» и «Сибтрансавто», а также «Люкс-Авто» и «Первая Автоколонна» соответственно. На этом фоне марка гораздо успешнее в Кемерове (2-е место), Барнауле (3-е место) и Томске (3-е место). Своим результатам марка обязана нестареющей «Ниве», на которую приходится более 50% ее продаж. Из других моделей линейки неплохо продаются Cruze и Aveo.

Несмотря на значительные амбиции, лишь на 6-й строчке располагается корейская KIA (–9%). Среди городов Сибири наиболее сильны ее позиции в Кемерове (4-е место, –12%). Довольно стабильно марка себя чувствует в Омске, Красноярске и Иркутске (5-е место). А вот в Барнауле, где интересы бренда представляет «РЕАЛ-Моторс», она пока лишь 9-я (–31%). Среди линейки KIA больше всего пользуется спросом Rio (на нее приходится порядка 40% всех продаж), а также Sportage. Интересно и то, что за год в СФО нашли своих владельцев 42 флагманских седана Quoris.

Пятую часть своих продаж за год потерял Nissan, следующий далее по списку. Объемы японской марке прежде всего делает полноприводная линейка — Juke, X-Trail, Qashqai. Если смотреть ситуацию по городам, то несмотря на запуск второго дилера в Красноярске в лице ГК «Авангард», позиции марки в городе сейчас можно считать наиболее слабыми на фоне других мегаполисов Сибири. Так, Nissan занимает лишь 9-е место в Красноярске. В то же время в Иркутске и Барнауле она на 5-м месте. Однако назвать это достижением нельзя, т. к. еще в прошлом году Nissan был одним из лидеров иркутского рынка, а в этом году объемы реализации упали на целых 38%.

8-е место занимает отечественный УАЗ, традиционно за счет высоких позиций в Восточной Сибири.

Вслед за ним располагается немецкий Volkswagen. Половина его продаж приходится на семейство Polo, включая бюджетный седан. Лучше всего автомобили марки берут в Томске (4-е место, +11%). А вот в Барнауле и Иркутске «Das Auto» лишь замыкает первую десятку.

Наконец, в конце Топ-10 располагается японский Mitsubishi (+3,37%), вытеснивший с этой позиции Ford. Укрепление позиций в СФО марке обеспечили внедорожники Outlander и ASX. Наиболее заметные результаты у марки в Барнауле и Красноярске, где ей удалось удержать 8-е место. Однако в Томске, Омске и Кемерове марка даже не вошла в Топ-10.

Премиум-сегмент

Пока в целом сибирский рынок упал за год на 8,4%, премиум-сегмент вырос на 3,7%.

Как и в целом по России, лидером по продажам среди премиум-брендов Сибири стала компания Mercedes-Benz. На фоне роста сегмента на 3,7% немецкой марке удалось нарастить продажи на целых 34%. Автомобилям с трехлучевой звездой на капоте удалось стать первыми в Новосибирске, Омске, Иркутске и Барнауле. Из крупных городов Сибири лишь в Красноярске немцы уступили японцам в лице марки Lexus, а в Кемерове — Audi и Land Rover. Высокие позиции марке обеспечили седаны С-Класса и Е-Класса, а также компактный внедорожник GLK. Однако говоря об успехах Mercedes-Benz, стоит сразу оговориться, что среди обозначенного объема продаж немалую долю составляют поставки в рамках крупных корпоративных контрактов, заключенных импортером марки в России. Так, в одном только Новосибирске было продано более 200 автомобилей в рамках контракта с сетевой компанией NL International, купившей этот автопарк для поощрения своих менеджеров.

Второе место закрепил за собой теперь уже бывший лидер сибирского премиум-сегмента — Audi. Продажи автомобилей марки упали на 11,7%. Поддерживают их на текущий момент внедорожники Q3 и Q5. Первое место Audi удерживает лишь в Томске и Кемерове. А вот в Новосибирске и Барнауле марка вообще только четвертая.

Замыкает Топ-3 впервые японский Lexus. За счет расширения дилерской сети марка нарастила продажи на 16,61%, а в Красноярске ей удалось удержать лидерство. Лучше всего покупатели берут кроссовер RX, именно эта модель в принципе является одной из самых покупаемых в премиум-сегменте Сибири, а также внедорожник LX.

Лишь на 4-м месте располагается BMW, предемонстрировавшая падение в размере 8%. Тем не менее в отдельных городах региона позиции бренда сильнее, чем в целом по СФО. Так, к примеру, в Новосибирске, Иркутске и Омске бренд удерживает вторую строчку. Наибольший вклад в продажи марки внесли седаны 3-й и 5-й серии.

Замыкает Топ-5 британский Land Rover, увеличивший продажи на 15,55%. Таким результатам марка обязана флагманскому Range Rover и свежему экстравагантному внедорожнику Evoque. Больше всего английскую марку любят в Кемерове и Иркутске, где она располагается на 2-й строчке.

Если же судить по такому показателю, как прирост продаж, то лидерами стали Mercedes-Benz (34%) и Lexus (16,6%), а аутсайдерами — Cadillac (–63%) и Volvo (–46%).

В заключение стоит отметить, что в 2013 году своих владельцев нашли пять спорткаров Porsche 911, три Audi TT (в Красноярске и Новосибирске), один BMW Z4 (в Иркутске), 18 спорткаров Toyota GT86 и шесть Subaru BRZ. Также в СФО было реализовано 12 флагманских седанов Jaguar XJ, 12 спортседанов Porsche Panamera и 21 купе-седан Mercedes-Benz CLS.

Успешные дилеры

Базируясь на данных АЕБ и «Автостата», «КС» посчитал доли рынка ключевых сибирских автомобильных дилеров в основных регионах их присутствия. Согласно полученным результатам, 1-е место среди сибирских авторитейлеров по описанному выше показателю занял крупный алтайский авторитейлер «АНТ» (официальный дилер Lada, Nissan, Mitsubishi, Citroen, Hyundai в Барнауле) с 33,96% рынка. На него приходится каждый пятый Citroen, каждый восьмой Nissan и каждый восьмой Hyundai, проданный в СФО.

На втором месте среди сибирских дилеров, как и год назад, закрепилась омская ГК «Евразия-Моторс» (официальный дилер Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Hyundai, Renault, Volkswagen) известного местного бизнесмена Ильи Фридмана с 25,53% рынка. Примечательно, что осенью этого года авторитейлер по собственной инициативе прекратил свою деятельность в качестве дилера Ford.

На третьей строчке по итогам года оказалась иркутская ГК «Россо» Амгалана Базархандаева, являющаяся официальным дилером Audi, Volkswagen, Skoda, Мitsubishi, Hyundai, Peugeot. Ее доля составила 21,33%.

Четвертую строчку занимает красноярский «Медведь-Холдинг» (официальный дилер Volkswagen, Skoda, Hyundai, Peugeot, BMW, Mitsubishi) Николая Бякова. После разделения другого крупного местного игрока ГК «Крепость» «Медведь-Холдинг» укрепил свои позиции как самый крупный авторитейлер Красноярска. Доля авторитейлера составляет 20,93%.

Замыкает Топ-5 новосибирская ГК «МАКС Моторс» Владимира Сафронова. С учетом самого большого в СФО портфеля представляемых брендов авторитейлеру удается наращивать занять свою долю рынка в Новосибирске. По итогам 2013 года этот показатель составил 20,14%. Кроме столицы Сибири, «МАКС Моторс» также обосновался в Омске и городе Белово Кемеровской области.

На шестой строчке располагается томская группа компаний «Автосан» Эдуарда Волчека, которая является официальным дилером Renault, Mitsubishi, Nissan, Hyundai, Citroen, Great Wall и занимает 19,16%.

Cедьмое место занимает ГК «Сибинпэкс» с 18,48% рынка. В Кузбассе этот авторитейлер, возглавляемый Фанией Сапожниковой, является официальным дилером Chevrolet, Opel, Cadillac, Audi, Volkswagen, Mazda и Suzuki.

Восьмую позицию удерживает омская ГК «Феникс Авто» Сергея Сырникова с 16,26% рынка. На текущий момент авторитейлер официально представляет в городе бренды Skoda, Subaru, Honda, Suzuki, Hyundai, Citroen. В свою очередь от бренда Audi «Феникс Авто» в 2013 году отказалась по собственному желанию.

На девятой строчке находится иркутская группа компаний «Первая Автоколонна», соучредителями которой являются Петр Хомяков и Вячеслав Чертков. Авторитейлер является официальным дилером Mercedes-Benz, Volvo, Land Rover, Ford, Mazda, KIA, Chevrolet, Porsche в Иркутске и занимает 15,04% рынка.

Замыкает Топ-10 ГК «СЛК-Моторс» Натальи Ждановой (14,5%). В этом году дилер взял курс не на экспансию, а на оптимизацию портфеля и достижение большей эффективности. Группа компаний отказалась по своему желанию от брендов Lada, Ford, Volvo и Mitsibishi и оставила у себя марки Toyota, Lexus, Nissan, Hyundai, Audi, Porsche. Также «СЛК-Моторс» представляет на правах официального дилера бренды Toyota и Lexus не только в Новосибирске, но и в Барнауле.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ