«Цена контракта, а не деловая репутация остается решающим фактором на торгах»

2013 год для сферы дорожного строительства стал первым годом работы по новым правилам. Речь идет о возможности заключения долгосрочных контрактов на содержание дорог. Как такая практика повлияла на исполнение подрядчиками своих обязательств, какие бюджеты в этом году выделяются на дорожное строительство и каков уровень конкуренции за тендеры корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ РЕЗНИКОВУ рассказал начальник Федерального управления автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства ДМИТРИЙ ТУЛЕЕВ.

— Как вы оцениваете предварительные итоги работы в 2013 году? Удалось ли достичь желаемых показателей?

— В начале года перед нами стояла амбициозная задача увеличить объем ремонта на подведомственных дорогах в два раза по сравнению с прошлым годом. С этой задачей мы справились. В итоге общая протяженность участков капитального ремонта в границах подведомственных нам регионов составила 67 км, текущего ремонта — 384 км. В деньгах это более 4,2 млрд рублей — в два с лишним раза больше, чем в 2012 году. В целом рост федерального финансирования ремонта и капитального ремонта дорог позволяет увеличить не только объем ремонта, но и применение современных материалов в ремонтных работах: битумо-минеральных открытых смесей, щебеночно-мастичного асфальтобетона на полимерно-битумном вяжущем, геосинтетических материалов, и это тоже важный итог уходящего года. Значительное увеличение финансирования капитального ремонта дорог впервые позволило выйти на уровень нормативной потребности — 68 км в год. Таким образом, капитальность выполняемых работ вышла на первый план.

— Какие наиболее крупные объекты этого года в Западной Сибири вы можете выделить?

— Если продолжать тему ремонта, то это прежде всего ввод в эксплуатацию двух серьезных объектов, переходящих с 2012 года: участка трассы Р-255 «Сибирь» протяженностью около 16 км на подъезде к городу Томску, который в результате реконструкции переведен из третьей технической категории во вторую, а также отремонтированного участка моста через реку Иртыш в пригороде Омска протяженностью более 600 метров. Кроме того, в нынешнем году положено начало реализации программы капитального ремонта 45-километрового участка трассы Р-254 (км 1345 — км 1392) в Новосибирской области, который должен завершиться в 2015 году: отремонтированы первые двадцать с лишним километров. Ну и, разумеется, 2013 год для Новосибирской области, в целом для Сибири войдет в историю началом реализации проекта Восточного обхода Новосибирска. В данный момент в границах первого этапа дороги — от пересечения с трассой Новосибирск–Ленинск-Кузнецкий до примыкания к автодороге Академгородок–Кольцово — ведется подготовка площадки к строительству: вырубка леса, перенос коммуникаций, работы по устройству земляного полотна и малых искусственных сооружений.

— Какие принципы лежат в основе распределения денежных средств на тот или иной объект и в оценке приоритетности того или иного объекта?

— Ежегодно формируя перспективные планы строительных и ремонтных работ, мы руководствуемся прежде всего принципом эффективного использования бюджетных средств: оптимальное соотношение затрат и качества работ.

Что касается приоритетности объектов, это понятие вряд ли применимо к федеральным трассам, здесь все объекты государственной важности. Другое дело, что существующая сеть, за исключением новых объектов, построена несколько десятилетий назад, и большинство дорог по своей пропускной способности и другим техническим характеристикам не соответствуют современным требованиям. Именно участкам, которые не справляются с транспортной нагрузкой, уделяется внимание в первую очередь. Исходя из этих соображений, спроектирован Восточный обход Новосибирска, который должен разгрузить трассу Р-256 Чуйский тракт, произведена реконструкция подъезда к Томску, о чем я уже говорил выше, отремонтирован участок Чуйского тракта на подъезде к Бердску — так называемое Бердское шоссе, — где в процессе ремонта оборудована дополнительная полоса в районе поселка Новый… Что же касается новых объектов федеральной сети, в масштабе всей страны они проектируются и строятся с учетом современных реалий. Словом, постепенно дорожная сеть меняет свой облик. Согласно политике Федерального дорожного агентства, к 2018 году не менее 80% российских федеральных трасс будут приведены в нормативное состояние.

— Как вы оцениваете текущий уровень конкуренции на рынке за дорожные тендеры? Насколько активно выходят на дорожный рынок СФО компании из других регионов РФ? Насколько добросовестно они себя ведут на рынке?

— Да, этот процесс наблюдается. Сама по себе конкуренция, если она здоровая и честная, — абсолютно нормальное явление в любой отрасли. Проблема в том, что по-прежнему цена контракта, а не деловая репутация организации остается решающим фактором на торгах. Не могу сказать, что в наших регионах наблюдается сильная конкуренция с иногородними подрядчиками, тем не менее заявки на торги поступают и из других регионов, в том числе из Москвы.

— С какими подрядчиками вы сейчас судитесь по причине некачественной работы?

— Настолько проблемных подрядчиков у нас сейчас нет. Если в рамках гарантийных обязательств возникают какие-то проблемы, они решаются в рабочем порядке. 2013 год был первым годом работы по долгосрочным контрактам на содержание дорог. В рамках этих контрактов мы усилили степень ответственности подрядчика за неисполнение наших предписаний по устранению выявленных дефектов. Сумма штрафов в таких ситуациях может достигать 100 тысяч рублей.

— Кстати, насколько велик процент подрядчиков, которые сейчас замыкают на себе полный комплекс дорожных работ (строительство дорог, ремонт, содержание)?

— Это, как я уже сказал, сложившийся блок серьезных подрядных организаций: ОАО «Новосибирскавтодор» и ЗАО «Сибтермопласт» в Новосибирской области, ОАО «Мариинскавтодор» и ОАО «Автодор» в Кемеровской, государственные ДРСУ в Омской и Томской областях. Все они работают с нами по пятилетним комплексным контрактам, в рамках которых несут полную ответственность за весь спектр работ на своих участках.

— Каковы ваши планы на 2014 год в части организации дорожного строительства, ремонта?

— Рост федерального финансирования продолжится и в 2014 году. Программой работ по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог и дорожных сооружений на них Росавтодором определен план в объеме 6,2 млрд рублей — в полтора раза больше, чем в 2013-м. Это позволит капитально отремонтировать 109,5 км, что больше нормативного уровня в 1,6 раза, текущий ремонт будет проведен на 137 км дорог и 260 км в рамках работ по содержанию (устройство шероховатой поверхностной обработки, слоев износа).

Планомерный рост финансирования в ближайшие годы позволит ликвидировать «недоремонт» и перейти от решения задач по поддержанию действующей сети автомобильных дорог к поэтапному повышению ее несущей способности.

Кроме того, в 2014 году нам, как и всем подведомственным учреждениям Росавтодора, предстоит решить ряд стратегических задач — по внедрению системы взимания платы за проезд грузового транспорта массой свыше 12 тонн, по развитию цивилизованной системы придорожного сервиса и целый ряд других.

Для справки

По итогам 2013 года в целом по «Сибуправтодору»:

капитальный ремонт автодорог — 68,301 км — 2105,625 млн руб.; ремонт автодорог — 393,637 км — 1945,811 млн руб.; капитальный ремонт искусственных сооружений (ИССО) — 152,310 п. м — 96,812 млн руб.; ремонт ИССО — 621,6 п. м — 68,118 млн руб.

В разрезе областей:

Новосибирская область — 1622,893 млн руб.:

капитальный ремонт автодорог — 16,096 км (779,965 млн руб.); ремонт автодорог — 123,275 км (807,722 млн руб.); капитальный ремонт ИССО — 73,26 п. м (35,206 млн руб.).

Кемеровская область — 1142,884 млн руб.:

капитальный ремонт автодорог — 18,137 км (592,348 млн руб.); ремонт автодорог — 106,472 км (488,930 млн руб.); капитальный ремонт ИССО — 79,05 п. м (61,606 млн руб.).

Омская область — 1450,589 млн руб.:

капитальный ремонт автодорог — 34,068 км (733,312 млн руб.); ремонт автодорог — 163,890 км (649,159 млн руб.); ремонт ИССО — 621,9 п. м (68,118 млн руб.).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ