2014 год: изменят ли банки направления развития по жезлу регулятора?

В российском банковском сообществе произошли существенные изменения по многим направлениям — от количественного и качественного состава до наметившейся переоценки приоритетов вложений и доходности. Во многом инициатором этого стал Центральный банк России, и результаты 2013 года — только самое начало будущих перемен. Однако и они дают основания для оценки возможных тенденций наступающего года. На чем предпочитают зарабатывать банкиры и какие сегменты станут ключевым полем для конкуренции между участниками рынка — в материале «КС».

Замедление темпов кредитования технологичных отраслей промышленности, незначительное удешевление кредитных ресурсов для корпоративного бизнеса, несмотря на постоянные посылы и призывы существенно облегчить доступ к банковским кредитам, управляемое уменьшение как прироста объемов розничного кредитования, так и процентных ставок — такие тенденции определяли рынок кредитных вложений российской банковской системы в 2013 году. С поправкой на некоторую региональную специфику им же был подвержен и сибирский финансовый сектор.

Проецируя происходящие процессы на будущий год с учетом анонсированных новаций и изменений, наиболее ожидаемым будет продолжение постепенного спада темпов выдач необеспеченных потребительских кредитов, в первую очередь — с наибольшими процентными ставками. Гашение ранее выданных ссуд с короткими сроками обещает появление небольшой свободной ликвидности, которая очень пригодится банкам в наши неспокойные времена. Сопутствующее снижение доходности потребует экономии расходов, в том числе на продвижение розничных продуктов, поэтому на фоне снижения затратных технологий возрастет активность прямых продаж банковскими специалистами.

Сегодня немалое количество кредитных организаций построили свои бизнес-модели на основе преобладания высокодоходного розничного кредитования. В технологии и развитие сетей продаж розничных продуктов вложены значительные деньги, в качестве ресурсов привлечены вклады населения — незапланированное снижение основного источника доходов может оказаться серьезным вызовом собственникам и топ-менеджерам розничных банков. Маловероятна переориентация на корпоративный бизнес — он имеет свои особенности, для постижения которых только желания и свободных денег недостаточно. Так что лучшей стратегией розничных банков обещает быть поддержание стабильности и поиск: новых технологий, доступных ниш на конкурентном рынке или возможностей слияния с крупными универсальными банками.

В качестве направлений розничного кредитования, которые имеют потенциал роста и не приходят в противоречие с политикой ЦБ, могут выступить займы населению, обеспеченные залогом, — автокредиты и ипотечные кредиты.

Банкам, формирующим первые «десятки» рейтингов, вряд ли грозят серьезные потрясения из-за прошедших и грядущих перемен на розничном направлении. Диверсификация вложений и умеренная кредитная политика позволяют спокойно наблюдать происходящие процессы, выжидая удобный момент для «предложения, от которого невозможно отказаться» в адрес очередного коллеги, расположенного ниже в банковской «табели о рангах». Однако спокойной жизни не ожидается и в этих кругах — если меры убеждения и призывы к поддержке отечественной экономики не найдут в самое ближайшее время адекватного ответа в виде снижения процентных ставок по корпоративным кредитам, то не исключены дополнительные, более доходчивые воздействия. Вопрос в том, проявит ли Центральный банк РФ, который уже показал свою способность добиваться в короткие сроки решения поставленных задач, ту же целеустремленность и настойчивость в корпоративном сегменте банковского рынка. Разрешение этой интриги возможно в самом начале наступающего года, после подведения итогов всех месяцев года уходящего.

В любом случае стоит ожидать снижения процентных доходов коммерческих организаций, а значит, самое время уделить более пристальное внимание малорисковым непроцентным доходам, а также «человеческому фактору».

Лицом банка и резервом увеличения комиссионных доходов является расчетно-кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

Можно ожидать усиления стремления к повышению качества обслуживания клиентов на фронт-линии и использования потенциала доходности расчетно-классового обслуживания (РКО) путем очевидного и неявного повышения тарифов. Пример первого — введение минимальных комиссий за ранее бесплатные операции, повышение платы за обработку документов на бумажном носителе, и пр. В неявной форме рост платы за РКО проявится более широким внедрением «пакетных предложений» по обслуживанию клиентов — наборов тарифов с фиксированной абонентской платой за заранее оговоренный круг операций. Это касается обслуживания как юридических лиц, так и физических, для которых «ключом» к РКО все чаще становится банковская пластиковая карта. Но конкуренция на банковском рынке не позволяет манипулировать тарифами с целью увеличения доходности без реверансов в сторону клиента. Для усиления притока новых клиентов, в т. ч. из банков с отозванными лицензиями, шире будут внедряться льготные периоды бесплатного РКО и акционные (действующие в течение ограниченного времени) тарифы и тарифные планы. На этом же направлении продолжится борьба за снижение операционных расходов — перевод клиентов на электронный документооборот путем увеличения разрыва стоимости между электронным и классическим обслуживанием с очевидным преимуществом первого.

Сами системы электронного документооборота продолжат эволюционировать, внося свой вклад в копилку банковских доходов. Для предприятий и организаций это выразится в повышении криптоустойчивости систем, для физических лиц — в опережающем развитии мобильного банкинга. Очень вероятно начало широкого предложения клиентам — физическим лицам дистанционных систем для анализа и управления личными финансами (Personal Financial Manager, PFM), интегрированных в традиционный «Интернет-Банк».

Еще одно направление, которое получит повышенное внимание банков в 2014 году, — зарплатные проекты. Этому виду банковской деятельности всегда уделялось достойное место, но сегодня есть объективные предпосылки для существенного роста заинтересованности банков в привлечении новых и удержании действующих клиентов. Это и необходимость поддержания и наращивания «подушки» ликвидности, и диктуемое временем желание снизить себестоимость привлеченных ресурсов, и использование держателей пластиковых карт как надежной базы потребительского кредитования и взимания комиссионных доходов за широкий спектр расчетных услуг. При этом объектом привлечения станут не только предприятия и организации из обанкротившихся банков, но и ныне здравствующие клиенты нетоповых кредитных организаций. Безусловно, банки, облеченные доверием ЦБ и АСВ, смогут акцентировать внимание клиентов на этом статусе в конкурентной борьбе, в том числе за возможность использовать свои пластиковые карты как инструмент безопасного и удобного получения заработной платы.

Как всегда в непростые времена, стоит ожидать усиленного продвижения банками различного рода информационных, консультационных и справочных услуг — как собственных, так и в качестве посредника между держателем информации (например, БКИ) и клиентом.

И напоследок — не исключено, что изменчивая, но мудрая Змея приготовила приятный сюрприз в виде некоторого улучшения макроэкономических показателей в ноябре–декабре 2013 года. Как говорилось выше, в ноябре ЦБ зафиксировал некоторое увеличение темпа роста кредитного портфеля нефинансовых организаций с превышением годового темпа над прошлогодним. А первые итоги работы российской промышленности в ноябре получают различные оценки, среди которых звучат и оптимистичные ноты — так, Минэкономразвития считает, что промышленное производство в России выросло на 0,2%, и даже прогнозирует устами замминистра Андрея Клепача, что «декабрь будет лучше, чем ноябрь. Это все укладывается в идею, что IV квартал — это квартал некоторого оживления».

До Нового года уже рукой подать, новогодние праздники пролетят незаметно, и вскоре можно будет вернуться к полноценному подведению итогов непростого 2013 года из новой реальности — года 2014-го.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«КС» попросил компании различных секторов экономики высказать свое мнение по поводу удобства взаимодействия с банками, на какие вопросы банкам следует обратить внимание при работе с клиентами, в каком направлении развивать свои продукты и услуги?

Сергей Нечаев, заместитель финансового директора по привлечению ресурсов ГК «Обувь России»:

— Предстоящий год будет непростым для экономики страны, поэтому банки будут играть ключевую роль в поддержке бизнеса. Чтобы они могли эффективно выполнять эту функцию, им необходимо индивидуально подходить к каждому клиенту и предлагать им продукт в соответствии с их потребностями: одним компаниям прежде всего важна стоимость заимствования, другим важно получить беззалоговый кредит. Опыт работы нашей компании с банками в этому году показал, что уже многие из них готовы применять индивидуальный подход. Мы в 10 банках открыли новые кредитные линии, удовлетворяющие нашим запросам.

Если говорить про направления развития продуктов и услуг, то при оформлении кредитов компаниям-клиентам до сих пор приходится предоставлять банкам горы бумажных документов — учредительные, бухгалтерские и прочие. Поскольку мы живем в век цифровой информации, хочется, чтобы банки также рассматривали возможность перейти на электронный документооборот в этой сфере. Это бы существенно сэкономило и время, и деньги как клиентов, так и самих банков. Также требует усовершенствования и система «Банк-Клиент», которая успешно работает во всех современных банках. Это конечно, хороший инструмент, но все-таки это продукт прошлого века.

Алексей Шпикельман, директор компании «Байт-Транзит-Континент»:

— Банкам нужно обратить внимание на сервис обслуживания клиентов. Говоря о сопровождении юридических лиц, зачастую в банках идут долгие согласования между собой, и на вопросы, задаваемые клиентами, сотрудники банков берут долгие паузы в ответах. Часто бывает требование банка предоставить список документов, и этот список не конечный, зачастую он список увеличивается в разы, хотелось бы понять сразу, каков должен быть полный комплект документов. Мое предложение — периодически обучать сотрудников внутренним услугам банков.

На сегодняшний день во всех банках практически одинаковые условия предоставления финансовых услуг, за исключением достаточно крупных сделок, которые позволяют не все банки. Поэтому развитие банков возможно только посредством внутреннего сервиса обслуживания и внимательного отношения к клиентам. Сейчас чрезмерное значение имеют скорость обслуживания и скорость принятия решение, оформление этих решений.

Пресс-служба ОАО «ХК Сибирский цемент»:

— Предложения банков по проектному финансированию весьма ограничены. Они не готовы выделять кредиты на десять и более лет. К тому же дешевыми эти кредитные ресурсы не назовешь. Отсюда следует логичный и обоснованный вывод: производство цемента остается рентабельным, но только крупные холдинги могут аккумулировать достаточно средств для того, чтобы вести модернизацию предприятий и повышать эффективность производства.

Точка зрения

ВИЛЕН ЛИ, директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью РОСГОССТРАХ БАНКА

Сегодня основные доходы отечественные банки получают за счет выдачи потребительских кредитов. В течение ближайших лет также будет сохраняться тенденция роста доли потребительских кредитов в кредитном портфеле банков, так как именно они характеризуются стабильным спросом, хорошей доходностью и приемлемым уровнем рисков. При этом в 2014 году в связи с высоким уровнем закредитованности россиян большая часть банков переориентируется на выдачу кредитов с обеспечением, также кредитные организации будут совершенствовать скоринговую модель, чтобы еще более точно оценивать рисковые составляющие портфеля, систематизировать все процессы.

Также стоит отметить, что в ближайшие годы с учетом рыночных реалий банки будут диверсифицировать свой бизнес и доходы, обращая внимания не только на процентные, но и на комиссионные прибыли, и стараться зарабатывать в том числе и на классическом транзакционном банкинге, кросспродажах и пр.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ